Социально-культурная среда

Для полного представления о сущности социально-культурной деятельности принципиальное значение имеет конкретная, содер­жательная трактовка такого понятия как «социально-культурная среда».

Это понятие наполнено огромным социальным смыслом. Го­воря о социально-культурной среде, нельзя ограничивать ее сфе­рой науки, культуры и образования, оставляя вне поля зрения та­кие социально значимые вопросы, как, например, права и свободы человека, цивилизованные формы контактов между людьми, сво­бодное и широкое распространение информации.

Принято считать, что культурная среда творится профессио­нальными работниками культуры, художниками, дизайнерами, другими представителями творческой интеллигенции, специали­зированными государственными и негосударственными организа­циями и службами. Они призваны предоставить человеку некое культурное пространство, которое он обживает. При этом в самом понятии «обживание культурного пространства» как будто бы со­держится признание необходимости активного, деятельностного начала. Однако на практике такое «обживание», как правило, сво­дится к освоению предложенных и реализованных кем-то извне идей и проектов. Подобное «обживание» ничего общего не имеет с подлинной социально-культурной деятельностью многочисленных субъектов, в первую очередь, представителей различных групп населения, творческим их сотрудничеством, взаимодействием с профессионалами. Это сотрудничество, взаимодействие возникает только тогда, когда широким слоям населения предлагаются куль­турная среда, культурное пространство, действительно открытые для самодеятельности.

На протяжении многих лет под социально-культурной дея­тельностью подразумевались, как правило, либо любительские занятия художественным или техническим творчеством, либо ока­зание физической помощи в строительстве, благоустройстве и ре­монте социально-культурных объектов: клубов, Домов культуры,





Т.Г. Киселева, JO.Д. Красильников. Социально-культурная деятельность

танцплощадок, спортивных сооружений и т.д. Широкого размаха достигло движение добровольцев, обязавшихся безвозмездно от­работать на строительстве объектов культуры и быта определен­ное число выходных дней. Это, несомненно, принесло ощутимую пользу, поскольку в условиях утвердившегося остаточного прин­ципа выделения ресурсов для развития социально-культурной сферы во многих регионах, особенно в городах-новостройках, сельской местности и т.д., действительно требовалось сооружение объектов культуры и досуга, укрепление материальной базы, не­обходимой для удовлетворения духовных запросов людей в сфере свободного времени.

Однако даже развитая социально-культурная инфраструктура, сеть учреждений культуры, искусства, спорта с широким предло­жением благ еще не решают проблему досуга. Все это - лишь крайне существенный, важный элемент полноценной, жизненно необходимой человеку культурной среды.

Среда досуга и общения имеет ярко выраженный социальный характер. Наш курс рассматривает ее в самом широком плане -как социально-культурную среду, предполагающую наличие трех обязательных элементов: активных субъектов социально-культурной деятельности в лице различных общественных инсти­тутов, социальных групп и отдельных индивидуумов; самого про­цесса этой деятельности на всех ее этапах; совокупности объек­тивных условий, факторов и возможностей для ее реализации.

Понятие «социально-культурная среда» означает, таким обра­зом, конкретное своеобразие и проявление общественных отноше­ний в сфере культуры и досуга. Эти отношения между участника­ми социально-культурной деятельности могут выстраиваться как по вертикали (по принципу субординации), так и по горизонтали (по принципу координации). Они могут носить либо сугубо фор­мальный (для формализованных структур), либо неформальный (для неформальных групп и общностей) характер,

В отличие от широкой социально-культурной макросреды, в которой действуют факторы, закономерности и институты обще­государственного масштаба, микросреда - это сфера действия ма­лых групп и входящих в них личностей, их непосредственное со­циально-культурное окружение.


Раздел I. Теоретические основы социально-культурной деятельности

Социально-культурная микросреда, ближайшее окружение че­ловека, включает в себя множество составных элементов — мик­росред досуга и общения. К ним относятся: среда общения в се­мье; среда общения с ближайшими родственниками, друзьями, соседями по квартире, дому, двору; среда личностного общения в дошкольных учреждениях, школе, техникуме, вузе; внешкольная, внеучебная и внесемейная среда общения; производственно-трудовая среда общения; среда внеличностного общения (влияние средств массовой информации, общение с книгой, искусством, природой, животными и т.д.); круг общения по профессии, а также непрофессиональным интересам, временным увлечениям.

Личность может менять свое место в социально-культурной среде, постоянно переходить из одной микросреды досуга и обще­ния в другую и тем самым конструировать в определенной мере свою социально-культурную среду. Естественно, подобная и, на первый взгляд, ничем не ограниченная мобильность человека в социально-культурной среде на самом деле не является абсолют­ной. Она имеет определенные пределы, обусловленные общест­венно-экономическими отношениями, структурой общественного устройства. Тем не менее эта свобода выбора, активность лично­сти по отношению к избираемой ею среде досуга и общения не может не учитываться в процессе разработки и реализации соци­ально-культурных проектов, организации социааьно-культурной деятельности.

Альтернативность, инвариантность социально-культ\рной среды представляет собой широкое поле для проявления инициа­тивы и самостоятельности, творчества и самоутверждения челове­ка, свободы его социального поведения и социальных ориентации, оценок и предпочтений, свободного участия в принятии социаль­ных решений.

Цементирующей основой для сохранения и развития жизне­способной социально-культурной среды является, как свидетель­ствует практика, наличие в существующей инфраструктуре города или района достаточно популярных у жителей традиционных и со­временных нетрадиционных досуговых центров, в которых преоб­ладающим фактором является досуговая активность населения, самодеятельное культуротворческое начало. На региональном





Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников. Социально-культурная деятельностьРаздел I. Теоретические основы социально-культурной деятельности


уровне, в масштабах микрорайона, малого, среднего, крупного го­рода предпринимаются попытки найти достаточно эффективные пути, которые смогут в той или иной мере приостановить, нейтра­лизовать сам процесс относительного спада культурно-творческой активности населения. В муниципальных программах социально-культурного развития регионов предусматривается совершенство­вание отдыха людей, развлечений, концертно-зрелищной и физ­культурно-оздоровительной работы, борьба с алкоголизмом, нар­команией, правонарушениями, профилактика антисоциального поведения.

Однако все эти острейшие, злободневные социальные пробле­мы не могут быть решены по отдельности. Их решение невозмож­но без наличия целостной (городской или сельской) культурной среды, соответствующей нынешнему этапу развития общества и активной роли в этой среде самого человека. Полноценная, соци­ально открытая культурная среда жизненно необходима для чело­века, для его повседневной деятельности. С одной стороны, она предоставляет широкий простор для общественных инициатив и движений культурно-исторического, экологического, просвети­тельного, физкультурно-оздоровительного характера. С другой — является тем свободным пространством, в котором сосредоточены, непрерывно циркулируют и взаимодействуют друг с другом мно­гочисленные субкультуры - возрастные, социальные, профессио­нальные, этнические, конфессиональные и т.д.

В этой среде постепенно изживают себя традиционные подхо­ды, основанные только на потреблении предлагаемых готовых культурных благ. Этот процесс естественный и необратимый, по­скольку время постоянно рождает новые духовные потребности, и практически невозможно удовлетворить их всякий раз только с помощью формальных структур - специальных органов и учреж­дений.

Социально-культурная деятельность различных слоев населе­ния в нашей стране всегда исторически была связана со стреми­тельно развивающимся социумом. Конкретным результатом соци­альной инициативы, культурно-преобразующей деятельности миллионов людей были возникшие в 20-е годы XX века многочис­ленные рабочие и красноармейские клубы, клубы творческой ин­теллигенции, сельские избы-читальни, домпросветы, пункты лик-


беза, разнопрофильные кружки и студии, кооперативные столовые и чайные, дома-коммуны, первые рабоче-крестьянские здравницы

и т.д.

В то же время в социально-культурной среде господствовали чрезмерная централизация управления, исторически сложившийся ориентир на однообразные типы «традиционного» клуба, Дома культуры, музея, парка, библиотеки. Обеднение форм и методов работы, отсталость материально-технической базы этих учрежде­ний на фоне расширения предложений различных форм досуга кооперативами, хозрасчетными и другими досугов ыми центрами, динамического развития средств массовой информации, возраста­ния уровня и многообразия духовных потребностей людей поро­дили в значительной массе населения, особенно среди подростков, молодежи, негативное отношение, определенный кризис доверия к сегодняшним и будущим инициативам государства в социально-культурной сфере. Существовавший на протяжении многих лет определенный авторитет традиционного клуба или библиотеки сегодня основательно поблек, далеко не всегда отвечает современ­ным ожиданиям и представлениям населения.

Многочисленные социальные инициативы и начинания, не­прерывно возникающие в рамках свободного времени людей, -сегодня один из самых привычных, постоянных элементов куль­турной среды города и села. Они являются и результатом, и необ­ходимым условием непосредственного общения детей, подростков и взрослых, их живой потребностью участия в общественно-полезных делах. По сути, мы имеем дело с коллективными уси­лиями людей, чья социально-культурная активность, с одной сто­роны, не ограничивается узкими семейными рамками, а с другой -по тем или иным причинам не вписывается в деятельность совре­менных институтов социально-культурной сферы - клубов, теат­ров, парков, музеев, художественных студий и т.д.

Социально-культурная среда в настоящее время далеко не все­гда и не везде подготовлена к глубоким изменениям, происходя­щим в обществе и в сознании людей. Создавая новые условия ее функционирования, эти изменения выдвигают новые требования как к формам организации творчества и досуга, так и к целям и методам их реализации.





Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников. Социально-культурная деятельность


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: