Благодаря трудам Уиклифа Ян Гус из Богемии отрекся от многих заблуждений католицизма и вступил на путь Реформации. Подобно Уиклифу, Ян Гус был искренним христианином, образованным человеком, непоколебимым поборником истины. Его призыв к следованию принципам Священного Писания и смелые, открытые обличения возмутительной и безнравственной жизни духовенства пробудили к нему интерес всех слоев общества; тысячи людей с радостью принимали новое учение. Это вызвало ярость папы и прелатов, священников и монахов, и Гусу было предписано предстать перед вселенским собором в Констанце. Германский император гарантировал ему безопасность, и когда Гус прибыл в Констанцу, папа лично заверил его, что по отношению к нему не будет допущено ни малейшей несправедливости.
[338-339] После долгого суда, во время которого Ян Гус твердо стоял за истину, от него потребовали выбрать: или отречение от своих взглядов, или казнь. Он избрал участь мученика, и после того, как на его глазах предали огню его книги, самого Гуса привязали к столбу и сожгли. В присутствии высокопоставленного духовенства и государственных чиновников этот служитель Божий торжественно провозгласил свой протест против развращенной папской иерархии. Великого реформатора сожгли, бесстыдно нарушив торжественно и во всеуслышание данные гарантии безопасности. Но казнь Яна Гуса еще раз продемонстрировала всему миру вероломную жестокость Рима. Враги истины, сами не зная того, продвигали вперед то дело, которое тщетно пытались остановить.
|
|
Несмотря на яростные гонения, после смерти Уиклифа продолжали раздаваться спокойные, искренние, горячие, терпеливые голоса протеста. Подобно верующим во дни апостолов, многие добровольно жертвовали свое имущество и средства на дело Христа.
Силы тьмы, напротив, предпринимали энергичные попытки укрепить и расширить власть и влияние папства. В то время как папы по-прежнему утверждали, что являются представителями Христа на земле, их жизнь стала столь неправедной, что вызывала отвращение народа. С изобретением книгопечатания, способствовавшего распространению Священного Писания, многие люди увидели, что доктрины римско-католической церкви не подтверждаются Словом Божьим.
Реформация неуклонно набирала силу, и если одного верного свидетеля смерть заставляла выпустить из рук факел истины, другие подхватывали его и с неустрашимым мужеством несли вперед. Начавшаяся борьба должна была окончиться освобождением не только отдельно взятых людей и церквей, но целых народов. Через пропасть из глубин веков люди протягивали свои руки, чтобы соединиться с лоллардами, жившими во времена Уиклифа; в Германии начало Реформации связано с именем Лютера; Кальвин проповедовал Евангелие во Франции; Цвингли - в Швейцарии. Мир пробудился от вековой дремоты, и во многих странах зазвучали волшебные слова: "религиозная свобода".