Толерантность в контексте социально-культурной реабилитации

В глобальном контексте достаточно четко просматривается взаимосвязь идеи создания в России полноценного гражданского общества и развертывания системы социально-культурной реаби­литации как одного из эффективных инструментов реализации этой идеи. Признание такой взаимосвязи требует дальнейшего ос­мысления и изменения самого функционального устройства реа­билитационного процесса - от четко прописанных в квалификаци­онных характеристиках целей и задач деятельности специалистов (организаторов) до надежно выверенной диагностики и оценки результативности используемых ими социально-культурных мето­дов и технологий.

Решение проблем жизни, труда, быта и досуга лиц с социаль­ной недостаточностью требует комплексного подхода. Говоря о людях, входящих в ближайшее окружение человека с социальной недостаточностью (инвалида или пожилого), подчеркнем, что до­минирующее место в работе с ними занимает формирование у них толерантности - качества, предполагающего терпимое, уважи­тельное отношение к любому инакомыслию и инакодействию, равно как и к людям, которые в силу своего преклонного возраста, физических или умственных недостатков отличаются от окруже­ния.


ТТ. Киселева, Ю.Д. Красильников. Социально-культурная деятельност ь.

Как уже отмечалось, в обществе распространен устойчивы неблагоприятный стереотип восприятия таких неизбежных соци альных явлений, как инвалидность и старость. Например, некоторые люди психологически слабо подготовлены к наступлению поилого возраста, с трудом находят взаимопонимание с пожилыма: родственниками, другими согражданами старших возрастных, групп. Отсюда нередки в молодежной и подростковой сред проявления так называемого «эйджизма» - нетерпимости, непри- ятия представителей старшего поколения. Снижение уровня творческой активности пожилых людей, ослабление их социальной! адаптации также является проблемой.

Подобная жизнедеятельная парадигма в работе с социалы незащищенными людьми выходит далеко за рамки чисто реаби литационной проблематики. Дело в том, что многие проблемы временной педагогики часто определяются неспособностью тра| диционных воспитательных систем, распространенных в совр менной школе, подготовить человека к драматическим реалия жизни. Это, в свою очередь, вызвано отрывочным и фрагментар ным характером образа самого человека, который формируется 4 образовательном процессе, вытеснением из образовательного териала наиболее острой проблематики человеческого бытия, ег неотъемлемых атрибутов - борьбы, страданий, несчастья. Восш тайного на таком «урезанном» проблемном поле молодого чело века при столкновении с драматической реальностью неизбе ожидают разочарование, цинизм и опустошенность.

Исследователи природы толерантности и нетерпимости под черкивают, что толерантность (терпимость) и терпение (терпели вость) далеко не равнозначные понятия. Терпение чаще всего вы ражает чувство или действие со стороны человека, испытыва щего боль, насилие или другие формы негативного воздейств Терпимость - это способность личности открыто и решительна признать равенство других, отказаться от какого-либо доминирс вания или насилия по отношению к инакомыслящим или инако действующим.

Как свойство, родственное свободному мышлению, талера*ность предполагает осознание того, что окружающая социально культурная среда является многоликой и многомерной, а знач* оценки находящихся в этой среде людей, в том числе лиц с


раздел П. Сферы реализации социально-культурной деятельности

недостаточностью, не могут и не должны сводиться к сте­реотипам.

Толерантность как установка в отношении личности всегда является результатом добровольного индивидуального выбора, она не навязыва­йся, а приобретается в процессе воспитания, усвоения соответствую­щей информации, накопления личного жизненного опыта. Не овладев «азами» толерантности, социальному педагогу, менеджеру, технологу трудно добиваться решения реабилитационных задач, преодолевать пре­пятствия в повседневных контактах с инвалидами и пожилыми людьми, менять, когда это нужно, тактику своего поведения. Не случайно толе­рантность стала «хитом» в повседневной практике менеджеров, педаго­гов, психологов, технологов, занятых в инвалидной или пожилой средах.

Для школьной и студенческой аудитории специалистами раз­работана система тестов, позволяющих участникам проверить се­бя на толерантность, то есть определить, в какой степени каждый из них способен в инвалидной или пожилой среде продемон­стрировать открытость, уважение к этим людям, солидарность и сопричастность с этой средой.

Результаты тестов дали возможность разработать и осущест­вить анализ специальной шкалы толерантности, в которой фикси­руются три уровня проявления этого качества у каждого из участ­ников теста: 1)пассивность, закомплексованность; 2)терпимость, толерантность в полном смысле слова; 3)агрессивность, открытая неприязнь человека к окружающим его лицам с ограниченными возможностями.

Работы и пособия, связанные с социально-культурной реабилита­цией и воспитанием толерантности, используются при подготовке спе­циалистов, персонала и управленческих кадров учреждений социальной защиты.

Бесспорен факт, что отношение к инвалидам и пожилым лю­дям свидетельствует о зрелости, социальном и нравственном здо­ровье общества. Совместная деятельность органов исполнитель­ной власти всех уровней, общественных объединений, предпри­ятий и организаций, самих инвалидов и лиц пожилого возраста показала, что россияне готовы сделать все возможное, чтобы соз­дать условия для нормальной жизни людей в старости. Общество готово преодолеть стереотипные представления о представителях


Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников. Социально-культурная деятельность

этих групп населения, полнее использовать их профессиональный опыт и творческий потенциал.

Реабилитационный потенциал социально-культурной деятель­ности обусловлен ее социализирующими и идентификационными возможностями. Всемирно-исторический процесс породил колос­сальное многообразие частных факторов культурного развития человека и человечества, которые ребенок застает в готовой фор­ме. Однако без внутренней духовно-смысловой работы значение этих факторов осталось бы «нулевым», а ребенок - абсолютно беспомощным существом перед лицом социокультурной реально­сти. Природа (если рассматривать ее в контексте антропогенеза), изъяв из генофонда человека инстинктивные механизмы поведе­ния, передала свои развивающие функции культуре, которая ос­тавляет свои творения открытыми для творческого освоения ре­бенком1. Таким образом, культура создает для человека исходную проблемную ситуацию развития, ставит его перед необходимо­стью развиваться универсально, т.е. саморазвиваться.

На разных этапах онтогенеза ресурсы социокультурной среды претерпевают существенные преобразования в контексте собственной деятельности ребенка. Преобразуя ресурсы социокультурной среды, ребенок заново конструирует ее новые смысловые фрагменты, инициативно расширяя границы своего индивидуального опыта - границы той локальной зоны ближайшего развития, которые непосредственно задает взрослый. Тем самым самодетерминация целостного способа деятельной жизни ребенка становится логической доминантой его бытия. Это позволяет интерпре­тировать психическое развитие ребенка как изначально творческий, креативный процесс2.

Творческое участие ребенка в изменении действительности и] самоизменении - процесс внутренне противоречивый. С одной стороны, такое участие предполагает разрыв с традиционным социальным опытом, известную свободу от его эталонов. С другой стороны, он подразумевает сопричастность ребенка творческой? традиции.

Кудрявцев В. Т. Указ. соч. - С. 67. Там же. - С. 68.


раздел II. Сферы реализации социально-культурной деятельности

Система социально-культурной реабилитации и поддержки, охватывающая сегодня практически большую часть населения, является и средством, и результатом общественной практики со­циально-культурной деятельности. В этой области занят много­численный отряд специалистов - профессионалов самых различ­ных отраслей и направлений. Все они прямо или косвенно участ­вуют в реализации реабилитационных проектов и программ, осу­ществлении многочисленных культуротерапевтических, реабили­тационных технологий. Ниже приводится схема, дающая пред­ставление о широкой профилизации сотрудников социальных служб и учреждений.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: