Поворотный кулак является элементом передней оси автомобиля, он обеспечивает возможность поворота передних управляемых колёс.
Конструкция поворотных цапф обеспечивает также развал передних колёс на угол до 1°15'.
Из деталей передней оси наиболее быстро изнашиваются шкворни и втулки поворотного кулака. Надо особо тщательно следить за своевременной смазкой указанных деталей, а при необходимости своевременно заменять их, так как чрезмерный износ этих деталей создаёт возможность появления ударной нагрузки, которая будет способствовать преждевременному разрушению подшипников передних колёс, отверстий в блоке под шкворни и может привести к поломке поворотного кулака.
Поворотный кулак относится к классу «круглых стержней», его изготовляют у автомобилей ГАЗ из стали 35Х. Твёрдость НВ 269……321.
В процессе эксплуатации деталь подвергается: периодическим нагрузкам от сил инерции движущихся масс, которые вызывают переменные напряжения в её элементах; трению шеек о кольца подшипников; трению при высоких удельных давлениях и нагрузках при наличии абразива; динамическим нагрузкам; изгибу и скручиванию и т.д. Для неё характерны следующие виды износа – окислительный и нарушение усталостной прочности, молекулярно-механический, коррозионно-механический и абразивный. Они характеризуются следующими явлениями – образованием продуктов химического взаимодействия металла со средой и разрушением отдельных микрорайонов поверхностного слоя с отделением материала; молекулярным схватыванием, переносом материала, разрушением возникающих связей, вырыванием частиц и др.
После восстановления поворотный кулак должен отвечать следующим основным техническим требованиям: неперпендикулярность торцевых поверхностей проушины под балку переднего моста относительно общей оси отверстий под втулки шкворня не более 0,10 мм; торцевое биение поверхности Б при установке в центрах на более 0,025 мм; радиальное биение поверхности Г относительно поверхности В не более 0,03 мм; овальность и конусообразность поверхностей Г и В не более 0,01 мм; шероховатость поверхностей А, Б, В и Г не более
Ra=1,25 мкм.
Поворотная цапфа передней оси, поступающая в капитальный ремонт, имеют следующие основные дефекты: износ шеек под кольца подшипников, износ отверстий под втулки шкворня, износ или повреждение резьбы на конце цапфы.
При нормальных условиях эксплуатации основной дефект деталей этого класса – износ. Перезагрузка и усталость металла, нарушение смазки трущихся поверхностей вызывают нагрев и деформацию детали, интенсивный износ, задиры и схватывание на поверхностях трения. Следствием усталости материала детали может быть их поломка. Большое разнообразие внешних факторов, воздействующих на условия работы деталей, приводит к изменению скорости изнашивания их поверхностей и случайному сочетанию дефектов.
2.2.2 Выбор способов восстановления детали.
Наиболее характерными дефектами «круглых стержней» являются:
· Износ шеек;
· Повреждение и износ резьбовых поверхностей;
· Погнутость;
· Биение привалочных поверхностей фланцев;
· Износ гнезд под подшипники;
· Износ эксцентриков и кулачков;
· Износ торцевых поверхностей буртов;
· Облом и износ зубьев;
· Износ шлицов;
· Забитость центровых отверстий;
Прежде всего восстанавливают установочные поверхности, т.е. центровые отверстия, затем устраняют погнутости и выполняют все наплавочные операции и после механической, а если и требуется, и термической обработки переходят к другим способам наращивания поверхностей. Завершающей операцией является шлифование с последующим хонингованием или суперфинишированием точных поверхностей.
Выполним дефектацию поворотного кулака
Одной из задач дефектации является сортировка деталей по маршруту восстановления. Поворотный кулак – сложная деталь, поэтому имеет большое количество возможных дефектов.
Таблица 2 Основные дефекты поворотного кулака.
Возможные дефекты | Способ установления дефекта | Размеры, мм | Заключение | |||||
По рабочему чертежу | допустимый без ремонта | |||||||
Сколы и трещины на кулаке | Осмотр. Дефектоскоп. | Браковать | ||||||
Износ отверстий под шкворень | Пробка неполная 20,0 мм | 20,07 | Поставить втулки ДРД | |||||
Износ шейки под внутренний роликоподшип ник | Скоба листовая 29,95 мм | 29,95 | Осталивать Хромировать | |||||
Износ шейки под наружний подшипник | Скоба листовая 24,95 мм | 24,95 | Осталивать Хромировать | |||||
Износ или срыв резьбы | Осмотр.Калибр-кольцо резьбовое НЕ М24х1,5 | М24х1,5-4h | Наплавить в углекислом газе | |||||
Износ отверстия под фиксирующий штифт. | Пробка неполная 10,07 мм | 10,07 | Обработать до ремонтного размера, поставить штифт ремонтного размера. | |||||
Износ головок поворотного кулака под стойку | Калибр 114,0 мм | 114,0 | Обработать торцы и поставить при сборке компенсационные шайбы. Браковать при размере менее 114,0 мм | |||||
Приведем возможные маршруты ремонта поворотного кулака передней оси
Технологический маршрут типового технологического процесса восстановления деталей класса «круглые стержни» следующий:
· Исправление центровых отверстий;
· Устранение радиального биения;
· Устранение повреждённой или изношенной резьбы;
· Наплавка резьбовых поверхностей;
· Правка деталей после наплавки (по потребности);
· Механическая обработка наплавленных поверхностей (резьбовых, шлицевых, шпоночных пазов и гладких отверстий);
· Предварительная и окончательная обработка поверхностей, подлежащих сопряжению с ДРД;
· Запрессовка ДРД;
· Предварительная обработка ДРД после запрессовки;
· Термическая обработка;
· Правка;
· Подготовка поверхностей к электрохимическому наращиванию;
· Нанесение электрохимических покрытий;
· Предварительная обработка электрохимических покрытий;
· Чистовая обработка поверхностей;
· Балансировка;
· Доводка.
·
Приведём возможные способы ремонта дефектов поворотного кулака, которые даны в задании
Дефекты:
· Износ отверстий под шкворень
· Износ шейки под внутренний роликоподшипник.
· Износ шейки под наружный подшипник.
Возможные способы устранения данных дефектов