Содержание программы 6 страница

 
 

               
 
при длительных упражнениях на выносливость повышается содержание углеводов (60-65% по калорийности). Потребность организма в воде соответствует количеству теряемой им жидкости. Вода составляет в среднем 66% нашего тела. В нормальных условиях человек теряет за сутки в среднем 2300-2800 мл воды. Потребность в воде составляет 35-45 мл на 1 кг массы тела. В обычных условиях потребность организма в воде частично удовлетворяется за счет поступления с твердой пищей (в среднем 800-1000 мл/сут) и оксидационной воды (образующейся в самом организме при окисление белков, жиров и углеводов-350-480 мл/сут). Поэтому для полного удовлетворения потребности организма в воде необходимо употреблять дополнительно около 1200-1500 мл так называемой свободной жидкости (чай, молоко, вода, компоты, супы, соки и др.). Недостаток воды способствует накоплению в организме продуктов распада белков и жиров, а избыток – вымыванию из него минеральных солей, водорастворимых витаминов и других необходимых веществ. Важным аспектом культуры питания является режим питания и распределение калорийности пищи в течение суток. По этому поводу существуют три точки зрения: 1) 40-50% калорийности дневного рациона должно приходиться на завтрак, 25% на обед и 25% на ужин. Подходит для тех людей, у которых жизнедеятельность организма выше в первой половине дня; 2) равномерное распределение нагрузки при трех – четырехразовом питании-30% завтрак и ужин, 40% - обед. Рекомендуется при любом питании; 3) 25% - завтрак и обед, 50%-ужин. На 18-19 ч приходится максимальное выделение желудочного сока и ферментов, а также максимум функций почек, обеспечивающий быстрое выведение шлаков с мочой. Но ужинать надо не позднее 18-20 ч и не менее чем за 2-3ч до сна. К режиму питания следует подходить строго индивидуально. Главное правило – полноценно питаться не
 
непосредственной готовности организма к выполнению данной физической нагрузки. Хроническое утомление является результатом коммуляции сдвигов в нервно-мышечной и вегетативных системах, возникающих при многократной утомительной работе. При умственной работе утоление имеет в своей основе изменение активности и взаимодействия процессов возбуждения и торможения в нервных центрах, а также нарушения динамики кровообращения и кислородного обмена в коре больших полушарий и в других отделах Ц.Н.С. Борьба с утомлением связана с оптимальной физической активностью, переключениями в работе, с активным отдыхом, использование средств питания и физиотерапии с установлением строгого гигиенического образа жизни. д) Двигательная функция и повышение устойчивости организма человека к различным условиям среды. Проблема физиологической адаптации (приспособления) захватывает широкий круг вопросов, имеющих большое значение для жизни человека. Человек будет здоровым, если научится управлять своим физиологическим статусом, обеспечивающим активную жизнь при колеблющихся условиях внешней и внутренней среды. Адаптация развивается и проявляется в комплексе, взаимосвязанных физиологических сдвигов, которыми организм отвечает на спектр высших воздействий. Структура физиологического приспособления носит динамический характер, она постоянно меняется, в нее входят различные органы и функциональные системы. Они либо активизируются, совершенствуясь, либо разлаживаются, что требует от организма мобилизации дополнительных компенсаторных усилий. Ряд исследований показывает значение для адаптации некоторых генетических характеристик организма человека. В физиологических исследованиях адаптации выделяют проблему суточной и
 
   
 
 
 

               
 
сезонной динамики физиологических функций, которая меняется под воздействием природных факторов среды. Возникающие при этом физиологические изменения, как правило, накладываются на наследственно предопределенные элементы. Природные космические ритмы на состояние человека влияют гораздо меньше, чем на животных (спячка, миграция). Однако и для человека приспособление к меняющимся биологическим ритмам имеет огромное значение. Существенное значение в этих процессах принадлежит двигательной функции человека. Двигательная функция развилась в конкретных условиях жизни на земле, что предопределило ее место в формировании и сохранении жизнедеятельности организма как целого. Огромное значение имеют условия труда и быта, т.е. весь комплекс социальных факторов. Влияние сил гравитации, инерции, времени, и пространства на развитие двигательной функции человека отражается формированием особенностей в развитии функций различных групп мышц. Если одновременно зарегистрировать показатели силы, скорости, выносливости и других качеств у человека, то мы получим своеобразную карту, характеризующую состояние нервно-мышечного аппарата человека, названную топографией функции различных групп мышц. Двигательная функция обеспечивает сохранение и углубление связей организма с окружающей средой как за счет совершенствования механизмов, обеспечивающих управление сложными по координации движениями, так и в результате развития силы, быстроты, выносливости. Совершенствование двигательной сферы одновременно за счет рефлекторных и гуморальных механизмов оказывают влияние на активность и высокую устойчивость вегетативных реакций, в первую очередь механизмов, обеспечивающих сохранение постоянства внутренней среды. Повышение устойчивости внутренней среды тренированного организма сопровождается совершенствованием окислительных процессов. В этом
 
между растительными и животными белками и жирами, простыми и сложными углеводами; сбалансированности минеральных веществ и витаминов; ритмичности приема пищи. Пища служит источником энергии для работы всех систем организма, обновления тканей. Часть энергии идет на основной обмен, необходимый для поддержания жизни в состоянии полного покоя (для мужчин с массой тела 70 кг он составляет в среднем 1700 ккал; у женщин на 5-10% ниже); энерготраты на усвоение пищи составляют около 200 ккал, или 10-15%; около 30-40% энергии уходит на обеспечение физической и профессиональной активности человека. В среднем суточное потребление энергии у юношей составляет 2700 ккал, у девушек – 2400 ккал. Калорийность рациона на 1400 - 1600 ккал обеспечивается за счет углеводов (350 – 450 г), 600-700 ккал за счет жиров (80-90 г) и 400 ккал за счет белков (100 г). Из общего количества углеводов доля сахара должна составлять не более 25%; не менее 30% углеводов обеспечивалось за счет картофеля, овощей, фруктов. Жировую часть рациона целесообразно обеспечить на ¼ сливочным маслом, ¼ - растительным, а 2/4-за счет жира, содержащегося в самих пищевых продуктах. Количество белков животного происхождения должно составлять 50-60% его суточной нормы, половина которой обеспечивается за счет молочных продуктов. В период экзаменационных сессий, когда энерготраты возрастают, распад белков усиливается, вследствие чего энергетическая ценность рациона повышается до 3000 ккал, а потребление белков до 120 г. В процессе регулярных занятий физическими упражнениями и спортом, в зависимости от его видов, энерготраты возрастают до 3500-4000 ккал. В связи с этим изменяется соотношение основных пищевых продуктов: при выполнении спортивных упражнений, способствующих увеличению мышечной массы и развитию силы, в питании повышается содержание белка (16-18% по калорийности),
 
   
 
 
 

               
 
конкретного дня, установить постоянную последовательность и правильное чередование труда и отдыха, общий распорядок дня в зависимости от сменности и учебного расписания. Организация сна Обязательной и наиболее полноценной формой ежедневного отдыха является сон. Для студента необходимо считать обычной нормой ночного монофазного сна 7,5-8 ч. Часы, предназначенные для сна, нельзя рассматривать как некий резерв времени, который можно часто и безнаказанно использовать для других целей. Это, как правило, отражается на продуктивности умственного труда и психоэмоциональном состоянии. Беспорядочный сон может привести к бессоннице, другим нервным расстройствам. Напряженную умственную работу необходимо прекращать за 1,5 ч до отхода ко сну, т.к. она создает в коре головного мозга замкнутые циклы возбуждения, отличающиеся большой стойкостью. Малоспящим людям для хорошего самочувствия и высокой работоспособности достаточно 5-6 ч сна. Это, как правило, люди энергичные, активно преодолевающие трудности, не задерживающие чрезмерно внимание на неприятных переживаниях. Многоспящие люди нуждаются в 9 ч сна и даже более. Это преимущественно люди с повышенной эмоциональной чувствительностью. Наиболее распространенное расстройство сна, когда человек мало и плохо спит, называют бессонницей. Перед сном необходимо проветривание комнаты, а еще лучше сон при открытой форточке. Организация режима питания Рациональное питание – это физиологически полноценный прием пищи людьми с учетом пола, возраста, характера труда и других факторов. Питание строится на следующих принципах: достижения энергетического баланса; установления правильного соотношения между основными пищевыми веществами – белками, жирами, углеводами,
 
случае расширяется возможность организма использовать кислород и улучшать процессы терморегуляции. Эксперименты показали, что потребление О2 на килограмм веса в минуту у 6-ти летнего ребенка составляет 7,55 литра, у человека в 30 лет – 4,1 л., а в 90 лет – 0,1литра. В то же время теплоотдача с поверхности тела уменьшается с 90 калорий нм м2 в час у детей, до 30 таких же единиц у 70-ти летних испытуемых. В результате температура тканей у пожилых лиц снижается в ряде случаев на 2-30. Следовательно, компенсаторная мобилизация терморегуляционных механизмов с возрастом уменьшается и поэтому требует тренировки. Физическая тренировка оказывает разностороннее влияние на психические функции, обеспечивая их активность и устойчивость. Основа устойчивости психики закладывается в детском возрасте. При этом значение двигательной функции для развития речи и мышления особенно ярко раскрывается на ранних этапах онтогенеза (индивидуального развития). Из медицинской практики известно, что дети, по тем или иным причинам обездвиженные с раннего возраста, отстают в своем умственном развитии от сверстников, в частности их словарный запас намного меньше. Имеются многочисленные исследования по изучению у тренированных и у нетренированных лиц устойчивости внимания, памяти, способности к устному счету различной сложности, восприятию, некоторых сторон мышления. Устойчивость изучаемых параметров оценивалась по уровню их сохранения под влиянием различного утомления, а также по способности сохранить работоспособность в ночное время. Было установлено, что устойчивость изучаемых параметров умственной деятельности находилась в прямой зависимости от уровня разносторонней физической подготовленности. При этом для сохранения высокого уровня психических функций, смелости, решительности преимущественное значение имели быстрота, сила,
 
   
 
 
 

               
 
выносливость, ловкость. При систематических занятиях физическими упражнениями и спортом, особенно если занятия проводятся на открытом воздухе, в значительной степени ликвидируется умственное утомление или перенапряжение. Активные движения стимулируют развитие вегетативной среды организма. Они снижают повышенное и, напротив, приводят к норме пониженное давление крови, нормализуют содержание холестерина в крови, оказывают положительное влияние на солевой обмен. Двигательная функция – основная функция человеческого организма. Тот, кто постоянно совершенствует ее, совершенствует свой организм. Вопросы для собеседования: 1. Организм человека как единая биологическая система. 2. Обмен веществ и энергии. 3. Что такое гиподинамика? 4. Состав и функции крови. 5. Кровообращение (большое и малое кровообращение). 6. Сердце, пульс, кровяное давление (систолическое и диастолическое). 7. Дыхание. Гипоксия. Другие внутренние органы. 8. Рефлекторная дуга (рефлексы). 9. Что такое двигательные навыки? Фаза образования двигательного н6авыка. 10. Физические качества человека (сила, выносливость, быстрота, ловкость, гибкость) 11. Что такое утомление? Повышение устойчивости организма к различным условиям среды. Литература 1. Знаменский Ю.Ф., Лукъянов Ю.Е., Макаренко Ю.В. «Нервная система, здоровье, долголетие» М. 1977 г. 2. Косицкая Н.П. «Искусство быть здоровым» М. 1977 г. Коробков Л.В. «Двигательный режим и здоровье» м.
 
Эти характеристики здорового образа жизни устойчивы по отношению к постоянно меняющимся, многочисленным воздействиям окружения человека. Они образуют своего рода барьеры, ограждающие его от необходимости все время реагировать на многообразие существующих вокруг суждений, мнений, оценок, требований. 4 Содержательные характеристики составляющих здорового образа жизни Режим труда и отдыха Режим дня – нормативная основа жизнедеятельности для всех студентов. В тоже время он должен быть индивидуальным, т.е. соответствовать конкретным условиям, состоянию здоровья, уровню работоспособности, личным интересам, и склонностям студента. При ежедневном повторении обычного уклада жизни, довольно быстро между этими процессами устанавливается взаимосвязь, закрепленная цепью условных рефлексов. Благодаря этому физиологическому свойству предыдущая деятельность является как бы толчком к последующей, подготавливая организм к легкому и быстрому переключению на новый вид деятельности, что обеспечивает ее лучшее выполнение. Для того чтобы разработать научно обоснованный режим дня, необходимо проанализировать затраты учебного и свободного времени в соответствии с приведенными гигиенически допустимыми нормами. В соответствии с ними суточный бюджет времени студента состоит из двух половин: 12 ч учебных занятий (6 ч аудиторных и 4-6 ч самостоятельных) и 12 ч, отведенных на восстановление организма (сон, отдых, самообслуживание) и личностное развитие (занятие по интересам, общественная деятельность, бытовое и дружеское общение, физическая культура и спорт). Воскресные дни содержат 12 ч резервных (вместо времени, затрачиваемого на учебную деятельность). Затем следует распределить разные виды деятельности в пределах
 
   
 
 
 

               
 
и др. Накапливаясь в течение учебного года, негативные последствия такой организации жизнедеятельности наиболее ярко проявляются ко времени его окончания (увеличивается число заболеваний). А так как эти процессы наблюдаются в течение 5-6 лет обучения, то они оказывают существенное влияние на состояние здоровья студентов. Если образ жизни студента не содержит творческих видов жизнедеятельности, то его уровень снижается. Одни студенты больше используют свободное время для чтения, другие для занятий физическими упражнениями, третьи - на общение. Сознательно планируя затраты времени и усилий, студент может либо включаться в широкую сеть таких связей, либо обособляться. Здоровый образ жизни (ЗОЖ) - это комплекс мероприятий, обеспечивающих гармоническое развитие, повышение работоспособности людей, продление их творческого долголетия, это образ жизни, основанный на принципах нравственности, рационально организованный, активный, трудовой, закаливающий и, в то же время, защищающий от неблагоприятных воздействий окружающей среды, позволяющий до глубокой старости сохранять нравственное, психическое и физическое здоровье. В условиях здорового образа жизни ответственность за здоровье формируется у студента как часть общекультурного развития, проявляющаяся в единстве стилевых особенностей поведения, способности построить себя как личность в соответствии с собственными представлениями о полноценной в духовном, нравственном, и физическом отношении жизни. Здоровый образ жизни включает в себя следующие основные элементы: соблюдение режима труда и отдыха, питания и сна, гигиенических требований, организация индивидуального целесообразного режима двигательной активности, искоренение вредных привычек, культура межличностного общения и поведения в коллективе, культура сексуального поведения, содержательный досуг, оказывающий развивающее воздействие на личность.
 
3.1972 г. 4. Зациорский В.М. «Физические качества спортсменов» М. 1970 г. 5. Гоговадзе Л.В., Круглый М.М. «Врачебный контроль и физическое воспитание в спорте» М. 1977 г. 6. Зациорский В.М. «Спортивная метрология» М. ФИС 1982 г. Учебник для инструкторов физической культуры. 7. Амосов Н.М., Бендет Я.А. «Физическая активность и сердце» Киев «Здоровье» 1989г. Жигало Владимир Яковлевич. ОБЩАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ И СПОРТИВНАЯ ПОДГОТОВКА В СИСТЕМЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ.
 
   
 
 
 

               
 
СОДЕРЖАНИЕ 1. Методические принципы физического воспитания. 2. Средства и методы физического воспитания. 3. Основы обучения движениям. 4. Формы занятий физическими упражнениями. 5. Общая физическая подготовка. а) зоны и интенсивность физических нагрузок. Цель физического воспитания – оптимальное физическое развитие человека, всестороннее совершенствование свойств (психических, физиологических и т.д.) личности, воспитание духовных, нравственных качеств и обеспечение на основе этого трудовой и общественной деятельности. Задачи Ф.В. – Специфические (1 оптимизация физического развития. 2 формирование двигательных навыков). Общепедагогические (1 нравственное и трудовое воспитание. 2 воспитание воли, эстетических потребностей). 1. Методические принципы физического воспитания. Под принципами в теории и практике воспитания подразумевают те наиболее важные, краеугольные положения, которые, обобщенно отражая фундаментальные закономерности воспитания в виде определенных правил и упорядочивающих требований, тем самым направляют деятельность воспитателя и воспитываемых к намеченной цели. При всем своеобразии подходов, возможных в различных случаях воспитательной практики, они лишь тогда приводят к действительно ценным результатам, когда согласуются (а не вступают в противоречие) с объективными закономерностями воспитания. В физическом воспитании должны получать свое конкретное воплощение и общепедагогические принципы, поскольку они отражают общие педагогические закономерности, действующие и в сфере физического воспитания.
 
Ценность здоровья не перестает быть таковой, даже если она не осознается человеком; она может быть и скрытой (латентной). Как показывает практика, большинство людей ценность здоровья осознают только тогда, когда оно находится под серьезной угрозой или почти утрачено. В качестве реального показателя здоровья людей выступает самооценка физического и психического состояния, так как обнаружена довольно высокая степень (70-80% случаев) ее соответствия объективной характеристике здоровья. Так, если лица с хорошей самооценкой здоровья в 52,5% случаев считают, что «состояние здоровья человека, прежде всего, зависит от него самого», то лица с удовлетворительной и плохой самооценкой – соответственно в 35,5 и 37,5%. В соответствии с этим выделяют два типа ориентаций (отношений) к здоровью. Первый – в охране здоровья ориентирован, прежде всего, на усилия самого человека, или условно «на себя». Второй – преимущественно «вовне», когда усилиям человека отводится второстепенная роль. К первому типу относятся, в основном, лица с хорошей самооценкой здоровья; они являются преимущественно интериалами, которых характеризует склонность приписывать ответственность за результат своей деятельности собственным усилиям и способностям. Ко второму типу относятся лица преимущественно с плохой и удовлетворительной самооценкой здоровья, экстериалы, приписывающие ответственность за результаты своей деятельности внешним силам и обстоятельствам. Следовательно, характер заботы человека о здоровье связан с его личностными свойствами. Анализ фактических материалов о жизнедеятельности студентов свидетельствует, о ее неупорядоченности и хаотичной организации. Это отражается в таких важнейших компонентах, как несвоевременный прием пищи, систематическое недосыпание, малое пребывание на свежем воздухе, недостаточная двигательная активность, отсутствие закаливающих процедур, выполнение самостоятельной учебной работы во время, предназначенное для сна, курение
 
   
 
 
 

               
 
индивидуального развития в целом. Обеспечивается самовоспроизведением материальных единиц новых генов, локализованных в специфических структурах ядра клетки – хромосомах. Работами генетиков доказано, что при благоприятных условиях поврежденный ген может и не проявить своей агрессивности. Здоровый образ жизни, общий здоровый статус организма могут «усмирить» его агрессивность. Неблагоприятные условия внешней среды почти всегда усиливают агрессивность патологических генов и могут спровоцировать болезнь, которая бы при иных обстоятельствах не проявилась. Можно унаследовать от родителей богатырское здоровье и значительно ухудшить его за несколько лет. И в то же время можно родиться со слабым здоровьем, но, приложив усилия, укрепить его. Таким образом, уровень здоровья индивида зависит от генетического «фона», стадии жизненного цикла, адаптивных способностей организма, степени его активности, а также кумулятивного влияния факторов внешней (в том числе социальной) среды. 3 Взаимосвязь общей культуры студента и его образа жизни Сохранение и воспроизводство здоровья находятся в прямой зависимости от уровня культуры. Культура отражает меру осознания и отношения человека к самому себе. В культуре проявляется деятельный способ освоения человеком внешнего и внутреннего мира, его формирования и развития. Культура подразумевает не только определенную систему знаний о здоровье, но и соответствующее поведение по его сохранению и укреплению, основанное на нравственных началах. Здоровье занимает в иерархии потребностей человека ведущие позиции.
 
В общей педагогике такие принципы сформулированы применительно к закономерностям обучения (дидактические принципы) и воспитания в узком смысле этого понятия (принципы педагогических воздействий, направленных на формирование сознания и поведения воспитываемых, на развитие их личностных качеств). Фактически дидактические принципы (принципы сознательности и активности, наглядности, доступности, систематичности и т. д.) содержат ряд универсальных методических положений, без соблюдения которых не мыслится рациональная методика не только в обучении, но и вообще ни в одном из основных аспектов педагогической деятельности. В этом отношении они представляют собой общеметодические принципы. Именно в таком качестве они утвердились и в методике физического воспитания. Их содержание здесь получило свою конкретизацию в соответствии с особенностями этого вида воспитания. Но в качестве предельно обобщенных положений они, естественно, не раскрывают специфических закономерностей каждого отдельного вида воспитания. Эту роль призваны выполнять специальные принципы. В частности, таковыми являются принципы, очерчивающие ряд специфических закономерностей физического воспитания, и вытекающие из них правила его системного построения. ПРИНЦИПЫ Общепедагогические 1. Сознательности 2. Активности 3. Наглядности 4. Доступности 5. Индивидуализации 6. Систематичности Специфические 1.Непрерывности
 
   
 
 
 

               
 
2.Системности чередования нагрузки и отдыха 3.Постепенности повышения нагрузок 4.Цикличности 5.Возрастной адекватности 6.Адаптивности сбалансированного повышения нагрузки Принцип сознательности и активности. Последовательная реализация в физическом воспитании этого принципа предполагает квалифицированное выполнение специалистом следующих требований. Формировать у воспитываемых осмысленное отношение и устойчивый интерес к общей цели и конкретным задачам, поставленным в занятиях. Значение этого требования очевидно, однако выполнить его бывает не просто, особенно в физическом воспитании детей. Первоначальные мотивы, побуждающие заниматься физическими упражнениями, разнообразны и нередко с педагогической точки зрения случайны или малосущественны (например, случайно возникшие подражательные мотивы, стремление выделиться внешними формами тела, узко понятые спортивные интересы). От специалиста физического воспитания требуется профессиональное умение доходчиво раскрывать перед воспитанниками подлинный смысл приобщения к физической культуре, ее роль и значение в достижении физического совершенства и полноценном развитии личности, формировать на этой основе осмысленные целевые установки и стремление реализовать их, несмотря на трудности. Никакие интересы, не опирающиеся на понимание существа дела, в том числе интерес, пробуждаемый лишь эмоциональной привлекательностью занятий или внесением в них развлекательных начал, не могут служить постоянным источником активности на пути к высокой, труднодостижимой цели. Без серьезного разъяснения сути и значимости этой цели нельзя; довести до сознания воспитанников
 
весной и осенью повышен, что сказывается на неустойчивости настроения. Всплески солнечной активности также оказывают влияние на самочувствие человека, т. к. изменяют электромагнитное поле Земли. В магнитоактивные дни обостряются сердечно-сосудистые заболевания, усиливаются нервные расстройства, повышается раздражительность, наблюдается быстрая утомляемость, ухудшается сон. На здоровье человека влияет и экологическая обстановка. Нарушение экологического равновесия опасно срывом механизма адаптации человека. Организм отвечает различными расстройствами на вредные воздействия физических излучений; профессиональными заболеваниями на неподготовленность к новым профессиям; нервно-психической неустойчивостью на информационные перегрузки, чрезмерный шум в городах; аллергическими реакциями на изменение химического состава окружающей среды. Способность приспосабливаться к отрицательным воздействиям различна у людей с разным уровнем здоровья, физической подготовленностью, а также зависит от типа его нервной системы. Слабый тип (меланхолический) приспосабливается труднее и часто подвержен серьезным срывам. Сильный, подвижный тип (сангвинистический) психологически легче приспосабливается к новым условиям. В то же время, у людей с более высоким уровнем физической подготовленности устойчивость организма значительно выше, чем у лиц с низкой общей физической подготовленностью.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow