Основные свойства голоса

Голос - это звук, образуемый в гортани колебанием приближенных друг к другу напряженных голосовых связок под давлением выдыхаемого воздуха.

Главные качества любого голоса - это сила, высота, тембр. Для хорошо поставленного голоса характерны еще и такие свойства, как благозвучность, полетность, подвижность и разнообразие тона.

Сила голоса - это его громкость, зависящая от активности работы органов дыхания и речи. Человек должен уметь варьировать силу голоса в зависимости от условий коммуникации. Поэтому одинаково необходимо умение говорить как громко, так и тихо.

Высота голоса - это его способность к тональным изменениям, то есть его диапазон. Для обычного голоса характерен диапазон в полторы октавы, однако в бытовой речи человек чаще всего использует лишь 3-4 ноты. Расширение диапазона делает речь выразительнее.

Тембром голоса называют его неповторимую индивидуальную окраску, которая обусловлена строением речевого аппарата, главным образом характером обертонов, образующихся в резонаторах - нижних (трахея, бронхи) и верхних (полость рта и полость носа). Если нижними резонаторами мы не можем произвольно управлять, то использование верхних резонаторов может поддаваться совершенствованию.

Под благозвучностью голоса понимается чистота его звучания, отсутствие неприятных призвуков (хрипоты, сиплости, гнусавости и т.п.). В понятие благозвучности включается прежде всего звонкость. Голос звучит звонко, когда он резонирует в передней части полости рта. Если же звук формируется у мягкого неба, он получается глухим и тусклым. Звонкость голоса зависит и от собранности звука (его концентрации у передних зубов), от направленности звука, а также от активности губ.

Благозвучность голоса подразумевает, кроме того, и свободу его звучания, что достигается свободной работой всех органов речи, отсутствием напряжения, мускульных зажимов. Такая свобода достигается ценой долгих упражнений.

Благозвучность голоса не следует отождествлять с благозвучием речи. Под последним понимается отсутствие в речи сочетания или частого повторения звуков, которые режут слух. Благозвучие речи предполагает наиболее совершенное сочетание звуков, удобное для произношения и приятное для слуха. Например, вызывает какофонию (то есть оценивается как дурно звучащее) повторение в пределах фразы или словосочетания свистящих и шипящих звуков без специальных стилистических целей: В нашем классе много учащихся, добросовестно готовящихся к приближающимся экзаменам, но есть еще и лодыри; нанизывание слов с несколькими согласными подряд: всех чувств взор есть благороднее; не рекомендуется строить фразы так, чтобы получалось зияние гласных: и у Иоанна. Однако к технике речи проблемы ее благозвучности не относятся.

Полетность голоса - это его способность быть хорошо слышимым на значительном расстоянии без увеличения громкости.

Подвижностью голоса принято называть его способность без напряжения меняться по силе, высоте, темпу. Эти изменения не должны быть непроизвольными, у опытного оратора изменение определенных качеств голоса всегда преследует определенную цель.

Под тоном подразумевают эмоционально-экспрессивную окрашенность голоса, способствующую выражению в речи говорящего его чувств и намерений. Тон речи может быть добрым, злым, восторженным, официальным, дружеским и т.д. Он создается с помощью таких средств, как увеличение или ослабление силы голоса, паузация, убыстрение или замедление темпа речи.

Темп речи не является непосредственным свойством самого голоса человека, однако умение варьировать при необходимости скорость произнесения слов и фраз также можно отнести к тем навыкам, совершенствованием которых должна заниматься дисциплина «Техника речи».

Правильно поставленный, обладающий всеми необходимыми качествами голос - это одна из составляющих выразительного чтения. Второе необходимое условие - понимание задачи чтения произведения, цели произнесения речи. Выбор тона, темпа, даже тембра при произнесении речи или при чтении художественного произведения определяется именно содержанием текста и намерением говорящего. Принадлежность текста к определенному жанру также налагает свои требования на манеру чтения.

В рамках данного пособия не рассматриваются правила выразительного чтения. Мы ограничимся лишь приведением памятки для подготовки к выразительному чтению (см.: Оморокова М.И. и др. Преодоление трудностей. М., 1990. С.55).

Как подготовиться к выразительному чтению

- Перечитывай текст внимательно. Определи содержание, мысли, чувства, настроение и переживания героев, автора.

- Определи свое отношение к событиям (героям, описаниям картин природы).

- Мысленно представь себе их.

- Реши, что будешь сообщать при чтении слушателям, что они должны понять (какова твоя задача чтения).

- Продумай в соответствии с задачей чтения и выбери интонационные средства - тон, темп чтения, пометь паузы, логические ударения.

- Прочитай сначала текст вслух для себя. Проверь еще раз, со всем ли ты согласен.

- Прочитай текст выразительно.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: