| конкретного дня, установить постоянную последовательность и правильное чередование труда и отдыха, общий распорядок дня в зависимости от сменности и учебного расписания.
Организация сна
Обязательной и наиболее полноценной формой ежедневного отдыха является сон. Для студента необходимо считать обычной нормой ночного монофазного сна 7,5-8 ч. Часы, предназначенные для сна, нельзя рассматривать как некий резерв времени, который можно часто и безнаказанно использовать для других целей. Это, как правило, отражается на продуктивности умственного труда и психоэмоциональном состоянии. Беспорядочный сон может привести к бессоннице, другим нервным расстройствам.
Напряженную умственную работу необходимо прекращать за 1,5 ч до отхода ко сну, т.к. она создает в коре головного мозга замкнутые циклы возбуждения, отличающиеся большой стойкостью.
Малоспящим людям для хорошего самочувствия и высокой работоспособности достаточно 5-6 ч сна. Это, как правило, люди энергичные, активно преодолевающие трудности, не задерживающие чрезмерно внимание на неприятных переживаниях. Многоспящие люди нуждаются в 9 ч сна и даже более. Это преимущественно люди с повышенной эмоциональной чувствительностью.
Наиболее распространенное расстройство сна, когда человек мало и плохо спит, называют бессонницей. Перед сном необходимо проветривание комнаты, а еще лучше сон при открытой форточке.
Организация режима питания
Рациональное питание – это физиологически полноценный прием пищи людьми с учетом пола, возраста, характера труда и других факторов. Питание строится на следующих принципах: достижения энергетического баланса; установления правильного соотношения между основными пищевыми веществами – белками, жирами, углеводами, | | | случае расширяется возможность организма использовать кислород и улучшать процессы терморегуляции.
Эксперименты показали, что потребление О2 на килограмм веса в минуту у 6-ти летнего ребенка составляет 7,55 литра, у человека в 30 лет – 4,1 л., а в 90 лет – 0,1литра. В то же время теплоотдача с поверхности тела уменьшается с 90 калорий нм м2 в час у детей, до 30 таких же единиц у 70-ти летних испытуемых. В результате температура тканей у пожилых лиц снижается в ряде случаев на 2-30. Следовательно, компенсаторная мобилизация терморегуляционных механизмов с возрастом уменьшается и поэтому требует тренировки.
Физическая тренировка оказывает разностороннее влияние на психические функции, обеспечивая их активность и устойчивость. Основа устойчивости психики закладывается в детском возрасте. При этом значение двигательной функции для развития речи и мышления особенно ярко раскрывается на ранних этапах онтогенеза (индивидуального развития). Из медицинской практики известно, что дети, по тем или иным причинам обездвиженные с раннего возраста, отстают в своем умственном развитии от сверстников, в частности их словарный запас намного меньше.
Имеются многочисленные исследования по изучению у тренированных и у нетренированных лиц устойчивости внимания, памяти, способности к устному счету различной сложности, восприятию, некоторых сторон мышления.
Устойчивость изучаемых параметров оценивалась по уровню их сохранения под влиянием различного утомления, а также по способности сохранить работоспособность в ночное время. Было установлено, что устойчивость изучаемых параметров умственной деятельности находилась в прямой зависимости от уровня разносторонней физической подготовленности. При этом для сохранения высокого уровня психических функций, смелости, решительности преимущественное значение имели быстрота, сила, | |