Гипотеза об общем бессознательном

Для объяснения наблюдаемых при обмене ролями фено­менов моментального вчувствования протагониста в антаго­ниста и его способности действовать в роли последнего Мо­рено сформулировал гипотезу о common unconscious, об об­щем бессознательном, которое обязательно возникает при продолжительном контакте между партнерами и позволяет весьма точно прогнозировать их реакции. Отчасти эти ожи­дания могут возникать подобно рефлексу; однако в диффе­ренцированной форме они, по-видимому, проистекают из общих осознанных и неосознанных состояний (common conscious and unconscious states) (96), то есть основываются на чисто эмоциональном обмене ролями между партнерами. Доказательством тому могут служить изображаемые в пси­ходраме столкновения между партнерами по отношениям. Наблюдая за такой сценой, сначала может показаться, что протагонист напрочь лишен самокритики и совершенно не способен понять партнера. Тем большее впечатление произ­водят его спонтанные проявления при продолжительном об­мене ролями, например при произнесении монолога в роли антагониста, мысли и чувства которого передаются настоль­ко аутентично, как будто это мысли и чувства самого прота­гониста.

В прогностическом смысле благоприятным является наличие ненарушенного общего бессознательного. Соот­ветственно его отсутствие, которое также можно выявить в психодраме, даже при внешне нормальных отношени­ях следует расценивать — в прогностическом смысле — как неблагоприятное.

Основные психодраматические техники: «дублирование», «зеркало» и «обмен ролями»

Из закономерностей развития ребенка в раннем воз­расте с его пятью этапами ролевого развития и процесса­ми ролевого обучения как основы человеческого пережи­вания и поведения Морено выводит основные психодра­матические техники — «дублирование», «зеркало» и «обмен ролями».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: