Формирование словообразования глаголов

Дифференциация словообразовательных форм глаго­лов является очень трудной для дошкольников с ОНР. Это связано с тем, что глагол обладает более отвлеченной семан­тикой, чем существительные конкретного значения, а семан­тическое различие словообразовательных форм глагола яв­ляется более тонким и сложным: оно не опирается на конк­ретные образы предметов, в отличие от тех существительных, которые усваиваются ребенком в дошкольном возрасте.

В связи с этим в процессе логопедической работы с дошкольниками, страдающими ОНР, проводится преимуще­ственно закрепление наиболее простых по семантике слово­образовательных моделей с использованием наиболее про­дуктивных аффиксов.

Формирование словообразования глаголов у дошкольни­ков с ОНР осуществляется в следующей последовательности.

1. Дифференциация глаголов совершенного и несовер­шенного вида:

а) образование глаголов совершенного вида с помощью приставок:

-с- (играть — сыграть, петь — спеть, есть — съесть, делать — сделать),*

-на- (рисовать — нарисовать, колоть — наколоть, пи­сать — написать),

-по- (обедать — пообедать, сеять — посеять, ужинать — поужинать),

-про- (читать — прочитать);

б) образование глаголов Несовершенного вида с помощью продуктивных суффиксов -ива-, -ыва-, -ва- (застегнуть — застегивать, умыть — умывать, заталкивать — затолкнуть).



2. Дифференциация возвратных и невозвратных глаголов.

3. Дифференциация глаголов с наиболее продуктивными приставками:

в- мы-, под- от-, при-, у-, пере-, за- от, на----- вы-

входпт выходит, подходит — отходит,

влетает - вылетает, подлетает—отлетает,

въезжает — выезжает, подплывает — отплывает,

прибегает — убегает, подъезжает — отъезжает,

приезжает — уезжает, закрывает — открывает,

прилетает — улетает, наливает — выливает,

приходит — уходит, насыпает — высыпает.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: