Ответы к экзамену по Теории социальной работы. Сущность социальной работы, ее объект и предмет.
Социальная работа как наука выявляет и исследует существенные, необходимые связи и явления, присущие социальным процессам и социальному развитию общества обусловливающие характер и результативность экономического, психологического, педагогического и управленческого воздействия на развитие и поведение социальных общностей, групп и личности.
Она исследует:
- проблемы закономерности, принципы и методы осуществления СР с различными социальными группами;
- пути и способы эффективной реализации функций СР, ее кадрового и информационного обеспечения;
- структурно-функциональный анализ деятельности различных государственных и общественных институтов социальной защиты и обслуживания населения;
- закономерности, принципы функционирования механизма социального управления в системе социальной СР.
И возможность определения путей оптимального решения социальных противоречий и конфликтов.
Объект СР – система социальных отношений (устойчивые связи между субъектами, группами и слоями общества).
Объект СР – это целый ряд социальных связей (социальная поддержка, социальная помощь, социальная реабилитация), который не изучался специалистами ни одной науки. СР изучает тот же объект (общество), что и ряд других гуманитарных наук (социология), при этом каждая из них исследует свой специфический предмет.
Предмет СР – группа отношений, которые являются наиболее проблемными, и приводят к нестабильности, социальной дезорганизации, росту социальной напряженности, возникновению социальных конфликтов, попаданию людей в трудные жизненные ситуации; а также закономерности взаимодействия субъектов СР при оптимизации социальных отношений (в процессе формирования способности восстановления социального субъекта).
Основные категории и понятия социальной работы
Существуют следующие группы понятий и категорий социальной работы:
- категории, не являющиеся специфическими для теории социальной работы, так как обозначаемые ими явления и процессы изучаются также другими науками (естественно, что подобные явления рассматриваются каждой наукой через призму ее предмета и применяемых методов); например, «социальные отношения», «социальная деятельность», «социализация», «личность» и т.д.;
- категории, относящиеся к теории социальной работы по преимуществу, но используемые также другими отраслями знания, например, «психосоциальная работа», «социальная реабилитация», «семейный конфликт» и др.;
- категории, являющиеся собственно категориями социальной работы, такие, как «социальный работник», «социальное обслуживание», «адресная социальная помощь» и т.д.
Соц. обслуживание – деятельность по оказанию различных видов соц. услуг, предоставляется на льготных условиях лицам, попавшим в трудную жизненную ситуацию.
Социальный работник - это специалист в области социальной работы; это профессия, специальность, совокупность специальностей в области социальной работы.
Социальная помощь — это система социальных мер в виде содействия, поддержки и услуг, оказываемых отдельным лицам или группам населения социальной службой для преодоления или смягчения жизненных трудностей.
Основные закономерности и принципы СР
Теория СР выявляет и описывает основной комплекс компонентов СР.
К этому комплексу относится:
- объект сознательного воздействия и условия его жизнедеятельности;
- субъект сознательного воздействия и его возможности;
- цели и закономерности взаимодействия объекта и субъекта;
- принципы и методы воздействия субъекта на объект;
- непосредственные итоги взаимодействия субъекта и объекта.
Закономерности СР проявляются не как самостоятельные образования, а как показатели, определяющие наличие происходящих социальных процессов. Закономерности СР недоступны чувственному восприятию, они могут быть восприняты на основе мышления. К тому же междисциплинарный, интегративный характер закономерностей СР, необходимость статистической обработки огромного количества эмпирического материала, опытных данных, наблюдений осложняет их выявление.
В самом общем виде закономерности СР выражают наиболее важные связи между специалистами органов социальной защиты населения и различными группами или индивидами, выступающими в роли потребителей социальной помощи и услуг. Имеется в виду специфическая разновидность управленческих отношений субъекта и объекта социального взаимодействия, характер которого обусловлен закономерностями, чей учет позволяет эффективно достигать цели этого взаимодействия.
Под принципами СР - понимаются основополагающие идеи, положения, правила и нормы поведения органов социальной работы, обусловленные требованиями объективных закономерностей развития и функционирования социальных процессов, требованиями передовой практики. Принципы СР объективны по содержанию и субъективны по форме. Подобная особенность принципов СР исходит из зависимости в их повседневной практике от соблюдения социальных закономерностей, поскольку использование принципов должно осуществляться эффективным образом.
Вся сложность и многообразие социальной сферы в отношении принципов работы в ней подразделена на несколько групп. Можно выделить три таких группы принципов: социально-политические, организационные, психолого-педагогические.
Социально-политические принципы пытаются обеспечить те требования, которые вытекают из научно-обоснованного содержания и характера социальной политики государства.
Это обеспечение следующих требований:
1) соблюдение государственного подхода к задачам, решаемым в социальной работе;
2) гуманизм и демократизм социальной работы;
3) тесная связь содержания и форм социальной работы с конкретными условиями жизнедеятельности личности, социальной группы;
4) законность и справедливость социальной работы.
Соблюдение государственного подхода в СР на практике предполагает: способность анализировать и выявлять тенденции социально-политического развития в общественной жизни и определять реальные и наиболее эффективные способы решения задач СР; понимание перспективы развития СР, подчиненной интересам социальной защиты населения, и способность решать актуальные задачи; решительную борьбу с любыми проявлениями ведомственности и местничества, наносящими ущерб интересам личности, семьи, общества.
Соблюдение принципа гуманизма СР предполагает признание человека высшей ценностью, защиту его достоинства и гражданских прав, создание условий свободного и всестороннего проявления способностей личности. Социальный работник обязан по отношению к своим клиентам относиться человечно, поскольку только при соблюдении этого принципа его деятельность может иметь успех и достигать целей социальной работы.
Демократизм СР важен в практической деятельности, она носит неформальный характер. Следование социального работника принципу демократизма позволяет устанавливать контакт с клиентом, не выходить за рамки норм и правил общения, уважать и внимательно относиться к личности клиента, вовлекать его в активный поиск путей разрешения личностных проблем и ненавязчиво влиять силой своего ума, знаний, нравственности, опыта на жизненную позицию субъекта социальной работы.
Реализация принципа тесной связи с конкретными условиями жизнедеятельности людей находит свое воплощение в проявлении единства теории и практики социальной работы, а его использование обеспечивает реалистичность и научную обоснованность заимствованных форм и методов социальной поддержки населения, защиты их прав и интересов. Здесь необходимы четкий анализ и оценка конкретной ситуации, социальная диагностика жизненных обстоятельств человека.
Соблюдение принципа законности предполагает строгое исполнение законов и основанных на них правовых актов всеми государственными органами, должностными лицами, общественными организациями и гражданами.
Организационные принципы подразумевают:
- социально-технологическую компетентность;
- стимулирование;
- контроль и проверку исполнения выполнения должностных обязанностей и поручений;
- единство полномочий и ответственности.
Под социально-технологической компетентностью понимают глубокую осведомленность социального работника в отношении условий и технологий решения возникающих проблем и умение правильно реализовывать свои знания на практике. Социально-технологическая компетентность в социальной работе обозначает необходимость систематической учебы и переподготовки кадров, четкой организации системы сбора информации, аналитической и прогностической деятельности во всех звеньях управления, всестороннего знания объектов социальной работы, их типологию и специфику, деловитость и организованность при работе с клиентами социальных служб.
Под стимулированием в СР подразумевается побуждение человека к осознанному, заинтересованному проявлению активности в реализации его энергии, способностей, нравственного и волевого потенциала для достижения определенной цели. Важно понимать, что подобная побудительная сила обнаруживает свой источник не в самих по себе интересах и потребностях человека, а в степени их удовлетворения. Имеется в виду то, что успешное достижение цели СР возможно в случае, когда клиент на собственном примере реально убеждается в действенности своего взаимодействия с социальным работником. Контрольно-проверочная функция в социальной работе заключается в том, чтобы обеспечить реализацию гарантированных государством мер по социальной защите различных групп населения.
Принцип единства полномочий и ответственности, прав и обязанностей социальных работников достигается: ясными представлениями своих функций и задач, а также соответствующих прав для самостоятельного принятия решения каждым социальным работником; строгим определением полномочий и ответственности каждого подразделения органов СР в отношениях; установлением нормальных связей между подразделениями и службами СР.
Психолого-педагогические принципы предполагают воздействие социальных работников на людей средствами педагогики и психологии. Изучение и учет интересов, потребностей, настроений людей, прогнозирование характера влияния социально-политических, социально-психологических и материально-бытовых факторов на их поведение и состояние; умение работать с людьми, их профессиональной принадлежностью, социальным статусом, бытовыми условиями и жизненным опытом. Последовательное и разумное применение всех имеющихся в распоряжении средств и методов воздействия на клиента для активизации его физических и духовных ресурсов; контроль за реализацией задач и установок СР для анализа и оценки действенности и своевременного внесения коррективов в содержание и формы СР.
В рамках практики СР при соблюдении психолого-педагогических принципов обращается внимание на важность дифференциального подхода к людям. Его важность обусловлена характером выработки у представителей всевозможных социальных слоев, групп, профессий и возрастов специфических взглядов и отношений к материальным и духовным ценностям, к окружающему нас миру, не учитывая которые невозможно целенаправленное воздействие на сознание, чувства, волю и поведение людей.