1. Структура бюджетного формата, т.е. набор статей доходов и расходов, поступлений и списаний, является индивидуальной для каждой конкретной организации, определяется руководителем предприятия самостоятельно с учетом специфики бизнеса.
2. По содержанию бюджеты должны быть максимально приближены к международным стандартам финансовой отчетности (с выделением переменных и постоянных издержек, валовой и маржинальной прибыли и других категорий).
3. По форме и структуре бюджеты должны быть адаптированы к нуждам налогового планирования и учета.
4. В качестве отдельных статей затрат должны фигурировать те виды издержек, доля которых в объеме продаж (общем обороте) составляет достаточно существенную величину (не менее 0,5-1,5%). Все остальные затраты и расходы должны быть сгруппированы в статье «Прочие расходы».
При постановке бюджетирования как основного инструмента управления финансами предприятия или организации прежде всего следует ориентироваться на требования международных стандартов финансового учета при составлении бюджетов и разработке бюджетных форм. Что касается использования для нужд бюджетирования установленных форматов бухгалтерской отчетности, то их модификация состоит не только в учете специфики конкретного бизнеса (детализации отдельных статей с целью отображения наиболее важных контрольных точек и параметров). Здесь предстоит решить проблему грамотного отображения классификации затрат (выделения условно-переменных и условно-постоянных расходов), определения маржинальной прибыли и других важных показателей, принятых в GAAP.
При этом нужно помнить, что форма № 1 Минфина России для финансового планирования безнадежна, модифицировать ее можно, но не нужно. Она может быть использована лишь как источник первичной исходной информации (для заполнения бюджетных форм) или в качестве вспомогательного инструмента, прилагаемого к расчетному балансу международного образца (главным образом для оптимизации налогов, т.е. их всемерной минимизации всеми возможными, но законными способами).
Из всего изложенного выше можно сделать вывод, что форматы основных бюджетов существенно отличаются от строго унифицированных форм № 1, 2 и 4 прежде всего спецификой бизнеса каждого предприятия или организации. Если речь идет о контроле за расходами, например, то руководителям организации важно контролировать не все подряд, а наиболее важные (критические) виды затрат. А они у всех организаций даже одной и той же отрасли различные. Вот почему разработка форматов основных бюджетов является важным элементом постановки бюджетирования в организации. Форматы бюджетов международного образца требуют учета российской специфики, а наши формы № 1, 2 и 4 - учета принципов финансового менеджмента. И те и другие требуют адаптации к специфике конкретного вида бизнеса.
Попытки внедрить бюджетирование только на основе установленных форм бухгалтерской отчетности вряд ли будут способствовать разработке действенных мер по улучшению финансового состояния предприятия или организации.
Форматы основных бюджетов изменяются в зависимости от видов бюджетных систем, в рамках которых финансовое планирование может базироваться на различных способах консолидации. В пределах каждой бюджетной системы могут предусматриваться свои механизмы взаимосвязи основных бюджетов.
3.5. Операционные бюджеты.
К операционным относятся следующие бюджеты.
Бюджет продаж показывает помесячный и поквартальный объемы продаж по видам продукции и в целом по организации в натуральных и стоимостных показателях на протяжении бюджетного периода.
Производственный бюджет отражает помесячный и поквартальный объемы производства (выпуска) по видам продукции и в целом по организации в натуральных показателях с учетом запасов готовой продукции на начало и на конец бюджетного периода.
Бюджет запасов готовой продукции содержит информацию о запасах по видам продукции, по организации в целом и по отдельным бизнесом в натуральных и стоимостных показателях.
Бюджет запасов товаров» сырья и материалов (основных материалов и запасов товарно-материальных ценностей - ТМЦ) включает информацию о запасах по видам товарно-материальных ценностей по организации в целом и по отдельным бизнесам в натуральных и стоимостных показателях.
Бюджет прямых материальных затрат содержит информацию о затратах сырья и материалов, покупных изделий и комплектующих в расчете на единицу готовой продукции по видам продукции и в целом по организации в натуральных и стоимостных показателях, а также информацию о запасах основных материалов в стоимостных показателях на начало бюджетного периода.
Бюджет прямых затрат труда отражает затраты на заработную плату основного производственного персонала в расчете на единицу готовой продукции по видам продукции и в целом по организации в натуральных и стоимостных показателях, т.е. с учетом затрат рабочего времени в человеко-часах и тарифных ставок.
Бюджет прямых производственных (операционных) затрат может составляться тогда, когда требуется более точный учет производсгвенных (операционных - для торговых фирм и предприятий сферы услуг) расходов, которые могут быть отнесены к категории прямых (переменных) затрат.
Данный бюджет также может быть объединен с бюджетом производства или входить в его состав.
Бюджет управленческих расходов содержит информацию о расходах на заработную плату административно-управленческого, инженерно-технического и вспомогательного персонала в аппарате управления предприятия или организации, арендные платежи, коммунальные и командировочные расходы, затраты на текущий ремонт, стоимость малоценного и быстроизнашивающегося инструмента и другие (главным образом общеорганизационные) расходы на протяжении бюджетного периода.
Бюджет коммерческих расходов отражает расходы на рекламу, комиссионные сбытовым посредникам, транспортные услуги и прочие расходы по реализации продукции предприятия или фирмы.
Бюджет накладных расходов содержит информацию о прочих расходах предприятия, например об амортизации, уплате процентов за кредит и других общезаводских расходах на протяжении бюджетного периода.
Отличие бюджета общепроизводственных накладных расходов от бюджетов управленческих и коммерческих расходов по структуре и набору статей незначительно, и их форматы могут совпадать. Главное отличие состоит в том, что в первом случае все расходы можно подсчитать непосредственно для отдельного вида бизнеса (продукта, цеха, структурного подразделения), а во втором - те же самые затраты могут быть определены только для организации в целом.
Набор операционных бюджетов может меняться в зависимости от специфики бизнеса и условий работы отдельной организации.
Определение набора операционных бюджетов, не говоря уже об их форматах, - сугубо внутреннее дело организации, занимающейся бюджетированием. При необходимости одни операционные бюджеты могут быть объединены с другими (например, бюджет запасов готовой продукции в торговле может быть объединен с бюджетом запасов ТМЦ). И наоборот, наиболее важные статьи затрат могут быть выделены в самостоятельный операционный бюджет. Например, из бюджета накладных расходов может быть выделен бюджет ремонтов. На многих предприятиях доля расходов на ремонты уже превысила 40% себестоимости продукции. К тому же только часть ремонтов может быть выполнена собственными силами (ремонтными цехами и службами), а для проведения остальных ремонтов приходится привлекать работников со стороны.
Основной смысл операционных бюджетов заключается в более тщательной подготовке исходных данных для всех основных бюджетов, прежде всего для БДиР и БДДС, а также в переводе планируемых показателей из натуральных единиц измерения (нормо-часы, штуки, тонны и т.д.) в стоимостные. Важной особенностью составления операционных бюджетов является отражение затрат различного вида в расчете на единицу стоимости готовой продукции. Это позволит уже в основных бюджетах (конкретно в бюджете доходов и расходов) разделить затраты на переменные (прямые) и постоянные (условно-постоянные). Такое разделение, давно принятое за рубежом, тем не менее для многих предприятий России (особенно реального сектора) до сих пор представляет трудноразрешимую задачу. Операционные бюджеты (как и основные) могут быть бюджетами для отдельных структурных подразделений и сводными (консолидированными на основе данных однотипных бюджетов нескольких структурных подразделений, бизнесов и цехов).
Возникает еще один важный аспект при составлении операционных бюджетов. В чем отличие бюджета от сметы? Чисто внешне они очень похожи. Особенно это относится к операционным бюджетам. И в операционных бюджетах, и в сметах есть статьи затрат, показывающие, чего и сколько (в стоимостном и натуральном выражении) нужно бизнесу на предстоящий бюджетный период. Основные отличия настоящих бюджетов от смет - в формах и форматах.
Во-первых, все затраты в бюджете представлены в виде планов-графиков и имеют четкую привязку к отдельным подпериодам внутри бюджетного периода, т.е. разбивку по неделям, декадам, месяцам и т.п.
Во-вторых, бюджеты обычно составляются в виде двух таблиц (форм):
- планов-графиков начисления затрат (их распределения в соответствии с объемом продаж внутри бюджетного периода);
- графиков оплаты, в которых отражается порядок поступлений или списаний денежных средств (оплаты) за поставленные товары или готовую продукцию (так называемый график погашения дебиторской задолженности потребителей перед фирмой) или понесенных затрат (график погашения кредиторской задолженности фирмы перед поставщиками).
Бюджеты продаж, коммерческих расходов, производственный бюджет, бюджеты производственных запасов, прямых материальных затрат, прямых затрат труда, управленческих расходов и накладных расходов содержат в планах-графиках информацию, которая непосредственно отражается в бюджете доходов и расходов. На этой основе составляются графики поступлений и графики оплаты. Данные этих графиков используются при составлении бюджета движения денежных средств и частично в расчетном балансе, В связи с этим операционные бюджеты имеют те же рамки периодизации, что и БДиР и БДДС.
При разработке операционных бюджетов важна последовательность их составления, поскольку итоговые данные одних операционных бюджетов могут служить исходными для других. Производственный бюджет может быть составлен только после того, как составлены бюджет продаж и запасов готовой продукции.
3.6. Прочие бюджеты и план-факт анализ
К прочим бюджетам относятся вспомогательные и дополнительные (специальные). Среди вспомогательных бюджетов наиболее важное значение имеют план капитальных (первоначальных) затрат и кредитный план. Их назначение заключается в более тщательном планировании динамики активов бизнеса, определении системы условий и ограничений, которая может быть установлена для данного бизнеса.
План капитальных (первоначальных) затрат (иногда его называют инвестиционным бюджетом) показывает распределение по бюджетным периодам финансовых ресурсов, выделяемых руководителями или инвесторами предприятия под представленный бизнес-план, на организацию и создание нового бизнеса, в качестве обоснования прежде всего запрашиваемых кредитов или инвестиций, других внешних финансовых ресурсов.
Кредитный план представляет собой документ, в котором отражаются кредиты и инвестиции, необходимые предприятию или организации на предстоящий бюджетный период с указанием размеров, сроков и условий получения, выплаты процентов, режима возврата и т.п.
Дополнительные (специальные) бюджеты показывают калькуляцию или распределение отдельных статей основных бюджетов, например налоговый бюджет, бюджет чистой прибыли и т.п. Набор и форматы специальных бюджетов обычно определяются в соответствии с решением руководителей предприятия или организации о том, какие позиции доходов и расходов являются важными для управления финансами в данный период.
Роль вспомогательных и дополнительных бюджетов заключается в подготовке исходной информации, необходимой для составления основных бюджетов, или в обработке итоговой информации основных бюджетов. План капитальных (первоначальных) затрат содержит данные, необходимые также при составлении бюджета движения денежных средств и расчетного баланса. Кредитный план позволяет точнее рассчитать потребность во внешнем финансировании на основе бюджета движения денежных средств и определить задолженности предприятия или фирмы в расчетном балансе.
Главное отличие вспомогательных (а также операционных) от дополнительных (специальных) бюджетов заключается в последовательности их составления. Первые (по крайней мере в первоначальном виде) можно разрабатывать до составления основных бюджетов, вторые - только после них. Первые содержат информацию, необходимую для более точного расчета соответствующих показателей БДиР, БДДС и расчетного баланса, а вторые даже в первоначальном виде могут быть составлены на базе данных трех основных бюджетов.
Периодизация и разбивка внутри бюджетного периода для специальных бюджетов обычно отличаются от тех, что приняты в организации для основных бюджетов и зависят от других факторов: сроков представления утвержденных форм бухгалтерской отчетности (для налогового плана), периодизации в выплате инвесторам и заимодателям (при планировании распределения чистой прибыли) и др.
Как управленческая технология бюджетирование является не только инструментом планирования, но и средством контроля за состоянием и изменением положения дел с финансами в организации в целом или в отдельном виде бизнеса. Поэтому наряду с бюджетами на предстоящий период необходимо составлять отчеты об исполнении бюджетов за истекшее время, а также сопоставлять плановые и фактические показатели. По результатам сопоставления проводится так называемый анализ отклонений, т.е. оценка уровня отклонений фактических показателей от плановых и причин их возникновения. Отклонения могут быть отрицательными, когда фактические показатели ниже плановых и положительными, если фактические показатели превышают прогнозируемые или установленные ранее. План-факт анализ может проводиться для всех основных бюджетов, а при необходимости - для отдельных операционных бюджетов. Кроме того, он может осуществляться для организации в целом и для конкретных, входящих в нее бизнесов. В любом случае выбор объекта план-факт анализа - сугубо внутреннее дело организации на основе целей и задач бюджетирования, поставленных ее руководителями.
План действий по определению основного бюджета организации в соответствии с ее целями и задачами бюджетирования.
1. Выбор состава бюджетов.
2. Определение издержек, которые следует отнести к прямым (условно-переменным) и к накладным (условно-постоянным) расходам.
3. Установление критических затрат и причин, по которым они являются таковыми.
4. Решение того, какие (основные и операционные) бюджеты следует составлять для организации в целом, а какие - для отдельных видов бизнеса и ЦФО.
5. Определение видов бюджетов по типу периодизации.
6. Выделение объектов план-факт анализа.
Глава 4. От операционных бюджетов к основным.