Экономический анализ – это изучение, исследование различных экономических явлений и факторов, влияющих на эти явления, а также причин, которые обуславливают эти явления.
Задачи:
1. Получение объективной оценки хоз. деятельности предприятия;
2. Научное обоснование прогнозов развития и составления планов развития;
3. Контроль за разработкой и выполнением плана;
4. Выявление внутрихозяйственных резервов;
5. Изучение, обобщение, распространение передового опыта экономической деятельности;
Предмет экономического анализа – все хоз. процессы и операции, протекающие в предприятии. Источник экономического анализа – бухгалтерская, статическая отчетность, первичные учетные документы и планы развития.
Показатели деятельности, подлежащие изучению:
1.Величина и структура товарооборота;
2.Товарные запасы;
3.Численность сотрудников;
4.Фонды заработной платы;
5.Издержки обращения;
6.Прибыль и уровень рентабельности.
Методика экономического анализа – это совокупность спец. правил или методов, используемых для обработки экономич. информации.
|
|
Метод сравнения позволяет выразить характеристику того или иного явления в динамике. Используется:
1. Сравнение отчетных данных с прогнозом;
2. Сравнение показателей текущего года с показателями прошлых лет;
3. Сравнение отчетных данных с наилучшими показателями;
4. Сравнение отчетных данных со среднестатическими показателями.
Для анализа динамики изменений явления строятся динамические ряды экономических показателей – это ряды статистических показателей, которые характериз. изменение явлений во времени.
Виды динамических рядов:
- интервальный – состоит из показателей, характер. изменение явлений за определенный период времени;
- моментальный – состоит из показателей, характ. изучаемые явления на определенную дату (Ех.: Численность работников на начало месяца).
Данные интервальных динамич. рядов можно суммировать, а данные моментальных рядов суммировать нельзя. Использовать метод сравнения можно только при условиях: 1) сопоставимости показателей и 2) сравнимости с календарным периодом.
Индекс цен – это относительный показатель, который отражает изменение общего уровня цен на товары за отчетный период по сравнению с предшествующим периодом.
В методе сравнения можно использовать различные величины – абсолютные, относительные и средние.
I. Абсолютные величины – характеризуют количество аптек, товарооборот, рецептуру и т. д.
II. Относительные величины – это результат сравнения 2-х величин, выраженной в виде частного (деления) одной величины и другой величины; причем величину, которую сравнивают (знаменатель), наз.базисной величиной, а сравнимая величина (числитель) наз. текущей, или отчетной величиной. Для выражения результата сопоставления использ. коэффициент (для базисных величин 1) или результат может быть выражен в процентах (база – 100 %). Существует 3 варианта относит. величин:
|
|
1.Относительная величина стр-ры – характеризует долю составной части в генеральной совокупности. Ех.: удельный вес амбулаторной экстемпоральной рецептуры в общем товарообороте.
2. Относит. величина интенсивности – отличие 2-х разноименных абсолютных величин, характ. различные, но связанные в своем развитии процессы. Ех.: среднее потребление ЛС населением, средняя стоимость 1 рецепта.
3. Относит. величина в динамике – характ. изменение явления во времени, могут быть цепными и базисными.
Цепные относит. величины – каждый следующий показатель сравнивается с 3-м (предыдущ.) показателем темпов роста и прироста.
Базисные относит. величины – каждый следующий показатель сравнивается с 1-м показателем темпов роста и прироста.
Показатель темпов роста – относительная скорость изменения явления – показывает во сколько раз или на сколько % величина сравниваемого периода больше или меньше величины др. периода. Если все величины динамич. ряда сравниваются с показателем начального периода, то это базисный темп роста; если след. показатель сравнивают с предыдущим, то это цепной темп роста.
Абсолютный прирост – это разница между последующ. и предыдущ. показателями; м. б. отрицательный и положительный абсолютный прирост. Темп прироста – это отношение абсолютного прироста к величине предшествующего уровня, выражен. в %. Темп прироста рассчитывается путем вычитания 100 % из темпа роста, выраженное в %. Величина 1 % прироста – это абсолютный прирост показателя, деленный на темп прироста. Этот метод определения темпов роста и прироста лежит в основе аналитического метода планирования финансово-хозяйственных показателей.
III. Средние величин:
1)Средняя арифметич. простая:
_ Еxi
Хпр= ------
П
2)Средняя арифметич. взвешенная – все арифметич. варианты умножаются на соответ. арифметич. частоты.
_ Еxi*m
Хвзвеш.= ------
Еm
Ех.: 1. 30 000 30 000 - 2
2. 32 000 32 000 - 1
3. 30 000 34 000 - 3
4. 34 000 36 000 - 2
5. 36 000
6. 34 000
7. 34 000
8. 36 000
_ 30 000*2 + 32 000*1 + 34 000*3 + 36 000*2
Хвзвеш.= ------------------------------------------------------
2 + 1 + 3 + 2
Средняя хронологическая – отличается тем, что для анализа берутся 1-й и последний показатели в половинном объеме:
_ 1/2 Х1 + Х2 + Х3 + …..Хn
Ххрон.=---------------------------------
n-1
1) Средняя геометрическая – используется для расчета средних темпов роста или прироста, определяется как корень степени числа годовых темпов из производства темпов поста или прироста.
3) Cредняя квадратичная – средний размер отклонений от средней величины