Принципы представляют собой исходные начала в механизме правового регулирования налоговых отношений. Они гарантируют непрерывность и последовательность нормотворческого процесса, обеспечивают взаимосвязь налогового права и налоговой политики. Особую роль принципы играют в формировании правоприменительной практики. Они содействуют отмене устаревших и принятию новых правовых норм, единообразному толкованию нормативных правовых актов и устранению пробелов в законодательстве и т. д.
Принципы налогообложения - основополагающие идеи и положения, существующие в налоговой сфере или общие начала законодательства о налогах и сборах.
Налоговые системы большинства стран складывались столетиями под воздействием различных экономических, политических и социальных условий. Поэтому естественно, что налоговые системы разных стран отличаются друг от друга: по видам и структуре налогов, их ставкам, способам взимания, фискальным полномочиям органов власти разного уровня уровню, масштабам и количеству предоставляемых льгот и по другим важным признакам. Вместе с тем, для всех стран существуют общие принципы позволяющие создать достаточно оптимальные налоговые системы.
|
|
Они во все времена были предметом особого внимания со стороны общества, так как от них зависит социально – экономическое благополучие населения и спокойствие граждан.
Принципы налогообложения делятся на:
1. Теоретические,
2. Практические.
Теоретические принципы налогообложения являются всеобщими или фундаментальными и положены в основу налоговых систем всех стран мира.
Основоположником классической политической экономии является шотландский философ и экономист Адам Смит (1723 - 1790). В своем «Исследовании о природе и причинах богатства народов» (1776г.) он сформулировал классические принципы теории налогообложения, актуальных и до настоящего времени:
1. принцип справедливости – утверждает всеобщность налогообложения и равномерность распределения налогов между гражданами соразмерно их доходу;
2. принцип определенности – согласно которому сумма, способ и время платежа должны быть совершенно точно и заранее известны налогоплательщику;
3. принцип удобности – означает, что налог должен взиматься в такое время и таким способом, которые наиболее удобны для плательщика;
4. принцип экономии – заключается в сокращении издержек взимания налога, в рационализации системы налогообложения. Суммы сборов по каждому конкретному налогу должны превышать затраты на его сбор и обслуживание.
В дальнейшем, с развитием финансовой науки и теории налогообложения, виды теоретических принципов налогообложения дополнялись и стали представлять собой систему общепринятых подходов к построению налоговых систем, следуя которым, налоговое законодательство может сочетать и интересы налогоплательщиков и государства. Можно сказать, что в настоящее время, во всех странах мира, при построении налоговой системы, соблюдаются следующие современные теоретические принципы налогообложения
|
|
1. объем собираемых налогов должен быть достаточным (и не более), чтобы государство могло осуществлять свои функции и удовлетворять коллективные потребности;
2. система налогообложения должна быть эластичной, т.е. совершенствоваться, соответствуя экономическому развитию и социальным потребностям государства;
3. при построении системы налогообложения необходимо учитывать социально- экономические и финансовые потребности государства, а не политические интересы, по отношению к которым она должна быть нейтральна;
4. налоговая система должна соответствовать интересам народного хозяйства и способствовать его развитию, для чего важно правильно выбрать источник налогообложения, т.е. должен ли налог падать только на доходы или капитал отдельного лица либо населения в целом;
5. также важно правильно сочетать комбинацию прямого и косвенного налогообложения с тем, чтобы это было максимально эффективно;
6. налоговая система должна строиться на длительную перспективу и не должна часто просматриваться, давая возможность налогоплательщикам планировать свою финансово – хозяйственную деятельность;
7. взаимоотношения налогоплательщика с налоговыми органами должны строиться таким образом, чтобы последние имели возможность контролировать выполнение плательщиком налогового законодательства.
Практические принципы – это основополагающие идеи и положения, заложенные в основу действия налогового механизма, то есть в основу налогового законодательства при построении конкретной налоговой системы в отдельной стране.
Практические принципы налогообложения учитывают особенности общественно – политического устройства страны, цели финансовой и социальной политики, уровень развития экономики и другие условия, сложившиеся в данной стране. Принципы построения налоговой системы РФ нашли свое закрепление в ст. 3 гл. I НК РФ, в соответствии с которой:
1. каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы;
2. законодательство о налогах и сборах основывается на всеобщности и равенстве налогообложения;
3. налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев;
4. не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы и зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц, национальности, вероисповедания или места происхождения капитала;
5. налоги и сборы должны иметь экономическое обоснование и не могут быть произвольными;
6. недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав;
7. недопустимы налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство РФ;
8. ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие признаками налогов и сборов, не предусмотренные НК РФ, либо установленные в ином порядке, чем это определено НК РФ;
9. при установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения;
10. акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить (ясность и четкость законодательства);
11. все устранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика.