При устранени№фонематической дислексии и дисграфии на почве нарушений языкового анализа и синтеза проводится систематическая работа по развитию умения анализа и синтеза речевых единиц.
Языковой анализ и синтез предполагает: анализ предложений на слова и синтез слов в предложении; слоговой анализ и синтез; фонематический анализ и синтез.
Развитие анализа структуры предложения
С целью формирования? умения определять количество,
последовательность и место слов в предложении предлагаются следующие задания:
1. Определить границы предложения в тексте.
2. Придумать предложение по сюжетной картинке и оп
ределить количество слов в нем.
3. Придумать предложение с опредденным количеством
слов.
4. Увеличить количество слов в предложении.
5. Составить предложение из слов, данных с беспорядке
(например, даются слова грядке, на, огурцы, растут).
6. Составить предложения по нескольким картинкам, на которых изображен один и тот же предмет в различных ситуациях (мяч лежит на полке, на мяч села муха, мальчик играет мячом). Дети придумывают предложения по картинкам. Затем называют предложение, в котором слово находится
первым в предложении, затем предложение, в котором это слово на втором месте, далее — на третьем месте.
7. Придумать предложение с определенным словом.
8. Составить графическую схему предложения: предло
жение обозначается целой полоской, слова — маленькими
полосками.
9. По графической схеме придумать предложение.
10. Определить место слова в предложении (какое по сче
ту указанное слово).
11. Поднять цифру, соответствующую количеству слов в
предложении (2, 3, 4, 5).