Правила проведения приемочной экспертизы по качеству

1. Перед началом экспертизы целесообразно ознакомить со всеми необходимыми нормативными документами: стандартами или ТУ на конкретные виды продукции, упаковку и маркировку, методы испытаний.

2. При проведении экспертизы необходимо определять качество принимаемых товаров в соответствии с требования- действующих стандартов, ТУ, договоров. При необходимости принимаемые товары могут оцениваться путем сопоставления с образцами и эталонами.

Выбор показателей качества при приемочной экспертизе определяется ее целями и условиями проведения. Чаще все эксперты ограничиваются оценкой органолептических показателей, в основном внешнего вида, и части физико-химически показателей (например, массы, длины, объема, относительно плотности и т. п.), используя простейшие средства измерения Физико-химические и микробиологические показатели, для определения которых требуются сложные методы оценки качества, при приемочной экспертизе, как правило, не применяются, что вызвано в основном довольно продолжительным временем их проведения. Лишь в отдельных случаях эксперт мо­жет рекомендовать определение таких показателей после за­вершения приемки по качеству.

3. Для оценки качества отбирается выборка или объеди­ненная проба, размер которой должен быть не менее установ­ленных норм. Порядок отбора проб предусмотрен стандартами или ТУ и должен неукоснительно соблюдаться экспертами. Экс­перту необходимо проводить отбор образцов (проб) самостоя­тельно.

4. При неоднородности товарной партии, содержащей то­вары разных градаций качества (стандартные, нестандартные, брак, отход, высшего, 1-го или других сортов и т. П.), эксперт должен выявить процентное содержание каждой фракции.

Если товары разных категорий качества упакованы в раз­ную тару и есть соответствующая маркировка, то работники склада обязаны расставить партию по этим градациям. В этом случае эксперт отбирает пробы и оценивает их для каждой ка­тегории качества отдельно.

При обнаружении дефектных товаров эксперт должен ото­брать образцы товаров с наиболее характерными дефектами и установить причины их возникновения. Он также может при необходимости или по просьбе заказчика дать рекомендации по использованию или уничтожению дефектной продукции. В акте экспертизы должно быть отражено процентное содержание продукции с различными или наиболее характерными дефек­тами.

В ряде случаев целесообразно направить образцы дефект­ной продукции в испытательную лабораторию для выявления их вида и причин возникновения, особенно если эксперт за­трудняется в определении дефектов.

Иногда для длительно хранящихся товаров рекомендуется образцы дефектной продукции оставить у получателя или на­править в экспертную организацию. При этом эксперт сам дол­жен отобрать образцы и снабдить их соответствующими эти­кетками и/или актом отбора проб.

Отсутствие в актах экспертизы указания на характерные виды дефектов или неправильное определение их вида могут послужить основанием для отклонения акта экспертизы, уста­навливающего несоответствие качества товара.

Особенно важно правильно отразить результаты приемоч­ной экспертизы по качеству, если разногласия, возникшие ме­жду поставщиком и получателем, разрешаются в Государст­венном арбитраже. Неправильно проведенная оценка качества или оформленный акт экспертизы

могут явиться основание для отказа в предъявленном иске.

Акт экспертизы не должен содержать противоречащих друг другу фактов. Экспертную оценку необходимо проводить о дельно по каждой товарной партии, а внутри нее — по каждому наименованию, сорту, артикулу и обязательно отражать это в актах.

Основанием для отклонения акта приемочной экспертизы может быть необоснованность выводов. Например, если для товара предусмотрены приемочные и браковочные числа, то за браковка всей партии при браковочном числе меньшем установленной нормы неверна. При этом результаты экспертиз будут признаны недостоверными, а акт экспертизы отклонен.

5. При выявлении причин несоответствия качества эксперт должен отразить в акте состояние тары и упаковочных мате риалов (их целостность, достаточность и надежность).

6. Эксперт не должен проводить приемочную экспертизу, если нарушена целостность товарной партии (например, часть товара реализована) или предъявляются обезличенные товары а также распакованные либо без товарно-сопроводительных документов.

Экспертиза товаров по комплектности — оценка экспертом наличия необходимых элементов комплекта и установление соответствия данным, указанным в технических докумен­тах. Является одной из разновидностей качественной экспер­тизы, так как целостность или комплектность — один из показателей качества.

Правовой базой этой разновидности экспертизы является Гражданский кодекс РФ (ч. 2, ст. 478—480).

Основанием для ее проведения служат особенности прини­маемых товаров, целостность которых обеспечивается наличи­ем всех необходимых элементов в комплекте. Кроме того, ком­плектность влияет на функциональное и социальное назначение товара, его долговечность, ремонтопригодность, эргономи­ческие и эстетические свойства.

Все комплектующие элементы подразделяются на три группы:

обеспечивающие функциональное назначение товара, его эстетические свойства;

предназначенные для ремонта товара в процессе эксплуа­тации (запасные детали, узлы и т.п.);

определяющие сохраняемость товаров при перевозке, хра­нении и реализации.

К комплектующим элементам первой группы относятся составные части самого товара, без которых утрачивается его целостность. Например, болты, шурупы, стекла, отдельные па­нели, фурнитура для сборной мебели, электрические шнуры в электробытовых товарах и т. п.

Нарушением комплектности является и отсутствие отдель­ных предметов или несоответствие их единому стилю комплек­та. Например, известен случай, когда покупатель оплатил ме­бельный гарнитур, а домой ему был привезен комплект мебели, в котором платяной шкаф отличался по цвету и фактуре отде­лочного материала. Проведенная экспертиза подтвердила на­рушение комплектности. Поскольку в магазине шкафа, соот­ветствующего всему комплекту, не оказалось, то покупателю вернули деньги и забрали нарушенный комплект мебели. На­рушением комплектности считается и отсутствие части пуго­виц на одежде, шнурков на обуви и т. п.

Вторая группа комплектующих изделий представлена за­пасными деталями, узлами, обеспечивающими ремонтопригод­ность товаров при эксплуатации. Примером могут служить за­пасные пуговицы, лоскуты тканей, прилагаемые или приши­ваемые с изнаночной стороны одежды. В комплект автомобиля могут входить запасные колеса, аптечка водителя, приспособ­ления для мелкого ремонта.

Третья группа комплектующих элементов предназначена для обеспечения сохраняемости товаров на разных этапах то­вародвижения. К ним относятся упаковка, которая может вклю­чать транспортную и/или потребительскую тару, упаковочные и перевязочные материалы, средства крепления и т. п.

Экспертиза товаров по комплектности применяется в ос­новном для непродовольственных товаров. Для продовольствен­ных товаров эта разновидность экспертизы используется лишь при продаже наборов продуктов (например, подарочные набо­ры), при доставке продуктов на дом, при торговле по комплекс­ным заказам. Учитывая незначительное распространение в про­довольственной торговле указанных форм, можно констатиро­вать, что основное применение экспертиза товаров по комплект­ности находит в непродовольственной торговле.

Нарушением комплектности является отсутствие отдельных предметов или несоответствие их единому стилю комплекта. Например, отличие цвета элемента мебельного гарнитура, или набора посуды, от других элементов является нарушением комплектности. Нарушением комплектности является также отсутствие части пуговиц на одежде и т.п.

Комплектность непродовольственных товаров отражается в эксплуатационных документах и/или в товаротранспортных накладных, качественных удостоверениях.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: