Анализ механической характеристики асинхронной машины

Почему механическая характеристика асинхронной машины S=f(M) рис.9 имеет такой ярко выраженный нелинейный характер c двумя экстремумами? Чтобы ответить на этот вопрос, вновь вернем­ся к формуле электромагнитного момента (49) M = CM Фm I2 cosψ2 . Если в этом выражении принять магнитный поток примерно постоянным Фm≈const, то при малых скольжения S, когда cosψ2 изменяется мало рис.8, момент двигателя при увеличении скольже­ния изменяется примерно так же, как и ток I /2 рис.7. В области больших скольжении интенсивность увеличения тока I /2 c ростом скольжения уменьшается, и момент двигателя уменьшается примерно по тому же закону, что и cosψ2. Максимальный момент наступает при критическом скольжении SK.

Чтобы найти значения критического скольжения SK и критического момента МK, продифференцируем выражение для электромагнитного момента (56) по скольжению S и приравняем полу­ченное выражение к нулю


Анализ полученного выражения показывает, что оно обратится в нуль, если

r /22 – r 21 S2 - S2 (x1 + x /2)2 = 0

или r /22 = S2 [r 21 + (x1 + x /2)2].

Рис.9. Механические характеристики асинхронной машины а - зависимость M=f(S), б - зависимость S=f(M)

Тогда критическое скольжение SK, при котором момент асинхронной машины имеет максимальное значение, равно

 
 


(57)

где xK=x1+x2’;

знак (+) соответствует работе асинхронной машины в качестве двигателя, знак (-) - в качестве генератора. Подставляя положительное значение SK (57) в выражение для электромагнитного момента (56), получим выражение для критичес­кого момента в двигательном режиме

 
 


Раскроем круглые скобки в знаменателе полученного выражения и разделим числитель и знаменатель на получим

 
 


(58)

Подставляя отрицательное значение SK (57) в выражение для электромагнитного момента (56),

получим аналогичное выражение для критического момента асинхронной машины в генераторном режи­ме

(59)

Найдем отношение критических моментов асинхронной машины в гене­раторном и двигательном режимах

(60)

где (61)

Таким образом, значение критического момента в генераторном ре­жиме больше, чем в двигательном, что обусловлено влиянием паде­ния напряжения на активном сопротивлении обмотки статора.

В практических расчетах удобно выражать электромагнитный момент M в долях от максимального момента Mкд

 
 


В полученном выражении числитель и знаменатель разделим на

 
 


(62)

 
 


(63)

Если принять r1=0, тогда ε=0, формула (63) упростится и примет вид

 
 


(64)

Это выражение впервые было получено М. Клоссом и известно в тех­нической литературе как формула Клосса. Задаваясь значениями скольжения S, можно построить механическую характеристику асинхронного двигателя.

Одним из важнейших эксплуатационных параметров асинхрон­ного двигателя является кратность максимального момента или пере­грузочная способность двигателя λМ, которая равна отношению критического момента к номинальному при номинальном напряжении

λМКДНОМ (65)

Для двигателей разных мощностей и угловых скоростей вращения общепромышленной серии кратность максимального момента составля­ет λМ=1,7...2,2. Крановые двигатели отличаются более высокой кратностью максимального момента λМ=2,3..3,4.

Другим важным эксплуатационным параметром асинхронного дви­гателя является пусковой момент МП, который получается из об­щей формулы (56) при S=1

(66)

Максимальное значение момента при пуске равно моменту критическому (при SK=1), что достигается, примерно, при условии равен­ства активного сопротивления в цепи ротора и суммы индуктивных сопротивлений рассеяния, т.е. r2’+rдоб≈x1+x2’=xK. В таб­лицах, как правило, приводят значения момента при пуске двигате­ля по отношению к номинальному моменту, т.е. MПНОМ. Для двигате­лей общепромышленного назначения эта величина составляет MПНОМ=1..1,2.

3. ИССЛЕДОВАНИЕ МЕХАНИЧЕСКОЙ ХАРАКТЕРИСТИКИ АСИНХРОННОЙ МАШИНЫ

Электрическая машина проектируется и изготавливается для определенного расчетного режима, называемого номинальным режимом работы. Этот режим реализуется в естественной схеме включения асинхронной машины при отсутствии добавочных сопротивлений в це­пях статора и ротора и при номинальных значениях напряжения U1НОМ и частоты f1НОМ. Механическая статическая характерис­тика асинхронного двигателя, соответствующая этим условиям, называется естественной характеристикой.

Процессы управления и регулирования электроприводов сводят­ся к изменению характеристик двигателя путем изменения схем сое­динения обмоток, введения в цепи статора и ротора добавочных сопротивлении, изменения напряжения и частоты источника питания. Механические характеристики, получаемые в этих случаях, называются искусственными характеристиками асинхронного двигателя.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: