С физиологической точки зрения этап автоматизации звука представляет собой закрепление условно-рефлекторных ре-чедвигательных связей на различном речевом материале. Поставленный звук еще очень хрупкий, условно-рефлекторная связь без подкрепления может быстро разрушиться. Автоматизировать звук — это значит ввести его в слоги, слова, предложения, связную речь. У детей с дефектами звукопроизно-шения закреплены стереотипы неправильного произношения слов, предложений и т.д. Автоматизация звука требует активного использования процесса внутреннего торможения, способности к дифференциации правильного и неправильного артикуляционного уклада. Она осуществляется по принципу от легкого к трудному, от простого к сложному.
Прежде всего включение звука в слоги. Слог – более простая речевая единица по сравнению со словом.
Кроме того, слоги лишены смысла, у ребенка в связи с этим отсутствуют стереотипы произношения слогов, что облегчает их автоматизацию.
Автоматизация щелевых звуков начинается с прямых открытых слогов, затем продолжается в обратных и закрытых слогах. При закреплении смычных звуков и аффрикат последовательность иная: сначала автоматизация в обратных слогах, затем — в прямых открытых. Позже отрабатывается произношение звука в слогах со стечением согласных!
|
|
На ЭТОМ "'Этапе большое место занимает работа по имитации слогов с отрабатываемым звуком: сначала слогов без
стечений, затем — со стечением согласных. Например, при автоматизации звука с предлагается повторить слоги: са, сы, со, су, сэ, ас, ус, ыс, ос, эс, вые, сол, воет, оск и др.
Предлагаются упражнения на произношение слогов с переносом ударения: саса, саса.
Автоматизация в словах сначала осуществляется с опорой на слоги (са — сад). На начальных этапах проводится закрепление произношения слов, в которых данный звук находится в начале слова, затем слов, в которых звук— в конце и середине слова. Вначале звук автоматизируется в словах простой звукослоговой структуры, затем — в словах со стечением согласных.
На следующем этапе звук автоматизируется в словосочетаниях, чистоговорках, в предложениях, связной речи. Вначале предлагаются предложения с умеренным включением звука, в дальнейшем автоматизация проводится на речевом материале, насыщенном данным звуком.
Во вспомогательной школе этап автоматизации звуков очень длительный, что обусловлено психофизиологически-ми особенностями умственно отсталых детей.
На этом этапе проводится работа и над сложными формами звукового анализа и синтеза, по формированию умения выделять звук из слова, определять его место по отношению к другим звукам (после какого звука, перед каким звуком). Эта работа способствует эффективности процесса автоматизации. Умение четко и быстро определять звуковую структуру слова является необходимым для правильного и быстрого протекания этапа автоматизации. Автоматизация звуков очень трудна для умственно отсталых детей, в том числе и потому, что они плохо представляют себе место звука в слове. А если ребенок нечетко представляет себе место звука в слове, то он не может своевременно подготовить артикуляторные органы к правильному произнесению звука (в условиях его коррекции), особенно когда звук находится в середине или конце слова.
|
|
В процессе автоматизации звуков проводится работа над просодической стороной речи: над ударением при автоматизации звука в слогах и словах, над логическим ударением в процессе автоматизации звуков в предложениях, над интонацией при закреплении произношения звука в предложении, связной речи.
Наряду с развитием фонетико-фонематической стороны речи, на этапе автоматизации звуков происходит обогащение словаря, его систематизация, формирование грамма-
тического строя речи (см. раздел "Коррекция нарушений лексико-грамматической стороны речи"). Эта работа тесно связана с уроками русского языка.
Особенностью этапа автоматизации во вспомогательной школе является тщательное планирование уроков, распределение тем. В системе уроков по автоматизации звуков предусматривается постепенное усложнение заданий и речевого материала.
Например, на этапе автоматизации звука с в слогах и словах предусматривается следующая тематика занятий (1 класс):
1. Автоматизация звука с в прямых открытых слогах: са,
сы, сэ, со, су.
2. Автоматизация звука с в обратных слогах: ас, ос, ыс,
ис, ус и др.
3. Автоматизация звука с в закрытых слогах (звук в начале
слога): сол, сот, сак и др.
4. Автоматизация звука с в закрытых слогах (звук в конце
слога): лос, тос, кос и др.
5. Автоматизация звука с в слогах со стечением соглас
ных: ста, ска, ист, ост, уск и др.
6. Автоматизация звука с в простых односложных словах
(звук в начале слова): сад, сыр, сок, сук, сух и др.
7. Автоматизация звука с в простых односложных словах
(звук в конце слова): лес, лис, вес, нос.
8. Автоматизация звука с в односложных словах со сте
чением согласных: стая, стол, стул, лист, ест, куст, мост.
9. Автоматизация звука с в простых двусложных словах
(звук в начале слова): сани, сыро, сухо и др.
10. Автоматизация звука с в простых двусложных словах
(звук в середине, конце слова): оса, косы, весы, овес и др.
11. Автоматизация звука с в двусложных словах со стечени
ем согласных: сумка, свекла, стакан, стайка, каска и др.
12. Автоматизация звука с в трехсложных словах без сте
чения согласных: сапоги, сухари, самолет и др.
13. Автоматизация звука с в трехсложных словах со стече
нием согласных: скамейка, ступени, капуста и др.
Аналогичным образом проводится автоматизация звука с в четырехсложных словах.