Сопоставление моделей социального

Все четыре модели социальной реальности представляют собой единое целое. Отказ от любой из них ведет к ущербу в понимании социума.

4.5.1. ДЕЯТЕЛЬНОСТНАЯ И НАТУРАЛИСТИЧЕСКАЯ МОДЕЛИ

Деятельностная и натуралистическая модели близки внутренне по той культурной атмосфере, в которой они возникли. Поэтому не слу­чайно, что они вступают друг с другом в альянсы и союзы.

Во-первых, это синтез на базе кибернетики и синергетики (в сущ­ности, развивавшихся в русле деятельностных представлений). В са­мом деле, Н. Винер подчеркнул принципиальное сущностное единство между процессами, происходящими в живом организме, обществе и


машине. Отсюда возможность представления общества по типу жи­вой системы, но уже не на уровне Т. Гоббса, а на уровне И. Пригожина. У одного из влиятельных современных авторов и политиков читаем: «социальные системы относятся к категории живых систем и в соот­ветствии с общими закономерностями развиваются посредством уни­версальных механизмов борьбы за существование и иерархизации сво­их элементов через гиперциклы воспроизводственных контуров в на­правлении все большей упорядоченности и информационной емкости, повышая по мере своего распространения и упорядоченность среды обитания»254.

В постсоветской России вообще обнаруживается тенденция движе­ния от деятельностной модели социальной реальности к натуралисти­ческой модели. В том же журнале, где напечатана цитированная ста­тья С.Ю.Глазьева, С.И.Григорьев пишет: «В отличие от традици­онной марксистской точки зрения (курсив мой. — К. П.) социология жизненных сил человека в определении базовых социальных отноше­ний идет от понимания фундаментального значения взаимодействия жизненных сил человека и жизненного пространства его бытия, вза­имозависимости субъектов общественной и индивидуальной жизни по поводу жизненного пространства»255. У С.Ю.Глазьева очевидно под­ведение социальных систем под более общие закономерности биологи­ческих систем, а С. И. Григорьев прямо противопоставляет социобио-логическую позицию марксистской.

Во-вторых, это синтез на базе соединения марксизма и фрейдизма (фрейдомарксизм, В.Райх). «Сексуально-энергетическая социология или наука развивается, опираясь на социологический фундамент, за­ложенный Марксом, и на психологический фундамент, заложенный Фрейдом. По сути своей она является массовой психологией и сексу-альнои социологией одновременно».

Однако между натуралистической и деятельностной моделями есть и внутреннее противоречие. Деятельностная модель строится на про­тивопоставлении природы и общества. В социальном порядке, с точ­ки зрения деятельностной модели, есть по крайней мере одна су­щественная особенность, выраженная Георгом Зиммелем в различии бытия природы и бытия общества (Natur-Sein und Gesellschaft-Sein). Если единство природы осуществляется исключительно в наблюда­ющем субъекте, то общественное единство осуществляется только собственными элементами общества, ибо они сознательны, синте­тически активны. Иначе говоря, возможность самоорганизации для досоциальных систем проблематична, а в отношении социальных — несомненна257. Общественное единство не нуждается ни в каком на­блюдателе. Вещи в природе разрознены сильнее, чем души. Единству человека с человеком, которое заключается в понимании, любви и


совместном труде, — этому единству вообще нет аналогии в простран­ственном мире, где каждая сущность занимает свое, не делимое с дру-гими пространство.

В натуралистической модели, как, впрочем, и в реалистической, господствует фаталистическое, квиетическое и в этом смысле тана-тическое начало. Взгляд натуралиста на общество всегда в конечном счете предполагает необходимость всеобщей гибели. Религиозный фи­лософ также смотрит на общество с точки зрения его тленности, пре-ходящести и ничтожности в этом мире.

Другое дело — деятельностная модель. Она исполнена неистового порыва не танатической, а эротической природы. Человечество, раз возникнув, поддерживаемое бесконечным трудовым порывом, не по­гибнет никогда.

В методологическом плане это противоречие натуралистической и деятельностной моделей ясно в связи с позицией Энтони Гидденса259. Он подчеркивает, что основной порок «буржуазно-апологетической ор­тодоксальной социологии» — в засилье натурализма и функционализ­ма. Таким образом, функционализм тесно связывается с натурализ­мом. Традиция, идущая от Конта, Дюркгейма, Парсонса (антрополо­гический функционализм Радклифф-Брауна, нормативный функцио­нализм Парсонса, конфликтный функционализм Мертона), связана с идеей, что биологическая модель близка социологической. На самом деле это не так.

Критика функционализма, вытекающего из натурализма и связы­вающегося с линией Дюркгейма — Парсонса, сводится у Э. Гидденса к четырем пунктам:

1) редукция человеческой деятельности к «интериоризации ценно­стей»;

2) неспособность объяснить жизнь общества как активно констру­ируемую посредством действий его членов;

3) рассмотрение власти как вторичного феномена, а норм или цен­ностей — как основного объекта социальной теории;

4) неспособность концептуализировать договорный характер норм, открытых различным интерпретациям.

Эти недостатки преодолеваются с помощью новых правил социо­логического метода:

1) социология имеет дело с миром, созданным активной деятельно­стью субъектов. Производство и воспроизводство общества — умелая деятельность, а не механические серии процессов;

2) люди создают общество исходя из исторических условий, в ко­торых они находятся. Социальные структуры «структурируются» в процессе общественной практики. Структурирование включает позна­ние, моральные нормы и отношения власти;


3) общественная жизнь — не просто «феномен» наблюдения. По­ложение социолога не отличается от положения любого члена обще­ства; «взаимное знание» представляет собой интерпретативные схемы, с помощью которых придается смысл социальной деятельности, вы­рабатываются узнаваемые ее характеристики. Познать иную культур­ную среду — значит быть способным участвовать в ней как в ансамбле практики;

4) социологические понятия отвечают «двойной герменевтике». Мир конструируется в системе значений самими социальными дея­телями. Социология реинтерпретирует его в собственных теоретиче­ских схемах, используя обычный и технический язык общественной науки. Задача социологического анализа — герменевтическая экспли­кация различных форм жизни посредством описательных метаязыков общественной науки и объяснения производства и воспроизводства об­щества как результата человеческой деятельности260.

4.5.2. РЕАЛИСТИЧЕСКАЯ КРИТИКА ДЕЯТЕЛЬНОСТНОЙ МОДЕЛИ

Реалистический дискурс социума — наиболее древний. Но это вовсе не значит, что он может потерять свое значение. Оно непреходяще. Главное состоит в том, что именно реалистический дискурс обосновы­вает непреложность идеи и ценности социального порядка.

Деятельностная модель социальной реальности, хотя она и вырос­ла в оппозиции реалистическому дискурсу, многое взяла от него. Глав­ным, пожалуй, будет коммуналистская концепция свободы. Известное противопоставление коммуналистской и индивидуалистской концеп­ций свободы261 восходит по сути к реалистическому противопоставле­нию универсализма и сингуляризма (в терминах С.Л.Франка). Аль­брехт Веллмер справедливо полагает, что Маркс и Хабермас исповеду­ют коммуналистскую концепцию свободы, которая развилась из более или менее бессознательно усвоенной реалистической модели.

Если культура определяет социум, то, в конце концов, не важно, производится ли эта культура человеческим интеллектом в рамках со­циального института культуры или эта культура имеет божественное происхождение, а социальный институт культуры выступает лишь в качестве транслятора ее трансцендентного смысла.

Хотя у деятельностной модели есть много общего с реалистической моделью, есть и отличия. Главный довод «социальных реалистов» про­тив деятельностной модели состоит в том, что в ней ценности выво­дятся из сущего и редуцируются к сущему. Господствовавший в Рос­сии 80-90-х годов XIX в. марксизм потому и потерял своих сторон­ников в интеллектуальной среде, что из него следовала релятивность


прежде всего нравственных ценностей. Русские марксисты отошли от марксизма под воздействием реалистической по сути неокантианской критики262.

На первый взгляд может показаться, что Р. Штаммлер, крити­куя исторический материализм, отстаивает деятельностную модель перед натуралистической. Но здесь есть одно отличие. Для Штаммле-ра «внешнее нормирование при помощи определенных, установленных людьми правил» предполагает некоторые нормы, которые заданы не в процессе самой деятельности как субстанции социального, а априорно, так же как категорический императив Канта. Иными словами, перед нами по существу реалистическая модель, но в неявной форме.

Макс Хоркхаймер, живший примерно через полвека после неокан­тианцев и русских марксистов, также начинал как ученик Маркса. Но он в своем дальнейшем философском развитии пришел к тому, что марксистский анализ, выясняющий политэкономические основы гос­подства, малоэффективен. Существуют глубинные, внеэкономические, метафизические структуры власти, ведущие к подавлению желаний индивида. Эти структуры имеют трансцендентную природу.

Критика марксистской деятельностной модели со стороны социаль­ного реализма сводится к тому, что экономические отношения — лишь внешние проявления некоторых глубинных законов. В основе социаль­ных устремлений, вытекающих из глубочайших жизненных потребно­стей современного человечества, лежит нечто, принимаемое за порож­дение самой экономической жизни. Но это «нечто» в действительно­сти никогда не могло бы возникнуть на основе одних только экономи­ческих закономерностей263. Устойчивое существование экономических систем возможно только благодаря привнесению в систему экономиче­ских взаимосвязей законов функционирования других общественных сфер, прежде всего государственно-правовой, имеющей трансцендент­ную природу. «Для производства товаров необходимо правовое отно­шение между предпринимателем и работником»264.

Таким образом, главное направление этой по существу реалистиче­ской, но максимально секуляризованной критики восходит к Канту и Руссо. Сегодня данное направление выражается в американских тео­риях социального контракта. Они сформировались под влиянием:

1) экономической теории социального контракта (трактовка эко­номических отношений как производных от суммы конституционных прав: Дж.Бьюкенен);

2) теории социальной справедливости (Дж. Ролз265).

По мнению Бьюкенена, механизм функционирования экономиче­ской системы и ее эффективность определяются правовым (конститу­ционным) порядком общества. С этой точки зрения, господство в эко­номической науке в середине XX в. «максимизирующей парадигмы»


кейнсианского толка помешало осознать, что в основе бурного разви­тия экономики в США лежит социальный контракт Рузвельта, а не макроэкономические модели. Изменения в «контрактных правах» различных общественных групп могут вызвать тектонические сдвиги в обществе, так как они затрагивают экономические интересы266.

Те социальные, экономические и духовные изменения, которые про­исходят в России последние десять лет, также могут быть рассмотрены как практическая форма критики деятельностной модели социальной реальности.

* * *

В каждой модели свои ценности и свои критерии совершенства социума267. Реалистическая модель критерий совершенства социума видит в достижениях духовной культуры, в религиозности населения, в показателях нравственного совершенства человека. В натуралисти­ческой модели социум предстает тем более совершенным, чем больше народонаселение в количественном отношении, чем выше показатели его здоровья, чем больше средняя продолжительность жизни. В дея­тельностной модели критерием совершенства социума выступает объ­ем промышленного производства, производительность труда. Сложнее с феноменологической моделью. Трудно указать какие-то внешне фик­сируемые критерии совершенства социума, разве что так или иначе оцененная способность индивидов схватывать смыслы, присутствую­щие в обществе.

Что дает феноменология для осмысления социума? Феноменологи­ческая модель не то чтобы наиболее удовлетворительна. Скорее, она наименее неудовлетворительна, и, по крайней мере, она «наиболее современна». Это решающий довод в пользу особого интереса к ней (хотя и не наибольшего доверия), поскольку «наибольшая современ­ность» свидетельствует о некоторой стихии движения духа —стихии, в которую включены и мы. Наша судьба такова, что феноменологи­ческой модели мы должны уделить наибольшее внимание, поскольку мы ее современники.

Вообще же модели социального таковы:

1) они комплементарны, т.е. дополнительны: восполняют одна ДРУГУЮ- Ни одна из моделей социального не может быть принята без оговорок. Все они, в сущности, гипотезы;

2) каждая модель в свернутом (или — в более или менее скрытом) виде содержит остальные. Скажем, фрейдовская модификация нату­ралистической модели в своей основе, как уже говорилось, заключа­ет схему, связывающую Сверх-Я, Я и Оно. Натурализм фрейдовской


модификации, собственно, в том, что базовой, объяснительной струк­турой служит Оно. Но что такое Сверх-Я? Это ведь не что иное, как возможность реалистического, супранатуралистического объяснения социума. Что такое Я? Это возможность феноменологического (и от­части — деятельностного) объяснения социальной реальности;

3) различные модели социальной реальности должны рассматри­ваться по методу альтернатив. Различные модели социального и представляют собой такие гипотезы, во взаимной критике которых мы продвигаемся к постижению социального бытия.

На что же опираться? На сократическую иронию. За методом Со­крата стоит принципиальный отказ от радикальной власти над миром. Сократ никого не разоблачает за злой умысел. Он укоряет за неволь­ное уклонение от правды. В этом смысле путь социального филосо­фа—это путь Сократа.

* * *

Прежде чем двигаться дальше, подведем предварительные итоги всего предыдущего.

1. Каков предмет социальной философии? Эта философская дис­циплина постигает всеобщее через исследование социума.

2. Что такое социум? Это множество человеческих индивидов, упо­рядоченных как единое.

3. Как упорядочено данное множество индивидуальных «бытии»? Оно организуется социальным порядком. Социальный порядок зада­ется моделью социальной реальности.

4. Порядок многого может быть рассмотрен как определенный Бо­гом, тогда мы получаем реалистическую (идеалистическую) модель социальной реальности. Он же может быть рассмотрен как опреде­ленный природой, естественным порядком вещей, тогда мы получаем натуралистическую модель. Если же порядок возникает в самой мно­жественности индивидуальных бытии как процессе, то мы имеем либо деятельностную, либо феноменологическую модель социальной реаль­ности.

См., напр.: Вартофский М. Модели. Репрезентация и научное понимание. М., 1988.

2 См.: Современный философский словарь / Под ред. В. Е. Кемерова. М. и др.,
1996. С. 153-157.

3 См.: Модели мира: Сборник работ. М., 1997.

4 См., напр.: Ясперс К. Духовная ситуация времени // Ясперс К. Смысл и
назначение истории. М., 1991. С. 288-418.


5 Кроне Б. Антология сочинений по философии. История. Экономика. Право.
Этика. Поэзия. СПб., 1999. С. 8.

6 Ср.: Астафьев Я., Николаев А. Взгляд на общество сквозь линзу... // Зна­
ние — сила. 1993. № 10. — Особенно емкой метафорой той или иной модели социаль­
ной реальности является архитектурный стиль. Общество зримым образом пред­
ставляется в архитектурных сооружениях.

7 См. также: Flierl В. Postmoderne Architektur: Zum architekturtheoretischen
Diskurs der Postmoderne bei Charles Jencs // Weimarer Beitrage. 1990. Jg. 36. H. 7.
S. 1077-1093 (см.: РЖ. 3.91.06.022). О становлении социальной философии Новей­
шего времени см.: Habermas J. Der philosophische Diskurs der Moderne. Zwolf Vor-
lesungen. Frankfurt am Main, 1996.

8 А не о «реализме» как художественном методе в смысле В. Белинского и
Д.Писарева — в противоположность, например, «романтизму» или «классицизму».

9 См., напр.: Caspart W. Idealistische Sozialphilosophie: Ihre Ansatze, Kritiken
und Folgerungen. Munchen, 1991.

10 См.: Радлов Э. Философский словарь. СПб., 1911. С. 104.

11 Теофания — богоявление. Первоначальный смысл: праздник в Дельфах, во
время которого выставлялись все изображения богов.

12 От греч. «опустошение, уничтожение».

13 См.: 3 Иоан. 4, 10-11; Фил. 2:5-8.

14 Цит. по: Философская энциклопедия. Т. 4. М., 1967. С. 226.

15 См.: Мандельштам О. «Полон музыки, музы и муки... »: Стихи и проза.
Л., 1991.

16 Арендт X. Ситуация человека // Вопросы философии. 1998. №11. С. 133.

17 Цит. по: Там же. С. 131. — Известна целительная роль молитвы.

18 См., в частности, интересную разработку философии жеста в художествен­
ной форме: Кундера М. Бессмертие. СПб., 1999.

19 См., напр.: Зюскинд П. Парфюмер. История одного убийцы: Роман. М., 1992.

20 См.: Событие и смысл. Синергетический опыт языка. М., 1999.

21 См.: Дридзе Т. М. Язык и социальная психология. М., 1980; Марков Б. В.
Знаки бытия. СПб., 2001.

22 Вернан Ж.-П. Происхождение древнегреческой мысли. М., 1988. С. 68-69.

23 Показательно описание социальной реальности в популярном историческом
повествовании. Очевидно, например, что А. О. Ишимова вдохновлялась библейски­
ми образами. Вот как описывается приезд императора австрийского, короля прус­
ского и императора российского в июле 1815 г. в Париж: «Французы... сходились
толпами в почтовых селениях, чтобы взглянуть на перемену лошадей, окружали
экипажи (монархов. — К. П.) и иногда кричали: „Даздравствует король Римский!",
иногда же „Да здравствует Людовик XVIII!", но чаще всего „Да здравствует Алек­
сандр!"» {Ишимова А. О. История России в рассказах для детей. М., 1994. С. 700).
Для нас в данном случае не важно, так ли относились французы к Александру
в 1815 г., но важно, какими изобразительными средствами рассказчица передает
сиюминутную социальную реальность. В другом месте: «При виде фельдмаршала
(в Силезии в 1813 г. — К. П.) толпы народные кричали: „Vivat der grosse Alte! Vivat
unser Grossvater Kutusow!"» (Там же. С. 684).

24 Арендт X. Ситуация человека. С. 132.

25 См.: Михайлова М. В. Молчание как форма духовного опыта: Автореф. дис.
... канд. филос. наук. СПб., 1999; Богданов К. А. Очерки по антропологии молча­
ния. СПб., 1997.

26 Сюда же относится и досуг как противоположность отупляющему труду.
См.: Бахтин М. М. Проблема текста в лингвистике, филологии и других гу­
манитарных науках. Опыт философского анализа // Бахтин М.М. Эстетика сло­
весного творчества. М., 1986. С. 297.

28 Эту традицию можно обнаружить у И. Г. Гамана.


Речь идет о вторичных текстах, текстах-посредниках, о комментариях, критической литературе и т. д. Вся культура есть такое многослойное напластова­ние текстов о текстах.

30 Карсавин Л. П. Философия истории. СПб., 1993. С. 15.

31 Тихомиров Л. А. Религиозно-философские основы истории. М., 1997. С. 19.

32 О граде Божием XII, 20. («Чтобы быть этому началу, был сотворен человек,
прежде которого не было никакого человека» (Блаок. Августин. Творения. Т. 3: О
граде Божием. Кн. I—XIII / Сост. и подг. текста С.И.Еремеева. СПб.; Киев, 1998.
С. 547)).

33 «В самом низу — простая агрегация, как это имеет место у бактерий или
низших грибов. На следующей, более высокой ступени — спаянная колония с бо­
лее четко специализированными, еще совсем не централизованными элементами —
таковы высшие растения, мшанки или полипы. Еще выше — многоклеточные — на­
стоящая клетка клеток, у которой путем поразительного коренного преобразования
над организованной группой живых частиц — как бы из-за чрезмерной скученно­
сти— устанавливается самостоятельный центр. И, наконец, еще выше, у нынешней
границы нашего опыта и экспериментов жизни — общества, эти загадочные ассо­
циации свободных многоклеточных, в недрах которых делаются более или менее
удачные попытки создания путем,,мегас.интеза:' сверхсложных единств» (Тейяр де
Шарден П.
Феномен человека. М., 1965. С. 93).

34 Кант И. Соч.: В 6 т. Т. 3. М., 1964. С. 666.

35 «В основе этого способа рассмотрения лежит картина осмысленно-единой
истории человечества, как она некогда зародилась у великих представителей го­
тики. Именно тогда было замечено, что люди и народы сменяют друг друга на
земле, а идеи пребывают... Изначально то был план, которому следовал Бог в
отношении человеческого рода, однако и позднее можно продолжить видеть ве­
щи именно в таком свете, поскольку схема Древний мир — Средневековье — Новое
время сохраняла свои чары...» (Шпенглер О. Закат Европы. Очерки морфологии
мировой истории. Т. 2: Всемирно-исторические перспективы. М., 1998. С. 55).

36 Бубер М. Я и Ты. М., 1993.

37 Ролз Док. Теория справедливости. Новосибирск, 1995.

38 «Отношение» здесь в духе диалогической философии предстает как исход­
ная базовая категория.

39 Бубер М. Я и Ты. С. 18.

40 Франк С. Л. Духовные основы общества. Введение в социальную филосо­
фию. // Русское зарубежье. Из истории социальной и правовой мысли. Л., 1991.
С. 323.

41 Там же. С. 324.

42 К примеру, согласно Хансу Кельзену, главе нормативистской (венской) шко­
лы права, государство есть «персонификация» правового порядка. Право, по Кель­
зену, определяется только правом и не зависит даже от моральных норм. Нечего
уж и говорить, что совершенно не принимается так называемая социологическая
юриспруденция или теория естественного права.

43 Мы не рассматриваем здесь оппозицию «соборность — общественность» (см.
об этом цитированную книгу С. Л. Франка); об основных этапах становления уче­
ния о соборности в русской духовной традиции см.: Шапошников Л. Е. Философия
соборности: Очерки русского самосознания. СПб., 1996.

44 «Я называю истинным, или положительным, всеединством такое, в котором
единое существует не за счет всех или в ущерб им, а в пользу всем. Ложное, от­
рицательное единство подавляет или поглощает входящие в него элементы и само
оказывается, таким образом, пустотою; истинное единство сохраняет и усиливает
свои элементы, осуществляясь в них как полнота бытия» (Соловьев В. С. Первый
шаг к положительной эстетике // Соловьев B.C. Соч.: В 2 т. Т. 2. М., 1988. С. 552,
прим.).


См.: Основы социальной концепции Русской Православной Церкви // Юби­лейный Архиерейский собор Русской Православной Церкви. Москва, 13-16 августа 2000 года. Сборник докладов и документов. СПб., 2000. С. 150-211.

См., напр.: Вишневский А. Г. Кризис русской соборности и консервативная модернизация в СССР // Рубежи. 1997. №1.

47 Франк С. Л. Духовные основы общества... С. 352.

Строение мира задано Абсолютом. См., напр.: Солоухин В. Цивилизация и пейзаж. Доклад, прочитанный на Нобелевском симпозиуме в Гётеборге // Соло­ухин В. Время собирать камни. М., 1980. В более общем плане, уже применительно не только к малой родине, но и к родине вообще, ставится вопрос о «сакральной географии»: сакральная география исходит из того, что территория, на которой живут те или иные народы, помимо физического имеет еще и метафизическое измерение. Она внутренне связана с духовными надматериальными архетипами. «Мы, россияне, какими-то невидимыми, духовными путями связаны со всеми по­колениями наших предков, живших на сей территории. И между нынешними и давно ушедшими из физической жизни поколениями постоянно осуществляется взаимовлияние... Отсюда наш долг, наша ответственность перед ними и одновре­менно — истоки тех наших духовных и иных качеств, которыми, как полагают мно­гие, нас наделяет природа. Сакральная география является тайной или подлинной географией, изучающей (как и все традиционные науки) не мир следствий, а мир причин» (Дугин А. Континент Россия // Наука и религия. 1996. № 11. С. 13-17).

49 Франк С. Л. Духовные основы общества... С. 324.

50 Там же. С. 325.

51 Там же.

°" См. также: Рассел Док. Б. Сатана. Восприятие зла в ранней христианской традиции. СПб., 2001.

53 Бердяев Н.А. Правда и ложь коммунизма // Путь. 1931. №30. С. 28.

54 Там же. С. 4.

55 Бердяев Н. А. Самопознание. М., 1991. С. 231. — «Коммунизм, как он себя об­
наружил в русской революции, отрицал свободу, отрицал личность, отрицал дух.
В этом, а не в его социальной системе, было демоническое зло коммунизма. Я со­
гласился бы принять коммунизм социально, как экономическую и политическую
организацию, но не согласился его принять духовно» (Там же. С. 242). См. так­
же: Гофман А. Б. Два подхода к оценке большевизма. Марсель Мосс и Николай
Бердяев // Социс. 1998. JV«2. С. 79-83.

56 Шпенглер О. Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории. Т. 2.
С. 18.

5' До последнего времени натуралистической модели диалогическое видение было чуждо, но экологическая проблема изменила угол зрения. Теперь мы все бо­лее склонны рассматривать окружающую среду не как «объект», а как собеседника в «экологическом диалоге».

58 См.: Черняк Л. Органическое как аналогия разумного: Телеология у Канта // Вопросы философии. 1997. №1. С. 120-137.

См., напр.: Семенов Ю. И. Категория «социальный организм» и ее значение для исторической науки // Вопросы истории. 1966. №8. С. 88-106.

60 См., напр.: Морозов Г. Ф. Учение о лесе. М.; Л., 1925.

1 Вспомним ожесточенную полемику вокруг генетики и фигуры Т. Д. Лысенко
в советской философской литературе.

2 Waldenfels В. Sozialontologie auf sozialbiologischer Basis. Searles Konstruk-
tion der gesellschaftlichen Wirklichkeit. (John R. Searle. Die Konstruktion der
gesellschaftlichen Wirklichkeit. Zur Ontologie sozialer Tatsachen. Reinbek bei Ham­
burg, 1997, 249 S.) // Philosophische Rundschau. 1998. Bd. 45. H. 2. S. 97-112.

Делёз Ж., Гваттари Ф. Капитализм и шизофрения: Анти-Эдип (перевод-реферат М. К. Рыклина). М., 1990.


6 Под биоценозом в биологии понимают систему растений, животных и микро­организмов, населяющих данный участок суши или водоема и характеризующихся определенными взаимоотношениями между собой и приспособленностью к услови­ям окружающей среды.

65 Скажем, Б. И. Кудрин использует биоморфные модели для описания такого
социального феномена, как техника, называя это направление исследования «тех-
нетикой». В технетике, в частности, вводится понятие нооценоза (по существу
это конкуренция биологического типа идей и концепций, «умножающих сущности
сверх необходимости»). См.: Кудрин Б. И. Введение в технетику. 2-е изд. Томск,
1993.

66 См.: Дарвин Ч. 1) Происхождение видов путем естественного отбора, или
Сохранение благоприятных рас в борьбе за жизнь. СПб., 1991; 2) Изменения до­
машних животных и культурных растений // Дарвин Ч. Соч. Т.4. М.; Л., 1951;
3) Происхождение человека и половой отбор // Там же. Т. 5. М., 1953; 4) Выраже­
ние эмоций у человека и животных // Там же. См. также: Галл Я. М. Становление
эволюционной теории Чарльза Дарвина. СПб., 1993; Дарвинизм: история и совре­
менность. Л., 1988.

67 Кропоткин П. А. Взаимная помощь среди животных и людей как двигатель
прогресса. СПб., 1907.

68 Шпенглер О. Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории. Т. 2.
С. 5.

69 Хотя и здесь существенен образ Левиафана у Гоббса. См.: Гоббс Т. Леви­
афан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского //
Гоббс Т. Соч.: В 2 т. Т. 2. М., 1991.

70 Совершенно не случайна метафора распускающегося бутона человечности
(Гердер И. Г.
Идеи к философии истории. М., 1977. С. 133). Время социального
в этой метафоре великого просветителя существенно биоморфно: «Цветок перед
нами — это сначала проросшее семя, потом побег; появляется бутон, и вот наконец
выходит цветок, переживающий свои возрасты по такому земному распорядку...»
(Там же).

71 Шпенглер О. Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории. Т. 2. С. 6.

72 Там же.

73 Там же.

74 Вернадский В. И. Размышления натуралиста. Научная мысль как планетное
явление. Кн. 2. М., 1977. С. 13. — Осмысление среды в живописи предстает в жанре
пейзажа. См., напр.: Богемская К. Г. Пейзаж. Страницы истории: Альбом. М.,
1992. См. также: Рильке Р. М. Ворпсведе, Огюст Роден, письма, стихи. М., 1971.

75 См., напр.: Мечников Л. И. Цивилизация и великие исторические реки. М.,
1924.

76 Чижевский А. Л. Физические факторы исторического процесса. Калуга,
1924.

77 См., напр.: Каленикин С. Катастрофа спасет планету? // Наука и религия.
1996. №11. С. 4—6 (здесь эволюция человека связывается с геомагнитными инвер­
сиями (сменой полюсов Земли)); Lambert-Farage A.-M. La terre initiatrice et les
grandes mutations du futur de 1'homme. Paris, 1986 (в работе этой последователь­
ницы П.Тейяра де Шардена утверждается, что планета Земля обладает высшим
разумом, который она передает человеку с помощью магнитных полей в коллек­
тивное бессознательное).

78 См.: Morangudakis M. Ecology as a Pseudo-religion? // Telos (New York). 1998.
No. 112. P. 107-112.

79 Гумилев Л. II. 1) Этногенез и биосфера Земли. 2-е изд., испр. и доп. Л., 1989;
2) Биография научной теории, или Автонекролог // Знамя. 1988. №4. С. 202-216 (в
этой итоговой работе кратко изложена авторская концепция этноса, натуралисти­
ческая в своей основе); Широкогоров С. М. Этнос: исследование основных принци-


пов изменения этнических и этнографических явлений. Шанхай, 1923 (здесь этнос характеризуется как биологическое явление). Обсуждение данной темы продолжа­ется и сегодня; см., напр.: Рудник В. А. Геологическая природа зон этногенеза и полей пассионарности // Вестник РАН. 1998. Т. 68. №4. С. 333-337.

80 В медицине утверждение о том, что избыток или нехватка каких-то пище­
вых продуктов или даже химических соединений может существенно повлиять на
поведение и мышление человека, достаточно распространено. Скажем, низкое ко­
личество докозаксаеновой кислоты (входящей в состав рыбьего жира) приводит к
низким концентрациям основного метаболита серотонина, что связано с симптома­
ми депрессии и случаями самоубийств (Bosch X. Fish Consumption and Depression
// Lancet. 1998. Vol. 352. No. 9121. P. 71-72).

81 В некоторых современных изложениях геополитическая доктрина выгля­
дит так: в планетарной истории существуют два противоположных и постоянно
конкурирующих подхода к освоению географического пространства: сухопутный
и морской. Морские Финикия и Карфаген противостояли сухопутному Риму, мор­
ская Англия, а позже США противостоят сухопутным Германии, Австро-Венгрии,
России (см.: Дугин А. Конспирология. М., 1993; Андрианова Т. В. Геополитические
теории XX в. (социально-философское исследование). М., 1996).

