Социогенетический принцип

В результате ежегодных социометрических исследо­ваний групп детей и подростков всех возрастных ступе­ней были получены социограммы, соответствующие по своей основной структуре тем или иным возрастным сту­пеням членов групп. Создается впечатление, что более развитые или более дифференцированные формы груп­повой организации проистекают из более простых. Рука об руку с этим социальным созреванием происходит раз­витие индивидуального теле, развитие способности к ре­алистичной социокреативной интеракции.

Основываясь на этих исследованиях, Морено выдви­нул предположение oft янатогичнлм биогенетическомуСоциогенетическом принципе, который он также назы­вает «социогенетическим законом» (25). В поддержку своей гипотезы, «что организация группы в ее онтоге­нетическом развитии во многом аналогична модифика­циям форм, которые претерпело общество людей в про­цессе своего развития» (91), он приводит следующие соображения:

«В процессе ежегодных исследований было обнаруже­но, что спонтанные организации детей и подростков развиваются из более простых структур в более слож­ные. Под «простыми» мы подразумеваем «социометри­ческую простоту» структуры, то есть большое число отвергнутых отношений, большое число изолированных индивидов, дефицит более сложных структур, таких, как треугольники, четырехугольники, цепи и т.д. Мы относим «социометрическую простоту» к спонтанным и не застывшим институциональным группам. Вполне возможно, что сложные, например структурные, фор­мы мы обнаружим в примитивных культурных обще­ствах, равно как и среди общественных животных. Однако вопрос состоит в том, какие структуры могли бы спонтанно образовать эти застывшие общества, будь они подвергнуты социометрическому исследова­нию.

Исследования разных групп показывают, что на следующей стадии развития всегда можно обнаружить остатки низших организаций, а зачатки более высокой организациина предшествующей ей низшей стадии. Удалось выявить соответствия в организации спон­танных групп детей-дошкольников и детей с задержка­ми умственного развития, сходства в тенденциях соци­альной организации детей и примитивных групп, анало­гичные структуры у общественных животных.

Сущность социальной организации состоит в произ­растании общества из интеракций его членов. Это оп­ределение можно перевернуть, и оно не утратит своей верности: сущность социальных организаций состоит в произрастании интеракций из почвы общества. Какой из способов рассмотрения будет уместен, целиком за­висит от позиции наблюдателя» (91).

Поскольку психодрама имеет дело с человеческими интеракциями, важно рассмотреть их также в рамках социогенеза и его закономерностей. Знание различных социометрических стадий развития социальной организа­ции имеет большое значение для оценки степени соци­альной ретардации или регрессии человека или группы, которые могут восходить к самой ранней стадии социо­метрического развития - стадии горизонтальной диф­ференциации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: