Задание 4

Ознакомьтесь с названными ниже видами моральных отношений и распределите их согласно существующей классификации на 3 вида (группы):

а) по содержанию моральных отношений: они касаются обязанностей человека к обществу в целом, к группам людей и их объединениям, к отдельным конкретным людям (индивидам) и к самому себе;

б) по формам моральных отношений: они связаны с выполнением долга и проявляются в формах морального сознания; различаются в зависимости от того, каким образом выступает перед человеком моральное требование, которое происходит от базового «долг» и выражается через формы морального сознания человека: 1) может быть в виде общих и обязательных для всех нравственных норм (правил); 2) в виде формирования в себе моральных качеств личности; 3) может строить образ жизни и выбирать линию поведения в соответствии с более общими моральными принципами; 4) может подчинять свою деятельность осуществлению какой-либо конечной и высшей цели – морального идеала (например, стремлению к преобразованию общества на подлинно моральных началах или достижению личного совершенства и т. п.);

в) по способу общественной связи: они возникают между людьми в совместной моральной деятельности и касаются видов осознания и регулирования поведения людей через оценку действий и виды санкций за несоблюдение моральных норм и правил.

Переделайте выписанные виды моральных отношений на виды моральной деятельности (привести 15 примеров моральной деятельности, взяв по 5 примеров из каждой группы выписанных моральных отношений).

Примечание. Для выполнения работы используйте приводимые в конце текста образцы выполнения заданий.

Подозрение соседа в совершении плохого поступка. Учёт коллективного мнения. Стремление к выгоде. Страдание от горя. Стремление к общей пользе при выполнении дела. Чванство в общении с окружающими людьми. Подчинение общественной дисциплине. Испытание человеком неловкости. Дружба. Стремление к личному совершенству. Самоконтроль человека за своим поведением. Заботливость к родителям. Независимость от других в принятии решения. Законопослушность человека. Почтение к старшим. Постоянное стремление согласовывать свои действия с заинтересованными людьми. Зависть к успеху товарища. Взаимопомощь в трудную минуту. Нежность в общении. Консерватизм. Принципиальность. Умение считаться с мнением окружающих. Ответственность за поступок. Противопоставление себя другим. Подчинение старшим по должности на работе. Адаптация к конкретным условиям. Страх.

Обязанность перед родителями. Скептицизм. Оптимизм. Подчинение своей жизни достижению идеала. Подача хорошего примера другим. Скромность в жизни. Обязательство перед кем-либо. Гордость своей Родиной. Подражание брату в поведении. Миролюбивая оценка поступка. Благодарность за помощь. Любовь к матери. Своевременность поздравления с праздником. Навязывание людям своих желаний. Анонимный донос на товарища. Недовольство социальными порядками в обществе. Возмущение на грубый телефонный звонок. Верность своей стране. Игнорирование правил поведения. Бестактность в разговоре о здоровье. Употребление унизительных кличек и прозвищ. Человек не может совершить плохой поступок по своей натуре. Мягкотелость в оценке поступков других людей. Мстительность. Требования нравственных правил становятся личной обязанностью человека. Отказ дать взаймы деньги. Не решился публично осудить проявившееся нахальство. Доброжелательное обращение. Уверенность в успехе дела. Осуждение нечестного богатства. Сострадание. Самостоятельность. Эгоизм. Нравственное раскрепощение человека. Приспособленчество. Разумный риск в деле. Показная справедливость. Удовлетворение выполненной работой. Милосердие к несчастным. Вульгарное обращение. Стремление к общей пользе. Цинизм. Пропаганда единых общечеловеческих нравственных требований в обществе. Рыцарство в общении с женщинами. Интерес учителя к обучению детей. Сознательность в выполнении задания учеником. Любовь к родной природе. Стремление к новым порядкам. Стыд за сделанное. Пессимизм в жизни. Радость студента хорошей оценке. Помощь в учёбе отстающим. Стимулирование (поощрение) хорошей добросовестной работы человека. Уверенность писателя в том, что юмористические книги развивают у людей кругозор и остроумие. Откровение в совершённом поступке. Уважение старших. Терпимость к чужим мнениям. Дружелюбие при встрече.

Схема выполнения задания

По содержанию отношений По формам отношений По способу общественной связи
Обязанность к обществу, его частям, группам, людям (индивидам), к самим себе Требования морального долга отражаются в видах и формах морального сознания В совместной деятельности, связанной с моральной оценкой действий, санкций
Верность своей Родине. Обязательность труда Скромность Забота о достоинстве Честное подчинение порядкам на улице. Щедрость

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: