Справедливость

Справедливость – это понятие, обозначающее основную добродетель общественных институтов, а также людей под углом зрения взаимодействия интересов, обязанностей. О. Г. Дробницкий, сравнивая между собой понятия «идеал» и «справедливость», отмечал, что справедливость является основанием философского порядка для общественного идеала, так как содержит мысль о том, как устроен мир.

Дж. Ролз, один из наиболее интересных современных авторов по проблеме справедливости, отмечает, что справедливость является «первой добродетелью» общественных институтов. В этой связи уместно заметить, что все общественные институты придают значение этой добродетели.

Если западные мыслители ХХ в. придают важное значение феномену справедливости, то для отечественных мыслителей во все времена идея справедливости была центральной. Г. Флоровский отмечал, характеризуя романтические притязания русских мыслителей (А. С. Хомякова, И. В. Киреевского, В. С. Соловьёва), что они проистекали из языческой устремлённости народного сознания, выражавшегося в выборе и отстаивании нравственно-религиозного идеала, которому были чужды зло и социальная несправедливость. Постоянные обращения русских мыслителей к романтическим идеалам справедливости, поиски праведного царя или праведного общества возникали из глубин национального самосознания.

В. С. Соловьёв одним из первых русских мыслителей обосновывал неразрывную связь идеала государственного и нравственного. С его точки зрения, мораль и государственная власть не должны противоречить друг другу в том случае, когда добрые чувства отдельного человека не ограничиваются субъективной сферой его личной жизни. Когда они выходят за её пределы, сливаются с жизнью собирательного человека, создавая общественную нравственность, которая объективно осуществляется в той или иной мере через учреждения, законы и публичную деятельность лиц и групп.

Соловьёв считал возможным установление такого государственного устройства, когда бы законы общества предписывали человеку делать только добро, что обеспечило бы прогресс общества. Таким образом, в русском самосознании справедливость рассматривалась как общезначимая ценность, претендующая на абсолют.

Что понимать под справедливостью? Воспользуемся подходом А. Бербешкиной. При определении содержания этого понятия автор выделяет три элемента: мера воздаяния, мера требования и правомерность оценки. Иными словами, справедливость может трактоваться в трёх смыслах.

Справедливость (как мера воздаяния) – это такой порядок человеческой жизни, когда существует соответствие между деянием и воздаянием. Опыт деятельности социальных институтов изобилует примерами, в которых эквивалентное воздаяние является непременным условием стабильности общества. Воздаяние как элемент справедливости затрагивает реальное положение личности в обществе.

С другой стороны, реализация справедливости предполагает меру моральной требовательности к людям со стороны других людей, общества. Только с учётом этого обстоятельства справедливость может быть фактором моральной регуляции взаимоотношений в обществе.

Понятие «справедливость» в этом смысле оборачивается ещё одной своей гранью. Справедливость, выступая мерой воздаяния и требовательности, выражает также правильность этой меры. Справедливость в этом смысле – это предъявление одних и тех же требований к фактам действительности, их единая моральная оценка. В этом аспекте справедливость понимается как индивидуальная добродетель, справедливая личность. В этом смысле принцип справедливости можно выразить требованиями:

– не вреди другому человеку;

– не нарушай прав другого человека;

– уважай достоинство другого человека.

Справедливая личность выполняет нравственные обязанности независимо от личного интереса, пристрастий и склонностей.

Контрольные вопросы

1. Каково значение термина «справедливость» как понятия этической науки?

2. Как соотносится понятие «справедливость» со следующими высказываниями: «надо жить по правде», «правда восторжествует»?

3. Как вы считаете, применима ли оценка «справедливый» к обществу, человеку?

4. Проанализируйте высказывания:

«обычаю надо следовать потому, что он обычай, а вовсе не из-за его разумности. Меж тем народ соблюдает обычай, твёрдо веря, что он справедлив» (Блез Паскаль).

«какою мерою мерите, такою же отмерится и вам» (Евангелие от Луки, 6,37).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: