Анализ работ по квалиметрии показывает, что экспертный метод не сводится только к «мнению ученых-специалистов» и что на современном этапе развития педагогических наук «сферу действия экспертного метода» необходимо расширить.
Метод ГЭО применительно к спортивно-эстетическим исследованиям заключается в проведении специально отобранными экспертами интуитивно-логического анализа технико-эстетической проблемы с количественной оценкой своих суждений (оценка в баллах) и обработкой этих результатов методами математической статистики. Причем, все операции (подбор экспертов, проведение экспертизы, обработка экспертных оценок) должны проводиться с учетом требований и рекомендаций государственных стандартов, касающихся проведения экспертных оценок в различных отраслях.
В основе метода ГЭО лежат следующие утверждения:
1. Экспертная оценка имеет вероятностный характер и основывается на способности эксперта давать информацию-оценку в условиях неопределенности (так называемого "поля нечетных экспертных суждений" - рис….), т.е. тогда, когда полнота или достоверность информации, необходимой для принятия решений, сравнительно невелика.
|
|
0.8 | 0.6 | 0.? | 0.4 | <5.<1 | О | |||||||
• | ||||||||||||
^ i о И ' ffl | о о § | § & g | в со ё — | к о | 1 1 | ^ § д | ||||||
^ | 'неприемлемо• | г- | ч — | очень плохо | I | |||||||
I | очень плохо | . плохо | 2 3 4 | |||||||||
2 | плохо | почти плохо | ||||||||||
3 4 5. 6 | почтя плохо | недостаточно удовлетворительн. | ||||||||||
недостаточно удовтлетворит. | - - | . | удовлетворительн. | 5 6 | ||||||||
удовлетворительн | — | —-• | 'вполне удовлетворительн. | |||||||||
""вполне удовлетворительн | ^ | недостаточно хорошо | 7 1 | |||||||||
7 | недостаточно хорошо | хорошо | 8 | |||||||||
8 | хорошо | •-т | очень Хорошо | 9 | ||||||||
9 | ачень хорово | отлично | 10 | |||||||||
о | 0.2 | 0^й5 | О.ф.8 | 1.0 |
2. Считается, что когда оценку дает не один, а несколько экспертов, то истинное значение исследуемой характеристики находится внутри диапазона оценок отдельных экспертов, т.е. обобщенное коллективное мнение более достоверно.
3. Отбор экспертов, процедура общения с ними и обработка полученных экспертных оценок проводится по определенному алгоритму.
В большинстве методик этапы получения коллективной экспертной оценок реализуются в следующей последовательности:
Шаг 1-й. Организаторы экспертизы представляют каждому эксперту информацию по проблеме в виде сформулированной цели опроса и анкеты, включающей совокупность оцениваемых факторов или событий.
|
|
Шаг 2-й. Каждый эксперт независимо от других решает сформулированную задачу. Результаты решений собираются организаторами экспертизы.
Шаг 3-й. Организаторы опроса производят статистическую обработку анкет и формируют коллективное суждение экспертной группы, выявляют и обобщают аргументы, соответствующие различным суждениям.
Шаг 4-й. Полученная в результате обработки информация вместе с начальной информацией снова сообщается экспертам. Участников опроса просят объяснять причины несогласия с коллективным
суждением и пересмотреть первоначальную точку зрения.
Шаг 5-й. Повторение шага 2 (2-й тур экспертизы) с целью сужения диапазона оценок экспертов и т.д.
Процедура (цикл экспертизы) повторяется 3-4 раза, до установления определенной стабильности в суждениях каждого эксперта.
Данная методика позволяет оценивать спортивно-техническое мастерство гимнастов по качеству исполнения, составу элементов и композиционному содержанию.
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ:
1. Что представляет собой WEB-графическая модель произвольных движений спортсменов?
2. Как может выглядеть двухполюсная шкала, используемая методе семантического дифференциала?
3. Какие утверждения лежат в основе метода групповых экспертных оценок?