Освоение системы знаний на основе навыков – основное содержание обучения, т.е. навык занимает центральное место в процессе усвоения.
Чаще всего, навык – это прочное, доведенное до совершенства в результате многократного упражнения действие, характеризуемое отсутствием контроля сознания, оптимальным временем выполнения и качеством.
Многих ученых объединяет общий подход к периодам, этапам формирования навыка. Так, Л.Б.Ительсон называет этапами развития навыка общую схему усвоения, подтверждая общность этого процесса для знаний и действий.
Эффективность зависит от:
1. правильного распределение упражнений во времени,
2. понимания плана выполнения действий,
3. знания результатов действия,
4. влияния усвоенных навыков на данный момент научения,
5. умения сочетать репродуктивность и продуктивность.
Развитие навыка, по Л.Б. Ительсону, включает этапы развития навыка, характер навыка, цель навыка и особенности выполнения.
Этапы развития навыка | Характер навыка | Цель навыка | Особенности выполнения действия |
ознакомительный | Осмысливание действий и их представление | Ознакомление с приемами выполнения действий | Отчетливое понимание цели, но смутное – способов ее достижения, весьма грубые ошибки при действии |
Подготовительный (аналитический) | Сознательное, но неумелое выполнение | Овладение отдельными элементами действия, анализ способов их выполнения | Отчетливое понимание способов выполнения действия, но неточное и неустойчивое его выполнение, много лишних движений, очень напряжено внимание, сосредоточенность на своих действиях, плохой контроль |
Стандартизирующий (синтетический) | Автоматизация элементов действия | Сочетание и объединение элементарных движений в единое действие | Повышение качества движений, их слияние, устранение лишних, перенос внимания на результат, улучшение контроля, переход к мускульному контролю |
Варьирующий (ситуативный) | Пластическая приспособляемость к ситуации | Овладение произвольным регулированием характера действия | Гибкое целесообразное выполнение действий, контроль на основе специальных сенсорных синтезов, интеллектуальные синтезы (интуиция) |
Научение характеризуется как прогрессивное, поступательное количественное и качественное изменение усваиваемых человеком знаний, формируемых навыков и творческий умений их использования в разных ситуациях. Соответственно это относится и выработке навыков. Навыки формируются по определенным законам, например, навык, выработанный в ходе научения, можно графически изобразить так называемой кривой научения или кривой упражнений.
|
|
При этом кривые упражнения могут быть с отрицательным ускорением, т.е. сначала навык формируется быстро, а затем все более замедляется до определенной скорости. Кривые с положительным ускорением (сначала овладение действием идет медленно, а затем все быстрее) тоже имеют место. Иногда возникает «стояние на месте», что графически изображается неизменяемой параллельной оси х линией (= плато).
|
|
Навыки оказывают положительное и отрицательное влияние друг на друга. Положительное влияние ранее выработанного навыка на последующий навык называется переносом или трансфером, отрицательное, тормозящее - интерференцией навыков.
Следует отметить связь успешности формирования навыка и уровня мотивации учения. Они подчиняются законам Йеркса-Додсона, который гласит:
1) максимально успешное научение возможно при оптимальной мотивации,
2) чем сложнее деятельность (навык), тем ниже уровень мотивации.
Существуют внутренние и внешние критерии сформированности навыка:
Внешние критерии:
1) правильность и качественность оформления навыков (отсутствие ошибок),
2) скорость выполнения отдельных операций и их последовательность.
Внутренние критерии:
1) отсутствие направленности сознания на форму выполнения действия,
2) отсутствие напряжения и быстрой утомляемости,
3) выпадение промежуточных операций внутри действия.
Исходя из описанных выше компонентов усвоения как основы учебной деятельности, можно сделать вывод, что это сложный неоднородный процесс, включающий этапы и специфические особенности, проявляющиеся явно в формировании навыков.