НАУЧНЫЕ ПРИНЦИПЫ, ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ АНАЛИЗА. СВЯЗЬ АНАЛИЗА ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДРУГИМИ НАУКАМИ
Понятие анализа как метода познания сущности явлений и процесса
Методологической основой АХД является теория познания.
Человек познает мир в ходе практической деятельности. Процесс познания диалектичен и представляет собой отражение в сознании человека объективной действительности.
Теория познания рассматривает факты как явления, события и формы движения материи, которые вошли в сферу человеческого познания, стали предметом и достоянием человеческой деятельности. Факты входят в науку, хранятся и обрабатываются в ней не как сами явления или события, а как их описание, эмпирические знания.
Человек воспринимает предметы и явления как целое. Чтобы изучить предмет, необходимо разложить его на составные части, выделить отдельные признаки. Следовательно, осмысление научных фактов начинается с их анализа. Как метод познания, анализ применяется при изучении явлений, предметов и процессов в природе и обществе.
|
|
Анализ – метод исследования, состоящий в мысленном расчленении чего-то целого на составные части и выделение его отдельных сторон, свойств, связей. Такое деление позволяет выяснить внутреннюю сущность и природу рассматриваемого процесса, его зависимость от различных факторов.
При анализе, исходя из поставленной задачи, выделяются наиболее существенные признаки предмета, что позволяет сконцентрировать основное внимание на них, и отвлечься от случайных обстоятельств. Анализ предполагает и синтез отдельных элементов и частей, т.е. предмет и явление необходимо изучать в единстве взаимной связи всех сторон, элементов и частей. Следовательно, должно быть единство анализа и синтеза.
Переход от анализа фактов к теоретическому синтезу осуществляется с помощью таких методов, как дедукция и индукция.
Дедукция – метод движения мысли от общего к частному.
Индукция – метод перехода от знания отдельных фактов к знанию общего, отражающего законы или другую существенную связь.
Рассмотренные всеобщие методы познания (анализ и синтез, индукция и дедукция) составляют основу метода познания экономических процессов и явлений, т.е. экономического анализа – научного способа познания сущности экономических явлений и процессов, основанного на расчленении их на составные части и изучении во всем многообразии связей и зависимостей.
2.1 Научные принципы анализа хозяйственной деятельности.
2.2 Цель и задачи анализа хозяйственной деятельности.
2.3 Объективные предпосылки возникновения и развития анализа.
|
|
2.4 Связь анализа хозяйственной деятельности с другими науками.
Проводя АХД, необходимо руководствоваться определенными принципами:
1. Научность | Анализ должен носить научный характер, основываться на положении диалектической теории познания, учитывать требования экономических законов развития производства, использовать достижения НТП, новейшие методы экономических исследований. |
2. Комплексность исследования | Анализ должен охватывать все звенья и все стороны деятельности и всесторонне изучать причинные зависимости экономики организации. |
3. Системность | Каждый изучаемый объект рассматривается как сложная динамическая система, состоящая из ряда элементов, определенным способом связанных между собой и внешней средой. Изучение каждого объекта должно осуществляться с учетом всех внутренних и внешних связей, взаимозависимости и соподчинения его отдельных элементов. |
4. Объективность, конкретность, точность | Анализ должен основываться на достоверной проверенной информации, реально отражающей объективную действительность. Его выводы должны обосновываться точными аналитическими расчетами. Необходимо постоянное совершенствование методики анализа с целью повышения точности и достоверности его расчетов. |
5. Действенность | Активное воздействие анализа на ход производства и его результаты путем своевременного выявления недостатков, просчетов, упущений в работе и своевременное информирование руководства предприятия. |
6. Планирование аналитической работы, систематичность | Необходимость планирования аналитической работы на предприятиях, распределения обязанностей по ее выполнению между исполнителями и контроля за ее проведением. |
7. Оперативность | Умение быстро и четко проводить анализ, принимать управленческие решения и претворять их в жизнь. |
8.Демократичность | Участие в проведении анализа широкого круга работников организации, что обеспечивает более полное появление передового опыта и использование имеющихся внутрихозяйственных резервов. |
9.Государственный подход | Оценивая определенные проявления экономической жизни нужно учитывать их соответствие государственной экономической, социальной, экологической, международной политике и законодательству. |
10. Эффективность | Экономический эффект, полученный от проведения анализа, должен многократно превосходить затраты, связанные с выполнением аналитической работы. |