Общая характеристика учебной деятельности

В общей теории учения, основы которой, как отмечалось, были заложены Я.-А.Коменским, И.Г.Песталоцци, А.Дистервегом, И.Гербертом, в нашей стране - К.Д. Ушинским, П.Ф.Каптеревым, С.Т.Шацким, П.П.Нечаевым, М.Я.Басовым, П.П.Блонским, Л.С.Выготским, Н.К.Крупской, А.С.Макаренко, а также крупнейшими представителями отечественной и зарубежной педагогической психологии середины ХХ столетия (Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов, и др.), сформировалась собственно психологическая теория учебной деятельности, являясь научным приоритетом России. Ее разработчики – Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов, А.К.Маркова, П.Я.Гальперин, Н.Ф.Талызина и др. (в широком контексте теории деятельности, психологические основы которой были заложены трудами Л.С.Выготского, С.Л.Рубинштейна, а конкретное содержание сформулировано А.Н.Леонтьевым) поставили новую проблему в теории обучения – изменить сам объект деятельности в процессе действий, воспроизводящих объективные свойства познаваемого предмета, при решении учебных задач обобщенными способами действий.

Определение учебной деятельности.

Понятие «учебная деятельность» достаточно неоднозначно. В широком смысле слова, она иногда неправомерно рассматривается как синоним понятий научение, учение и даже обучение. В узком смысле, последнее, согласно Д.Б. Эльконину, - ведущий тип деятельности в младшем школьном возрасте.

Д.Б. Эльконин считал, что «учебная деятельность – это деятельность, направленная, имеющая своим содержанием овладение обобщенными способами действий в сфере научных понятий... такая деятельность должна побуждаться адекватными мотивами, ими могут быть...мотивы приобретения обобщенных способов действий, или, проще говоря, мотивы собственного роста, собственного совершенствования».

Учение как деятельность имеет место там, где действия человека управляются сознательной целью усвоить определенные знания, навыки, умения.

Исходным моментом в учении является потребностно-мотивационный аспект. Познавательная потребность является, с одной стороны, предпосылкой деятельности учения, с другой стороны, ее результатом – сформированным мотивом.

Учебная деятельность специфична, т.к. направлена на самого обучаемого как ее субъекта для его совершенствования, развития, формирования личности через целенаправленное осознание, присвоение общественного опыта.

Основные характеристики учебной деятельности.

По И.И. Ильясову, существует 3 основных характеристики учебной деятельности:

1. Учебная деятельность специально направлена на овладение учебными материалами и решение учебных задач,

2. В ней осваиваются общие способы действий и научные понятия,

3. Общие способы действия предваряют решение задачи. Добавим еще одну существенную характеристику учебной деятельности: она отвечает познавательному, постоянно неудовлетворенному стремлению. В силу этого самодвижения

4. Учебная деятельности ведет к изменениям в самом субъекте, что, по Д.Б. Эльконину, является основной ее характеристикой, т.е. учебная деятельность ведет к изменению в самом ученике – вот что в ней главное.

5. По И. Лингарт (чешский теоретик процесса и структуры учения), изменение психических свойств и поведения ученика зависит от результатов его действий.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: