В этой главе мы подробно остановимся на расширении сознания в отношении внутренней реальности человека. Оно достигается в психодраме через изображение сновидений, фантазий, представлений и галлюцинаций. При изображении на сцене лежащие в их основе интра- или экстрапсихические процессы переживаются протагонистом «телом и душой» и в качестве осязаемого явления перемещаются в область сознательного обсуждения.
В пространстве переживаний, относящихся к этой дополнительной реальности, пересекаются также миры экстра- и интроверта. Экстраверт получает в этой реальности доступ к «царству образов души», в то время как интроверт, даже — как крайний случай — больной шизофренией, возможность придать на сцене интрапсихическим образам и содержаниям вид внешней реальности. Он может их пощупать, поговорить с ними, услышать их доносящиеся извне голоса и, поменявшись с ними ролями, понять их значение в своей интрапсихической драме. После психодраматической игры протагонист — как правило, к своему великому удивлению - убеждается в неподдельном сочувствии со стороны участников группы. Если до психодраматической игры они были ему в общем-то чужими, то после нее их участие или волнение сразу же позволяют ему увидеть в них близких людей, у которых можно найти понимание, и даже друзей. Такое переживание человеческой близости и тепла уже само по себе представляет ценность для одиноких шизоидов или отгороженных от внешнего мира больных шизофренией.