Вопрос 32. Генезис невроза в теории З.Фрейда

Генезис невроза

Первоначально развитие невроза З.Фрейд представлял следующим образом. Некоторые события человек воспринимает как психическую травму и из-за их болезненности не может пережить во всей полноте. Поэтому раздражение задерживается и происходит "ущемление аффекта". Для объяснения этого феномена З.Фрейд использовал понятие энергии. Задержанная энергия "ущемленных аффектов" не находит выхода, а попадает в тело, нарушая его функционирование. За счет этой энергии происходит формирование симптомов в телесной области.

Когда болезненные события вытесняются из памяти, уходят в бессознательное, их место занимает симптом. Симптом иногда кажется случайным, но он как бы шифрует, скрывает переживание, сохраняя его смысл и элементы внешнего проявления

Позже в результате обобщения практики и теоретического анализа понятия бессознательного З.Фрейд сместил акцент в понимании невроза с травмы на динамику бессознательных влечений. Наблюдения показывали, что в основе невроза лежат не столько реальные травмы, сколько инфантильные влечения и фантазии. Усложнилось понимание причин психических нарушений.

С развитием теоретических представлений для описания генезиса невроза в психоанализе стали использоваться понятия различных подходов: динамического (взаимодействие сил, конфликтных влечений), топографического (способы функционирования сознательного и бессознательного), энергетического (распределение психической энергии) и структурного (функциональные единицы психики).

Используя понятия энергетического подхода, З.Фрейд выделил два фактора возникновения невроза: сексуальная конституция и инфантильные переживания. Сексуальная конституция мыслилась как физиологический фактор, содержание которого для З.Фрейда не было до конца ясным. Больше внимания он уделил инфантильным переживаниям. По мнению З.Фрейда, в них осталась фиксированной энергия либидо. Он описал пять стадий психосексуального развития, каждая из которых создает предпосылки для фиксации.

В качестве критерия для разделения на стадии был взят способ удовлетворения либидо и связанные с ним области.

Оральная - первая стадия, длящаяся в течение первого года жизни

Анальная - вторая стадия психосексуального развития ребенок учится осуществлять контроль за мочеиспусканием и дефекацией.

Фаллическая - третья стадия, соответствующей возрасту 4-6 лет, ребенок обнаруживает наличие или отсутствие пениса. Эрогенной зоной являются гениталии. З.Фрейд считал, что на этой фазе все люди переживают один конфликт, который он описал как Эдипов комплекс.

Генитальная - четвертая и последняя стадия в которой происходит окончательное осознание половой принадлежности и осуществляется поиск путей генитального удовлетворения, в отличие от удовлетворения, основанного на аутоэротической активности (при помощи участков своего тела без участия внешнего объекта). Происходит полное созревание человека, частные влечения подчиняются либидо, удовлетворение наступает путем нормальной половой активности.

Структура личности описывалась З.Фрейдом как состоящая из трех подструктур: Ид (Оно), Эго (Я) и Супер-Эго (Сверх-Я).

Ид - Генетически обусловленная - Врожденная - Удовлетворение потребностей

Эго - Из индивидуального опыта - Отделение от Ид - Удовлетворение потребностей, контроль над инстинктами, сохранение организма, сбережение опыта, мышление, согласование требований всех подструктур

Супер-Эго - Супер-Эго родителей - Идентификация с родителями, интроецирование социальных норм. Совесть, самонаблюдение, формирование идеалов. Контроль поведения со стороны общества

№ 33 Особенности первой встречи психотерапевта с клиентом.

Процесс психологической помощи начинается со встречи. Встреча —одно из ценностных понятий в современной гуманистической и кон­сультативной психологии.

Первые минуты встречи чрезвычайно важны, для формирования первого впечатления о человеке.

В проживании первой встречи с клиентом нет ни одной детали, не имеющей значения для успешного осуществления первого контакта: от выражения лица, взгляда, интонации и расстояния до клиента (оптималь­ное — 1,5 м) до введения клиента в семантику консультативной и психоте­рапевтической работы. Что необходимо для успешного осуществления первой кон­сультативной беседы?

Информация. желательно, чтобы до первой встречи во время записи на консультацию, клиент сообщил о себе ориентирующие формальные сведения: имя и фамилия, воз­раст, профессия и образование, семейный статус, кем направлен, имеет ли опыт общения с психиатром или психологом. Наличие подобной формаль­ной информации освобождает рабочее время психолога и клиента для со­держательной работы.

Нежелательно: спорить с клиентом, опровергать его утверждения, хвалить клиента,обна­деживать без видимых оснований; давать ложные обещания; интерпрети­ровать его поведение или давать оценку действиям и поступкам; убеждать в необходимости ра­боты с вами или другим психологом. Из психологических исследований известно,: физически привлекательные психологи воспринимаются более положи­тельно,; одни и те же психологи воспринимаются по-разному в зависимости от того, с какой проблемой приходит клиент — с личной или социальной (потеря работы, профконсультация); люди боль­ше склонны полагаться на тех профессионалов, чьи социокультурные цен­ности (религиозные, мировоззренческие) не расходятся с их собственны­ми;

Консультативная беседа — один из основных методов ока­зания психологической помощи. “глубинное интервью”,— это личностно-ориентированное общение, в котором осуществляется ориенти­ровка в личностных особенностях и проблемах клиента, устанавливается и поддерживается стиль отношений (на равных), оказывается требуемая психологическая помощь в соответствии с потребностями, про­блематикой и характером консультативной работы. Консультативная бесе­да, бывает начальной, процессуальной, за­вершающей и поддерживающей.

В задачи начальной консультативной беседы входят: расположение клиен­та к себе и снятие напряжения; установление контакта; поощрение обсуж­дения проблематики и определение временных и других возможностей клиента для совместной работы; предоставление ин­формации; установление рабочих (сотруднических, партнерских) отноше­ний с клиентом— того, что называется “рабочий контакт”; поощрение са­мопонимания, собственной активности и ответственности; формирование реалистичных ожиданий в отношении совместной работы.

Одна из наиболее трудных задач — поощрение клиента рассказывать о себе и своих проблемах. Вопросы, относящиеся к состоянию клиента, к его само­ощущению в обстановке консультирования помогают снять напря­жение. Основная начальная задача психолога-консультанта- облегчить процесс коммуникации.

Важно прочувствовать человека, уловить его нужды, пережи­вания, устремления., Уже пер­вая встреча дает богатый материал для понимания личности, вероятной проблематики и реальных нужд клиента.

Завершение первой консультативной беседы — не менее важное дело, чем ее начало. Практика показывает, что именно последние минуты первой встречи могут вызвать ощущение дискомфорта как у консультанта, так и у консультируе­мого. Главным основанием для возникновения чувства разочарования, ощущения непонятости или обращения не по адресу чаще всего — при всех равных и в профессиональном отношении— является ощущение незавершенности ситуации.

 

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: