Языческие религии на путях поиска духовности

Продвигаясь по пути преодоления диких первобытных нравов, три группы арийских народов породили замечательные по содержанию и совершенно разные по характеру религии, в которых явственно прослеживаются попытки преодоления материального видения мира.

Индия

Религия индоариев – веды, брахманизм, индуизм поражает своей сложностью и древней необычной для язычников глубиной. В ней добро сосуществует со злом. Боги этой религии одновременно милосердны и ужасающе жестоки. Они требуют жертв, в том числе и человеческих. Чего стоил только обычай, по которому жена шла добровольно на погребальный костер вслед за умершим мужем. Эта религия разделила индийское общество на касты, создав между ними непреодолимые перегородки, на многие века затормозила его развитие. Она способствовала выработке у индусов особого менталитета по отношению к жизни совершенно отличного от европейского. Но, в то же время, она породила очень глубокие философские и космогонические представления, сделала человека ответственным за характер будущих перерождений.

Древние греки

Религию греков Гегель назвал религией красоты. Несмотря на имеющиеся возражения он прав. В отличие от большинства религий древности олимпийские боги имеют человеческий облик. Стремление греков придать богам идеальные черты пошло у них, как и у подавляющего большинства язычников по линии не духовного, а физического совершенства, которое на сочеталось с нравственными добродетелями. Они не только внешне очень похожи на людей, но не отличаются от них и внутренне. Олимпийцы любвеобильны, лукавы, хитры, коварны. Профессор теологии Д.П. Шантепи де ля Соссей о взаимном влиянии религии и греков писал следующее: «Насколько мы знаем религию обыкновенных граждан, становится удивительным, до какой степени в круге ее идей нравственный долг отступает на задний план; в качестве воспитательницы народа эта религия сделала очень немного, и важные этические идеи, которыми мы обязаны грекам, выходили преимущественно из среды религиозных обществ, оторванных от народной веры, или даже из среды свободомыслящих философов». [35. 321-324]

На духовном пути человечества к гуманизму заслуга греческой религии состоит в том, что она очеловечила звероподобных языческих богов и помогла человеку осознать, что бог это не какое-то свирепое чудовище, а внешне подобен ему. Другим ее достижением является то, что боги из покровителей одного города, местности или народа становятся интернациональными. Они покровительствуют не только городам, но и людям определенных профессий или занятий.

Особое место в греческой религии, не имеющее подобных аналогов, занимает Аполлон и музы - девять сестер, богинь-покровительниц поэзии, наук и искусств, носивших имя «олимпийские». Их имена: Каллиопа – муза эпической поэзии и знания, Клио – муза истории, Мельпомена – муза трагедии, Эвтерпа с флейтой сопровождает лирическую песню, Эрато - муза лирической поэзии, Полигимния – муза серьезной гимнической поэзии, Терпсихора – муза танца с лирой и плектром (палочка для извлечения звука); Талия – муза комедии с соответствующей маской; Урания – муза астрономии с небесным сводом и циркулем. Стоит ли после этого удивляться, что Греция стала родиной искусств и театра, философии, истории и многих других направлений духовного развития человечества.

Развитие греческой религии пошло по чувственно-экстатическому пути. Религиозные мистерии будь то Дионисийские или Элевсинские сопровождались экстазом и оргиями, оказывая влияние на чувства и пробуждая эрос, но не душу. Греки-язычники не смогли разглядеть силу, таящуюся в духовном развитии людей. Это сделали их философы. Сократ увидел силу добродетелей, Аристотель создал этику – науку о них, а Платон попытался умозрительно построить модель идеального государства. Именно греки оказались наиболее подготовленными, чтобы последовать за духовной религией Иисуса Христа.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: