1. Сгруппируйте приведенные ниже материалы по их отнесенности к различным вопросам темы «Воображение».
1) Воображение проявляется в умении представить деталь по чертежу, героя художественного произведения — по тексту, картину отдыха знакомого человека — по его рассказу.
2) Это познавательный психический процесс, заключающийся в создании новых образов путем переработки представлений.
3) Благодаря воображению целостный образ ситуации создается раньше ее расчлененной картины.
4) Образ Наташи Ростовой создан Л.Н.Толстым путем слияния черт двух женщин — жены писателя Софьи Андреевны и ее сестры Татьяны Андреевны.
5) Воображение позволяет представить результат деятельности (создать идеальную модель будущего результата) до того, как он будет достигнут реально.
6) Когда говорят о воображении, чаще всего имеют в виду деятельность художника, ученого, изобретателя. При этом упускается из виду, что без фантазии невозможно изготовить самое простое изделие.
7) Воображение работает также и во сне, и в полудремотном состоянии, и при расстройствах психики, когда оно обретает форму галлюцинаций.
|
|
8) «Иногда, глядя с крыльца на двор и на пруд, говорил он (Манилов. — А. Ш.) о том, как бы хорошо было, если бы вдруг от дома провести подземный ход или через пруд выстроить каменный мост, на котором бы были по обеим сторонам лавки, и чтобы в них сидели купцы и продавали разные мелкие товары, нужные для крестьян. При этом глаза его делались чрезвычайно сладкими и лицо принимало самое довольное выражение; впрочем, все эти прожекты так и оканчивались только одними словами» (Н. В. Гоголь).
Ответ: Определение воображения (2); виды воображения: пассивное непреднамеренное (7), пассивное преднамеренное (8), активное воссоздающее (1), активное творческое (4); роль воображения и деятельности людей (3, 5, 6).
2. Прокомментируйте приведенное ниже высказывание.
Немецкого математика Д. Гильберта спросили об одном из его бывших учеников.
— Ах, этот-то? — вспомнил Гильберт. — Он стал поэтом. Для математики у него было слишком мало воображения.
Ответ: Действительно, нет никаких теоретических препятствий к тому, чтобы говорить о математическом, пространственном, техническом, поэтическом, музыкальном воображении. Поэтому Гильберта правомерно понять так, что его бывшему ученику недоставало именно математического воображения, что, вероятно, не относится к его поэтической фантазии.