82 У О. Шпенглера внешняя и внутренняя природа предстают как «кровь и
почва» (Blut und Boden).

83 Медведев Ж. Продовольственный кризис и глобальная экология // Свобод­
ная мысль. 1997. № 12. С. 10.

84 См. картину Питера Брейгеля Старшего (1530-1569) «Жирные и тощие»,
хранящуюся в Копенгагене: там голодный люд кусает жирного, разъевшегося на
церковных хлебах каноника (см. репродукцию: Розенталь Ш. Античное и запад­
ноевропейское искусство. М.; Л., 1941. С. 144).

85 Медведев Ж. Продовольственный кризис и глобальная экология. С. 15.

86 См. далее о половой дифференциации социума. Она играет важную роль
в его развитии и функционировании и коренится в самих онтологических основах
социума, т.е. в самой идее множественности.

87 Демографический ежегодник. Россия. Официальное издание. М., 1998.

88 См. также: Баранов А. В. 1) Социально-экономические проблемы депопу­
ляции и старения населения // Вопросы экономики. 2000. №7; 2) О некоторых
факторах популяционного кризиса // Социс. 2000. № 7.

89 Лоренц К. Агрессия (так называемое «зло»). М., 1994. Его марксистскую
критику см.: Холличер В. Человек и агрессия. З.Фрейд и К.Лоренц в свете
марксизма. М., 1975. См. также: Диденко Б. А. 1) Цивилизация каннибалов: че­
ловечество как оно есть. М., 1996; 2) Хищная власть: зоопсихология сильных
мира сего: (Философско-публицистические эссе, посвященные проблеме зла, по­
рождаемого властными структурами). М., 1997. — С точки зрения Бориса Ди­
денко, человечество — это не один биологический вид, а четыре сосуществующих
вида. Хищное меньшинство, агрессивные виды внутри человечества, составля­
ющие социальные верхи, привносят в социальную жизнь бесчеловечную жесто­
кость.

90 См., напр.: Хеншель У. Дети-соперники // Гео. 1999. №3. — Здесь продемон­
стрированы биологические основания агона братьев и сестер.

91 Дадун Р. Фрейд. М., 1994. С. 478.

92 Клинический мир предстает как фундаментальная метафора человеческого
бытия: см. «Тайное свидание» Кобо Абэ, «Палату №6» А.П.Чехова, «Волшебную
гору» Т. Манна. Этот интерес к клинике М. Фуко, например, осмысляет уже не
художественно, а теоретически: Foucault M. Histoire de la sexualite. Vol. 1-3. Paris,
1976-1984.

9,3 Фрейд З., Буллит У. Томас Вудро Вильсон: двадцать восьмой президент США. Психологическое исследование. М., 1992.


94 Фрейд 3. По ту сторону принципа наслаждения // Фрейд 3. Я и Оно. Кн. 1.
Тбилиси, 1991. С. 172.—Скажем, у Леонардо да Винчи высшие проявления че­
ловеческой культуры связываются с половой фригидностью и гомосексуальными
мотивами (Дадун Р. Фрейд. С. 164).

95 См.: Фрейд 3. Очерки по психологии сексуальности. М., 1923.

96 Ср.: Доделъцев Р. Ф. Концепция культуры 3. Фрейда. М., 1989. С. 8-9.

97 Фрейд 3. По ту сторону принципа наслаждения. С. 175. —Роже Дадун для
передачи понятия «влечение» использует французский термин la pulsion.

98 «Сознание помещено как раз на поверхности мозга, а не находится где-
нибудь хорошо укрытым в самых его глубинах» (Фрейд 3. По ту сторону принципа
наслаждения. С. 155).

99 Там же. С. 156.

100 Там же. С. 173.

101 Там же.

102 «Подобно высшей судьбе, руководит ребенком власть родителей. Но когда
дитя подрастает, начинается борьба инфантильной констелляции с индивидуаль­
ностью, влияние родителей, берущее свое начало в доисторические (первые дни
жизни) времена, вытесняется, уплывает в бессознательное, но этим не устраняет­
ся, продолжает быть незримыми нитями связано с кажущимся индивидуальным
творчеством созревающего духа, которым это влияние управляет. Инфантильная
констелляция, как все, что уходит в бессознательное, посылает в сознание лишь
неясные чувствования — предчувствие именно того, что участь человека таинствен­
но направляется чьим-то потусторонним влиянием» (К. Юнг, «Значение отца для
судьбы каждого») (цит. по: Фрейд 3., Буллит У. Томас Вудро Вильсон... С. 9).

103 Методологические основания анализа политики через подсознание разви­
вались также К. Г. Юнгом. Линия такого анализа продолжается и до сих пор. Важ­
ная роль принадлежит исследованиям генеалогии власти у М. Фуко (см.: Фуко М.
1) Надзирать и наказывать. Рождение тюрьмы. М., 1999; 2) Воля к истине: по ту
сторону знания, власти и сексуальности: Работы разных лет. М., 1996). Характерно
в этом отношении исследование Пола Роузена: Roazen P. Freud: Political and Social
Thought. 3rd ed. New Brunswick, 1999. См. также: Тульчинский Г. Л. Самозван­
ство. Феноменология зла и метафизика свободы. СПб., 1996; Поэтика и политика:
Сб. ст. / Отв. ред. Н. А. Шматко. СПб., 1999; Философия желания: Сб. ст. / Под
ред. И. В. Кузина. СПб., 2005; Секацкий А. К. Сила взрывной волны: Статьи. Эссе.
СПб.; М., 2005.

104 От греч. eugenes — «хорошего рода».

105 В частности, поэтому к генетике так подозрительно относились в СССР.

106 Экология — вообще духовная пища богатых социумов. На Западе большин­
ство ставит экологическую проблему чуть ли не на первое место, в то время как
россияне ставят (по крайней мере, ставили в середине 90-х годов) экологию на
10-е место. Рыночные механизмы не приспособлены к разрешению экологических
проблем. Государство остается центральной структурой в более или менее кон­
структивной экологической деятельности.

Галинская И. Л. Взаимоотношения «человек — животный мир». Научно-аналитический обзор // Философское понимание человека. Вып. 2. М., 1988. С. 23-48.

108 Вот некоторые публикации последних лет, затрагивающие проблемы соци­альной философии нацизма: Арендт X. Отец семейства в роли убийцы // Новое время. 1993. № 13; Галактионов Ю. В. Германский фашизм в зеркале историогра­фии 20-40-х годов. Новое прочтение. Кемерово, 1996; Галкин А. А. 1) Фашистский идейный синдром: генезис германского варианта // Вопросы философии. 1988. №11; 2) О фашизме — всерьез // Свободная мысль. 1992. №6; Есипов В. В. Гер­манский фашизм и культура. М., 1997; История фашизма в Западной Европе. М., 1978; Канетти Э. Власть и личность // Социс. 1986. №4; Кара-Мурза С. Сноп

А


индивидуумов — или коммуна личностей (Размышление о фашизме и коммуниз­ме) // Наш современник. 1996. №6; Кин Ц.И. Начало итальянского фашизма: Бенито Муссолини, социально-психологический портрет // Вопросы философии. 1988. № 11; Козловски П. Трагедия модерна. Миф и эпос XX века у Эрнста Юнге-ра // Вопросы философии. 1997. № 12; Люкс Л. Кто в России фашисты? // Новое время. 1992. №16'; Мазуров И. В. Японский фашизм: теоретический анализ поли­тической жизни в Японии накануне Тихоокеанской войны. М., 1996; Млечин Л. 1) Кому Гамсун отдал нобелевскую медаль // Новое время. 1992. № 16; 2) Пробир­ка для нового человека // Там же. № 34; 3) Охота на гибридов // Там же. JY* 35; 4) Могла ли Россия получить свободу из рук Гитлера? // Там же. 1993. №9; 5) Со­блазнители и соблазненные // Там же. № 10; Онегина С. Письмо К. Родзаевского И. В. Сталину // Отечественная история. 1992. №3; Пленков О.Ю. Мифы нации против мифов демократии: немецкая политическая традиция и нацизм. СПб., 1997; Повель Л., Бержъе Ж. Утро магов (Германский фашизм и оккультные науки). М., 1991; Райх В. Психология масс и фашизм. СПб., 1997; Сабов А. Д. «Экс» и «нео»: разноликие правые. М., 1991; Самойлов Э. В. Фюреры: общая теория фашизма. Обнинск, 1992; Холодновский К. Социальные и социально-психологические пред­посылки фашизма // Нужен ли Гитлер России? М., 1996.

109 См.: Morangudakis M. Ecology as a Pseudo-religion?

110 См., напр.: Wulf J. Die bildenen Kunste im Dritten Reich. Eine Dokumenta-
tion. Zeitgeschichte. Frankfurt am Main; Berlin; Wien, 1983. — Иконический ряд книги
демонстрирует господство двух образов: крестьянина и воина.

111 См. работы Станислава Грофа. См. также: Линн Д. Священное простран­
ство: счастье и энергетика вашего дома. М., 1997.

112 См.: Делёз Ж., Гваттари Ф. Капитализм и шизофрения: Анти-Эдип.

113 Там же. С. 7.

114 Там же.

115 Там же. С. 8.

116 Там же. С. 7.

1:7 Шпенглер О. Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории. Т. 2. С. 7.

118 Длугач Т. Б. Подвиг здравого смысла, или Рождение идеи суверенной лич­
ности (Гольбах, Гельвеций, Руссо). М., 1995. С. 95-96.

119 См.: Прокофьев А. В. Парадоксальный гуманизм и критика морали (опыт
этического анализа «Философии в будуаре» Д. А.Ф.де Сада) // Вопросы филосо­
фии. 2001. №1. С. 55-68.

См.: Диденко Б. А. 1) Цивилизация каннибалов: человечество как оно есть; 2) Хищная власть: зоопсихология сильных мира сего: (Философско-публицистические эссе, посвященные проблеме зла, порождаемого властными структурами).

См.: Трубников Н. Н. О категориях «цель», «средство», «результат». М., 1968.

Вот один из примеров такого объяснения: «Промышленный прогресс, урага­ном прокатившийся по миру во второй половине XIX века и позволивший великим державам произвести горы смертоносного оружия, создал новый искус достижения мирового господства с помощью военной силы. Человечество, катапультированное на волне электричества и пара практически из средневековья в индустриальный век, не сумело сориентироваться в новой обстановке, в результате чего романтиче­ский по своей сути XIX век был уничтожен Первой мировой войной. Это открыло дорогу тоталитарным режимам, увидевшим в гекатомбах накованного оружия тот самый исторический шанс, которым не сумели воспользоваться престарелые евро­пейские монархи» (Бунин И. Л. Лабиринты безумия. СПб., 1995. С. 3).

223 Arendt H. The Human Condition. Chicago; London, 1958. P. 47. Цит. по: Tpy-бина Е. Г. Идентичность в мире множественности: прозрения Ханны Арендт // Вопросы философии. 1998. №11. С. 120.


124 Ср. с псевдоморфозом у О. Шпенглера.

125 Там же.

126 Там же. Ср.: Netopilik J. Zur Subjekt-Objekt-Beziehung im Sozialismus //
Deutsche Zeitschrift fiir Philosophie. 1972. Nr. 2. S. 1445-1460.

127 Arendt H. The Human Condition. P. 148-149.

128 См.: Roazen P. Freud: Political and Social Thought.

129 Так, скажем, некоторые ученые полагают, что высыхание Арала не связано
в первую очередь именно с антропогенной деятельностью, а порождено естествен­
ными причинами.

130 См., напр.: Урманцев Ю.А. Природа адаптации (системная экспликация)
// Вопросы философии. 1998. № 12. С. 21-36.

131 Здесь же нужно отметить роль натуралистической метафоры в рассмотре­
нии духовных проблем. Существует так называемая экология духа. Сюда, напри­
мер, входит искусство кооперации, т. е. способность самостоятельно и добровольно
сужать проблему, не вторгаясь в зону своего соседа по исследованиям. Дискуссия
в духовной сфере — не только вертикальный, но и горизонтальный диалог. Тот, кто
работает в сфере духа, должен любить своих коллег, чтобы возможно было услы­
шать друг друга. Сфера духа (наука, искусство, философия и др.) —это искусство
дружбы, искусство любви друг к другу.

132 Уинч П. Идея социальной науки и ее отношение к философии. М., 1996.
С. 55-57.

133 Характерно название книги, посвященной неолитической революции: «Че­
ловек создает себя сам» {Child, V. G. Der Mensch schafft sich selbst. Dresden, 1959).

134 В историческом материализме, занимающем более или менее последова­
тельную номиналистическую позицию, они мыслятся соответственно как обще­
ственное бытие и общественное сознание.

135 См.: Трубников Н.Н. О категориях «цель», «средство», «результат».

136 Так называемое дерево целей. В них исходные цели обладают способностью
«забываться». Забытые цели — это и есть суть забытого бытия, по М. Хайдеггеру.
Забыванию бытия противостоит «длинная воля», по Ф. Ницше.

См.: Кроне Б. Логика философии // Кроче Б. Антология сочинений по философии. История. Экономика. Право. Этика. Поэзия. С. 33.

138 Понятие Wirklichkeit («действительность») ввел в немецкий язык Майстер
Экхарт (1260-1327). Это был перевод латинского actualitas — «действенный». В
немецком языке, как и в русском, понятие действительности содержит в себе ком­
понент действия, тогда как в греческом и латыни действительность сближается
скорее с истинностью (а во французском и английском —с реальностью).

139 Кроче Б. Логика философии. С. 14.

«Вико оказался в оппозиции к Декарту, чистым антитезисом к новому на­правлению» (Там же. С. 35).

См.: Рассел Б. Мудрость Запада. Историческое исследование западной фи­лософии в связи с общественными и политическими обстоятельствами. М., 1998. С. 316-317.

142 Кроче Б. Логика философии. С. 35.

Погоняйло А. Г. Философия заводной игрушки, или Апология механицизма. СПб., 1998.

144 См., напр.: Котарбинский Т. Трактат о хорошей работе. М., 1975. С. 88-104.

145 См. классическую работу советского периода по этому вопросу: Бати-
щев Г. С.
Деятельная сущность человека как философский принцип // Проблема
человека в современной философии. М., 1969.

146 См.: Лукач Г. Материализация и пролетарское сознание // Вестник Соци­
алистической академии. 1923. Кн. 4. С. 193.

147 См., напр.: Стефанов Н. Общественные науки и социальная технология.
М., 1976. С. 180.


8 Большую проблему представляет для деятельностной модели генезис же­ланий, мотивов, потребностей и интересов. Потому реклама и играет столь важ­ную роль в новоевропейских социумах, что она как раз и производит желания — производит машины желания. См.: Делёз Ж., Гваттари Ф. Капитализм и шизо­френия: Анти-Эдип; Бодрийяр Ж. В тени молчаливого большинства, или Конец социального. Екатеринбург, 2000.

149 «Теория, как бы она ни была элегантна и экономна, должна быть отверг­
нута или подвергнута ревизии, если она неистинна. Подобным лее образом законы
и институты, как бы они ни были эффективны и успешно устроены, должны быть
реформированы или ликвидированы (курсив мой. — К. П.), если они несправедли­
вы» (Ролз Док. Теория справедливости. С. 19).

150 См.: Минский М. Вычисления и автоматы. М., 1971. С. 21-24.

151 Мы намекаем не только на 11-й тезис Маркса о Фейербахе. Конструкти­
вистская идея воспринята сегодня, по существу, всеми социальными дискурсами.

152 Само понятие сложности подверглось специальному анализу. «Отцом» по­
нятия сложности можно считать, по-видимому, А. Н. Колмогорова, который связал
его с количеством информации. Сложные (мозгоподобные) системы характеризу­
ются динамической устойчивостью, сочетанием детерминированной упорядоченно­
сти и вероятностных механизмов, аналоговым и дискретным принципами работы,
разумной (не чрезмерной) точностью в решении проблем и т.д. См.: Акофф Р. А.
О природе систем // Известия Академии наук СССР. Техническая кибернетика.
1971. №3; Акофф Р. А., Эмери Ф. О целеустремленных системах. М., 1974; Ан-
тамонов Ю. Г.
Системы, сложность, динамика. Киев, 1969; Бертпаланфи Л. Об­
щая теория систем // Системные исследования. М., 1969; Бир С. Кибернетика
и управление производством. М., 1965; Бирюков Б. В., Тюхгпин В. С. О понятии
сложности // Логика и методология науки. М., 1967; Большие системы. Теория,
методология, проектирование. М., 1971; Бусленко Н. П. и др. Лекции по теории
сложных систем. М., 1973; Горский Ю. М. Об информационном алгоритмизирова­
нии больших систем // Известия Академии наук СССР. Энергетика и транспорт.
1969. №5; Гуд Г. А'., Макол Р. Э. Системотехника. Введение в проектирование боль­
ших систем. М., 1962; Информационные процессы в сложных системах. Кишинев,
1978; Методы определения и контроля больших систем. М., 1976; Месарович М.Д.,
Макс Д., Топахеро И.
Теория иерархических многоуровневых систем. М., 1973; Ни-
колис Г., Пригожий И.
Познание сложного. Введение. М., 1990; Сложные системы:
Библиографический указатель. Л., 1972; Управление, информация, интеллект. М.,
1976; Урсул А. Д. Сложность, организация и информация // Философские нау­
ки. 1963. №3; Щелкай А. Г. Неуправляемая сложность: генезис технократического
консерватизма // Вопросы философии. 1979. №5.

153 См., напр.: Бирюков Б. В., Эджубов Л. Г. Простое и сложное в социокуль-
турологичеческих концепциях // Вопросы философии. 1996. № 12. С. 33-47.

154 Бирюков Б. В., Геллер Е. С. Кибернетика в гуманитарных науках. М., 1973.

155 См., напр.: Климентович Н.Ю. Без формул о синергетике. М., 1986.

156 Основные тезисы синергетики сводятся к следующим: 1) исследуемые си­
стемы состоят из частей, которые находятся во взаимодействии друг с другом;
2) эти системы нелинейны; 3) это системы открытые, далекие от теплового рав­
новесия; 4) эти системы подвержены внешним и внутренним колебаниям; 5) эти
системы могут стать нестабильными; 6) в них происходят качественные измене­
ния; 7) обнаруживаются эмерджентные новые качества; 8) возникают простран­
ственные, временные, пространственно-временные или функциональные структу­
ры; 9) структуры могут быть упорядоченными или хаотическими; 10) во многих
случаях возможна математизация. Именно в деятельности коренится динамика,
возможность развития. Зевс, который для нас олицетворяет устойчивое, непре­
ложное, необходимое, упорядочивающее социальное начало, обнаруживает Кроно-
са внутри себя, Кронос символизирует темпоральность, случайное, необязательное,


непредсказуемое, непостижимое. Социум предстает как неустойчивость, будь то неустойчивость на микроскопическом или макроскопическом уровне. Вероятност­ные представления оперируют возможностями событий, но не сводят реальное ин­дивидуальное событие к выводимому предсказуемому следствию (Синергетике — 30 лет. Интервью с профессором Г. Хакеном // Вопросы философии. 2000. №3. С. 53).

157 См., напр.: Прикладные нечеткие системы. М., 1993.

158 См.: Пригожий И., Стенгерс И. Время, хаос, квант. М., 1989.

159 Приведем пять его утверждений, доказывающих, что «историцизм», т.е.
предсказание хода событий, невозможен: 1) значительное воздействие на человече­
скую историю оказывает развитие человеческого знания; 2) рациональные способы
не позволяют нам предсказать развитие научного знания; 3) таким образом, ход че­
ловеческой истории предсказать невозможно; 4) это означает, что теоретическая
история
невозможна; иначе говоря, невозможна историческая социальная наука,
похожая на теоретическую физику. Таким образом, согласно К. Попперу, свою
главную задачу историцизм формулирует неправильно, поэтому он несостоятелен.
См.: Поппер К. Нищета историцизма. М., 1993. С. 4-5.

160 См.: Идлис Г. М. Обоснование рациональной структуры НИИ // Научная
организация труда и управления в научно-исследовательских и проектных учре­
ждениях. М., 1970. С. 97-103. — Здесь доказывается, что в развитой иерархической
системе всегда обнаруживается 14 иерархических уровней.

161 Судьба понятия «идеология» в некотором роде трагикомична. Оно было
введено учеником Кабаниса Дестютом де Траси в 1801 г., когда он попытался
создать науку, изучающую идеи (именно так он понимал идеологию), что стало
предметом резкой критики. Иронию по поводу идеологии и идеологов позволял
себе Наполеон, у которого Дестют де Траси был сенатором. Критику идеологии
продолжили К.Маркс и Ф.Энгельс, объявившие ее «ложным сознанием». Идео­
логии была противопоставлена подлинная наука об обществе, которую являл со­
бой исторический материализм. Однако Маркс, так же как и Наполеон, критикуя
идеологию, тем не менее явственно использовал ее (скажем, в работе «Величие
Франции»): критика «буржуазной идеологии» расчищала место для «пролетарской
идеологии», где, по словам В.И.Ленина, научность должна сочетаться с револю­
ционностью (Ленин даже ввел понятие «научная идеология», имея в виду именно
идеологию рабочего класса). Критика идеологии продолжается и поныне, но оче­
видно, что сама по себе идеология, во-первых, неистребима, а во-вторых, наиболее
адекватную и, так сказать, «непосредственную» форму имеет в рамках реалисти­
ческой модели социального, где субстанциалистичность выражена наиболее четко.

162 Классическая литература по этой модификации: Маркс К. К критике по­
литической экономии. Предисловие // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 13;
Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология // Там же. Т. 3; Ленин В. И. Материа­
лизм и эмпириокритицизм // Ленин В. И. Поли. собр. соч. Т. 18.

163 См.: Ленин В. И. От какого наследства мы отказываемся? // Там же. Т. 2.
С. 545.

164 Маркс К. К критике политической экономии. Предисловие. С. 7.

165 См.: Ленин В. И. Материализм и эмпириокритицизм (гл. 6); Лукач Г. Ма­
териализация и пролетарское сознание. С. 212.

166 «Форму переварить можно легко, но материю переварить гораздо труднее»
(И.В.Гёте) (цит. по: Вопросы философии. 1996. №11. С. 91).

167 См.: Маркс К. Предварительный вариант «Капитала» // Маркс К., Эн­
гельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 46. Ч. 1-2; см. об этом: Кемеров В. Е. Введение в социаль­
ную философию. М., 1996. С. 18.

См., напр.: Капп Э., Кунов Г., Эспинас А. Роль орудия в развитии чело­века. Л., 1925; Ну аре Л. Орудие труда и его значение в развитии человечества. Харьков, 1925.


169 Лотман Ю. М. Беседы о русской культуре. СПб., 1994. С. 11.

170 Одной из причин гибели цивилизации майя была их недостаточная воля к
технике,
которая определяла их способы вооружения {Шпенглер О. Закат Европы.
Очерки морфологии мировой истории. Т. 2. С. 46).

171 Воля к письму —более общее понятие по отношению к тому, что мы выше
назвали «потребностью в самоописании» (см. гл. 1). Например, индогерманские
народы были безразличны к письму, в то время как арабская культура придавала
ему исключительное значение (Там же. С. 155).

172 McLuhan M. The Violence of the Media // Canada forum (Toronto). 1976.
Vol. 56. No. 664. P. 9-12 (см. реферат И. И. Петрова в: Идеологическая функция тех­
нократических концепций пропаганды. Вып. 1. М., 1977).

173 См,, напр.: Kommunikation. Medien. Macht / Hrsg. von R. Maresch und
N. Werber. 1. Aufi. Frankfurt am Main, 1999. — В связи с этими разработками воз­
никают опасения, что компьютеры могут быть опасны для молодого поколения:
они отучают молодежь от чтения, ведут к интеллектуальной деградации и т. д.
Исследования социологов показывают, что и в самом деле такие опасения по по­
воду определенных групп молодежи не беспочвенны. Увлеченные компьютерами
подростки разделяются на «программистов» и «игроков». Для первых вторжение
компьютера не страшно, а вот для вторых опасно (у них, в частности, возникает
мысль о «неокончательности» смерти, воспитываемая игрушками-«стрелялками»).
См.: Бутенко И. А. Подростки: чтение и использование компьютера // Социс. 2001.
№ 12. С. 84-91.

174 Кутырев В. А. Экологический кризис, постмодернизм и культура // Во­
просы философии. 1996. №11. С. 25.

175 Культура противопоставляется натуре: «...природа так равнодушна, так
невнимательна. Гуляя здесь по парку, я всегда чувствую, что я для нее не боль­
ше, чем та скотина, что пасется на склоне, или репейник, зацветший в кана­
ве» (Уайльд О. Упадок лжи // Уайльд О. Кисть, перо и отрава. СПб., 1994.
С. 248).

176 См.: Amoson I. Cultural Critique and Cultural Presuppositions: The
Hermeneutical Undercurrent in Critical Theory // Philosophical and social criticism.
1989. Vol.15. No. 2. P. 125-129 (см.: РЖ. 3.92.02.035).

177 См.: Новая постиндустриальная волна на Западе: Антология. М., 1999.
С. 68.

178 Инглегарт Р. Культурный сдвиг в зрелом индустриальном обществе // Там
же. С. 250.

179 См., напр.: Хантингтон С. Столкновение цивилизаций // Там же. С. 535. —
Здесь сравниваются западнохристианские страны, православные страны и мусуль­
манские государства.

180 См., напр.: Федотова В. Г. Анархия и порядок в контексте российского
посткоммунистического развития // Вопросы философии. 1998. №5. С. 3-20. О
социальном хаосе см. глубокое исследование: Бляхер Л. Е. Социальный хаос: фи­
лософский анализ и интерпретация: Автореф. дис.... д-ра филос. наук. Владиво­
сток, 1998.

181 См., напр.: Кара-Мурза А. А. Между империей и смутой. М., 1996.

182 См., напр.: Кризисный социум. Наше общество в трех измерениях. М., 1994.

183 Тернер В. Символ и ритуал. М., 1983. С. 198-202.

184 Исходной здесь в советский период была работа: Тугаринов В. П. О цен­
ностях жизни и культуры. Л., 1960. Из современных исследований см., напр.:
Ионин Л. Г. Социодинамика культуры. Вып. 1: Концептуальные основы социоло­
гического анализа культурных явлений. М., 1991; см. также работы М. С. Кагана
и др.

К сюжету семьи мы вернемся снова в гл. 7. Пока же эта проблема рассмат­ривается нами в абстрактном методологическом ключе.


186 Характерны, например, представления об истоках социального порядка у
Ч. Дарвина.

187 См.: Смирнова Н. М. От социальной метафизики к феноменологии есте­
ственной установки: (Феноменологические мотивы в современном социальном по­
знании). М., 1997.

188 Нельзя порочить доброе имя семьи, тем самым ты бросаешь тень не только
на твоих предков, но и на еще не родившихся потомков. Э.Дюркгейм показал,
что семейные люди реже кончают с собой, чем холостые или разведенные (см.:
Дюркгейм Э. Самоубийство. М., 1994).

189 В 23-й главе («Предание смерти божественного властителя») Дж. Фрезер
разворачивает этот сюжет подробно.

190 См.: Берн Э. Трансакционный анализ и психотерапия. СПб., 1994.

191 Там же. С. 15.

192 Это часто священник, который руководствуется «доводами сердца».

193 дто диагносты, ученые. Непоколебимый Взрослый встречается у ученых
с объективным сознанием без чувства юмора. Он руководствуется исключительно
доводами разума.

194 В жизни — «клоуны».

195 См.: Непомнящая Н. И. О психологическом аспекте онкологических забо­
леваний // Психологический журнал. 1998. Т. 19. №4. С. 144. — Психологическая
инфантилизация захватывает либо организм в целом, либо глубинные его уровни,
при этом происходит оживление кода детского клеточного роста.

196 См. обсуждение этой проблемы в публицистической форме: Мелихов А.
Холодное чудовище или коллективная жалость? // Новое время. 1997. №3. С. 38-
39. — Здесь в центре оказывается фигура П. И. Новгородцева.

197 «Русская история открывается тем явлением, что несколько племен, не ви­
дя возможности выхода из родового, особного быта, призывают князя из чужого
рода, призывают единую общую власть, которая соединяет роды в одно целое,
дает им наряд, сосредоточивает силы северных племен, пользуется этими силами
для сосредоточения остальных племен нынешней Средней и Южной России. Здесь
главный вопрос... состоит в том, как определились отношения между призван­
ным правительственным началом и призвавшими племенами... как изменился быт
этих племен вследствие влияния правительственного начала — непосредственно и
посредством другого начала—дружины, и как, в свою очередь, быт племен дей­
ствовал на определение отношений между правительственным началом и осталь­
ным народонаселением при установлении внутреннего порядка или наряда» (Со­
ловьев С. М.
Чтения и рассказы по истории России. М., 1989. С. 25-26).

198 Андреев Д. Л. Роза мира. Метафилософия истории. М., 1991. С. 8.

199 Arendt H. The Human Condition. P. 50.

200 Здесь необходимо вспомнить о мещанстве, бюргерстве, третьем сословии,
филистерстве, буржуазности. Мещанство персонифицирует быт и повседневность.

201 См.: Вальденфелъс Б. Повседневность как плавильный тигль рационально­
сти // Социологос. Вып. 1. М., 1991. С. 39-50.

202 Вебер М. Основные социологические понятия // Вебер М. Избранные про­
изведения. М., 1990. С. 628.

203 См.: Хорос В. Г. Популизм и культура // Культура и общественное разви­
тие. Тбилиси, 1979.

204 Социальная организация служила образцом для пространственной органи­
зации, являющейся как бы отпечатком первой. В последней нет ничего, вплоть до
деления на правую и левую стороны, что не было бы продуктом коллективных
представлений (см.: Дюркгейм Э. Социология и теория познания // Новые идеи в
социологии. Сб. 2. СПб., 1914).

205 «... Порядок, в котором все явления располагаются во времени, заимство­
ван из социальной жизни. Разделение на дни, недели, месяцы, годы и т. д. соот-


ветствует периодичности обрядов, праздников и публичных церемоний. Всякий ка­лендарь выражает ритм коллективной деятельности и служит для удостоверения его правильности? (Там же. С. 29-30).

206 Тиллих П. Избранное. Теология культуры. М., 1995. С. 217.

207 Хронология — не только последовательность событий


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: