Виды публичных выступлений по форме

Доклад — развернутое сообщение, которое раскрывает или важную научную или общественно-политическую проблему, на определенную тему. По времени доклады могут длиться от 10 —15 мин до 2 — 3 ч (например, доклады правительства).

Сообщение — небольшое по времени (5—10 мин) выступление, в котором рассматривается один небольшой вопрос или проблема. Сообщения обязательно должны быть короткими, содержать конкретную, фактическую информацию, наглядные примеры и исчерпывающе раскрывать одну небольшую тему.

Выступление — подготовленное сообщение при обсуждении какого-либо заранее объявленного вопроса. Выступления всегда кратки — 3-5 мин, тема может быть выбрана заранее (в рамках обсуждаемой проблемы) либо сформулирована в ходе обсуждения проблемы (импровизационное выступление).

Лекция — связное, развернутое научное или научно-популярное изложение какого-либо вопроса специалистом. Лекции обычно бывают по длительности от 20—30 мин до 1—1,5 ч (вузовская лекция).

Беседа — развернутый, подготовленный (т.е. заранее продуманный оратором) диалог со слушателями. Беседа может включать достаточно продолжительные отрезки речи оратора (монологи), но она предполагает обязательное задавание вопросов слушателям, выслушивание, анализ и комментирование их ответов.

18. Стратегии поведения в конфликтной ситуации

В любом конфликте, споре каждый из участников оценивает и соотносит свои интересы и интересы оппонента, задавая себе вопросы: "Что я выиграю? Что я потеряю? Какое значение для оппонента имеет предмет спора?". На основе подобного анализа человек сознательно выбирает ту или иную стратегию поведения. Часто отражение подобных интересов происходит неосознанно и тогда поведение конфликтующих сторон насыщено мощным эмоциональным напряжением и носит спонтанный характер.

Сотрудничество - одна из конструктивный стратегий поведения в конфликтной ситуации

Стратегия сотрудничества направлена на наиболее полное удовлетворение потребностей и интересов обеих сторон конфликта.

В процессе спора оппоненты находят взаимоприемлемое решение проблемы с учетом законных интересов друг друга. Для принятия общего взаимовыгодного решения обсуждается и учитывается мнение каждой из сторон.

Сотрудничество развивается на прошлом позитивном опыте участников, основанного на отсутствии разногласий в прошлом, либо на их успешном преодолении. Для достижения результата в разговоре используются убеждения, аргументы, доказательства. Сотрудничество способствует сохранению длительных взаимоотношений, на основе уважительного отношения друг к другу.

Компромисс - менее конструктивная стратегия поведения в конфликте. Компромисс характеризуется принятием одной стороны до некоторой степени точки зрения другой стороны. Стороны идут на взаимные уступки, в следствии чего принимаются "половинчатые" приемлемые для обеих сторон решения. В ходе компромисса интересы сторон удовлетворяются частично. Часто компромисс дает возможность быстро разрешить спор, снимает накопившееся напряжение. Однако данная стратегия поведения на ранней стадии развития конфликта сокращает время поиска альтернативного, наиболее правильного решения проблемы, при этом ущемляются интересы одной или обеих сторон.

Игнорирование (уклонение, уход) конфликта. Игнорирование (уход, уклонение) - это стратегия поведения, подразумевающая стремление человека уклониться от конфликта сознательно или бессознательно. Позиция человека, избравшего стратегию ухода в конфликтной ситуации - не попадать в ситуации, провоцирующие возникновение конфликта. Он уклоняется от обсуждения вопросов, чреватых разногласиями. Субъект не желает прилагать усилий для разрешения конфликта, не видит смысла идти на встречу оппоненту. Бессознательный уход от конфликта является защитным механизмом личности, обеспечивающем охрану психики человека.

Соперничество (принуждение). В ходе конфликтной ситуации субъект ставит свои интересы превыше интересов оппонента, полностью игнорируя его мнение и доводы. Он настойчиво и агрессивно добивается своей цели. Заставляет всевозможными способами принять свою точку зрения. Для принуждения использует свою власть и положение. Соперничество как стиль будет эффективен там, где руководитель в силу своих знаний имеет большую власть над подчиненными. Вероятность того, что будет принято неверное решение велика. Так как представлена только одна точка зрения другие даже не обсуждаются. Соперничество как стиль поведения в конфликтной ситуации может вызвать возмущение у более образованного и опытного персонала.

Приспособление (уступчивость, сглаживание). Стратегия приспособления в конфликтной ситуации предполагает изменение своей позиции, отказ от борьбы и своих интересов. При таком стиле человек убежден, что не стоит ссорится, сердиться, потому что все мы - одна дружная команда и не следует "раскачивать лодку". Его цель - не разрешение конфликта, а сохранение дружеских отношений с оппонентом.

Такой "сглаживатель" стремится подавить признаки конфликта. Если пойти на поводу у такого человека проблема, лежащая в основе конфликта забывается, наступает мир и покой. Но проблема остается и рано или поздно напомнит о себе.

20. Подарки в деловых отношениях

Этикет деловых подарков достаточно прост. Основное правило гласит: деловой подарок не обязательно должен быть дорогим. Независимо от ваших финансовых возможностей, дорогостоящих подарков не следует делать ни гостям, ни сослуживцам. Так своим подарком вы поставите их в неловкое положение, подарок может быть воспринят как давление. А дорогостоящий подарок начальнику может быть расценен как взятка. Согласно закону, взяткой будет считаться дорогостоящий подарок, вручаемый до или после оказания услуг конкретным лицом с использованием служебного положения.

Деловой этикет безапелляционно запрещает дарить:

Одежду. Деловыми подарками не могут быть шляпы, рубашки, носки и тому подобное. Тем более белье. Исключение составляют галстуки, шарфы и платки.

Алкогольные напитки. Такие подарки при рабочих отношениях неуместны. Во многих компаниях существуют правила, запрещающие дарить спиртные напитки.

Предметы религиозного культа и с религиозной символикой. Во-первых, вы можете не угадать, какую религию исповедует тот или иной человек и исповедует ли её вообще. А во-вторых, это область интимного, куда сослуживцам вход воспрещен.

Шуточные подарки следует презентовать с осторожностью, поскольку отдельные люди могут не понять шутки. Не рекомендуется дарить шуточные подарки и сотрудникам, которые старше вас по возрасту. Необходимо дважды, а то и трижды подумать, прежде чем подарить карикатуру, куклу-двойника, частушки и т.п.

Парфюмерию и косметику. Даже если вам кажется, что вы хорошо знакомы со вкусами человека, которому предназначен подарок, вы все равно можете не угадать, какой запах духов или цветовую гамму декоративной косметики он предпочитает.

Категорически запрещено дарить вещи, бывшие в употреблении, исключение составляет лишь антиквариат.

Согласно деловому этикету, не принято, чтобы сотрудники дарили своему начальнику индивидуальные презенты, лучше сделать это всем коллективом. Подарок должен быть памятным, качественным и подчеркивать индивидуальность того, кому он предназначен. Непременным же правилом для подарка, предназначенного VIP-персоне, является памятная надпись на внутренней стороне вещи. Подарок начальнику должен быть одновременно нейтральным и демонстрирующим уважение, но не нужно тратить последние деньги, чтобы преподнести начальнику шикарный подарок. Он прекрасно знает ваши финансовые возможности, и излишняя щедрость может быть им неверно воспринята.

Если в числе одариваемых счастливчиков оказалось несколько коллег, желательно для всех припасти равные по значимости подарки — чтобы невзначай не обидеть кого-то и не испортить отношения. Подчиненным принято дарить вещи с логотипом компании, которые можно использовать в офисе. С одной стороны, они расцениваются как презенты, поднимают корпоративный дух, с другой — выступают как определение их профессиональной деятельности.

Подарок деловому партнеру должен быть корректным, достаточно сдержанным, запоминающимся, но неназойливым. При их выборе в первую очередь ценится своеобразие. В последние годы известностью пользуется сувенирная продукция, призванная отвлечь внимание и снять напряжение. Как правило, это предметы, выполненные из упругих материалов, или вещи с мобильными частями, к примеру, многочисленные варианты «вечных двигателей». Стандартными деловыми подарками принято считать канцелярские товары: авторучки, калькулятор, органайзер, набор канцелярских принадлежностей. Зажигалка, часы, брелок для ключей. Изделия из кожи, стекла, керамики и металла. Коробки конфет или банки хорошего чая или кофе. Цветы и комнатные растения, особенно экзотические. Книги, музыкальные диски и DVD. Учтите, что подарок деловой женщине не должен ни коим образом касаться домашнего хозяйства, это может обидеть.

Деловые подарки партнерам всегда присылаются вместе с визиткой компании-дарителя. Особое внимание необходимо уделить поздравлениям иностранных партнеров. Иностранным коллегам уместнее преподносить сувениры, имеющие национальный колорит. Текст поздравления обязательно должен быть на языке страны, в которую отправится открытка.

Всякое поздравление должно состоять из трех частей: приветствия, поздравления и пожелания. В приветствии следует избегать фамильярности. Наилучший способ — обращение по имени и отчеству. Поздравительный текст зависит от вашей фантазии, однако и здесь немаловажно соблюдать кое-какие правила. Деловым партнерам не следует желать смеха, радости, веселья, спокойствия. Лучше пожелайте им — исполнения желаний, здоровья, счастья, успехов, новых свершений, успешного бизнеса.

С подарка, как со знака внимания к человеку, обязательно снимают ярлык с ценой. Это правило игнорируют только американцы. Все подарки, за исключением цветов, преподносят в упаковке. Лучше, если она будет выдержана в классическом, сдержанном стиле. Красивая упаковка — важная деталь, так как она создает первое впечатление о подарке. Вручив его, скромно слушают слова благодарности, не вступая в обсуждение. Если подарок передают лично, получатель должен распаковывать его в присутствии подарившего и поблагодарить. Невежливо отложить подарок в сторону, даже не взглянув на него. Все подарки следует принимать, чтобы не обидеть дарителей. Не следует выказывать неудовольствие за неудачно выбранный подарок. Отказаться от подарка можно лишь тогда, когда он вынуждает вас чувствовать себя должником. При отказе подчеркивают благодарность за внимание и мягко мотивируют свой отказ. Старайтесь быть последовательными и не меняйте решения даже после уговоров.

19. Этикет за столом

Культура поведения за столом – лакмусовая бумажка, благодаря которой легко понять насколько естественным для человека является соответствие правилам этикета. Именно за столом так много правил, что без ежедневной тренировки, многолетней привычки быть на высоте на важной встрече или деловом приеме вряд ли получится. Вывод прост: стремитесь соответствовать этикету в домашней, будничной обстановке. Правила этикета никоим образом не мешают, не напрягают, а только делают нашу жизнь более рациональной и комфортной.

Итак, идем в ресторан на деловое свидание. Инициатор встречи должен прийти немного раньше и выбрать удобный столик. Предпочтите место, где вы сможете более-менее спокойно поговорить – подальше от динамиков с музыкой, не на проходном месте. В назначенный час необходимо встретить гостей и проводить их к своему столику.

Обычно перед входом в зал посетители подходят к зеркалу. Здесь можно только убедиться, что у вас все в порядке и только слегка поправить прическу и одежду, это касается и мужчин, и женщин. Для устранения непорядка в своем внешнем виде удалитесь в туалетную комнату.

Не стоит громко звать официанта, стучать вилкой, ложкой или ножом по бокалу. Необходимо дождаться, когда официант сам подойдет к вам. В крайнем случае, когда он будет поблизости, жестом покажите, что он вам нужен.

Согласно правилам этикета, сидя за столом, следует только запястьем опираться на его край. Девушкам позволительно ненадолго опереться на стол локтём. Нельзя играть приборами, сворачивать край скатерти, протягивать под столом во всю длину ноги. Следите за осанкой, не расставляйте локти и не склоняйтесь низко над тарелкой.

Полотняную салфетку, предназначенную для индивидуального пользования, следует развернуть и положить на колени. Во время еды такой салфеткой не вытирают губы, для этих целей пользуйтесь бумажной салфеткой, и лишь завершая приём пищи, полотняной салфеткой можно коснуться губ и вытереть пальцы.

Не отказывайтесь от какого-либо блюда, говоря, что оно не нравится или вредно. Откажись вежливо и без объяснений. Не следует чрезмерно наполнять рот, откусывать большие куски. Нельзя "чавкать", причмокивать и прихлёбывать. Есть и пить надо беззвучно.

Нож или вилку следует держать ближе к концу ручки, а не у лезвия или развилки. Не отставляйте в сторону мизинец. Неприлично есть с ножа. Во время разговора нельзя размахивать руками, тем более столовыми приборами. Во время перерыва в еде вилку кладут слева от тарелки, зубцами вниз, нож — справа, лезвием к себе. Приборы, лежащие в тарелке параллельно, означают, что посуду можно убирать. Если нож или вилка нечаянно упали, не нужно пытаться поднять их во время трапезы, лучше попросить новый прибор. С общего блюда кушанья берут общими приборами и перекладывают себе на тарелку, нельзя брать индивидуальными приборами из общего блюда.

Любой кусок, находящийся во рту, должен быть проглочен, даже если блюдо совсем не нравится. Выплёвывать можно только рыбные и фруктовые косточки. То, что это делать надо аккуратно, на край своей ложки или вилки, напоминать, наверно, не надо.

Хлеб из корзинки или тарелки берут руками и пальцами отламывают маленькие кусочки. Подсолить блюдо можно ложечкой из солонки, если её нет, берите соль кончиком своего ножа. Обмакивать в общую солонку свой кусок категорически запрещается.

Если суп очень горячий, не следует дуть или мешать его ложкой, лучше подождать, пока он остынет. Клёцки, лапшу, картофель в супе при необходимости размельчают краем ложки. Ложкой черпают от себя и подносят ко рту левым широким краем. Доедая суп, слегка наклоняют тарелку левой рукой от себя. Суповую ложку нельзя класть на скатерть или салфетку, по окончании еды её оставляют в тарелке. Если бульон подали в чашке с одной ручкой, его можно пить, как чай. Если чашка с двумя ручками, бульон следует есть ложкой.

Во время обеда и ужина блюда и закуски из мяса, сыр, колбасу, ветчину не принято класть на хлеб, сооружая бутерброд, не следует их сразу разрезать на мелкие части. Лучше отрезать кусочки постепенно, пользуясь при этом ножом и вилкой. Сливочное масло намазывают на хлеб или ветчину ножом. Перед этим кусочек масла из маслёнки кладут на край своей тарелки.

Горошек нельзя накалывать вилкой, его следует набирать, как на лопатку. Салат, поданный на отдельной тарелочке, не перекладывают, а едят из той же тарелочки в очередности с тем, что лежит в основной тарелке.

Спагетти и макароны едят вилкой в правойруке и ложкой в левой, наматывая 1-2 макаронины на вилку, а ребром ложки отсекая остальные макаронины. Категорически запрещено использовать нож с макаронами, солянкой, омлетом, пудингом и желе. Овощи, в том числе и картофель, если необходимо, размельчают ребром вилки, а не ножом. Мясные блюда из фарша и нарезанные кусочками (гуляш, бефстроганов) едят только вилкой!

Рыбу едят с помощью вилки и специального ножа, или двух вилок, или вилки и кусочка хлеба. Рыбу не разрезают, а отделяют от косточек. Обычно рыбные блюда подают с кусочком лимона. В конце еды лимон прикладывают к губам и слегка смазывают их, в результате исчезает рыбный запах.

Птицу нужно есть с помощью ножа и вилки. Исключение: цыплята-табака, это блюдо можно есть руками. Если возникают трудности, лучше оставить кушанье недоеденным.

Размешивать сахар в чашке следует бесшумно инедолго. Ложку обязательно вынимают и кладут на блюдце. Согласно правилам этикета нельзя пить чай или кофе из ложки. Ломтик лимона в чае отжимают ложечкой и кладут на край блюдца

Для десертных блюд предусмотрены специальные приборы, с их помощью едят пирожные, пудинги, мороженое, кремы и т.п. Бисквитные пирожные и торт едят десертной вилкой или чайной ложкой, твёрдые пирожные, которые легко крошатся — руками. Печенье, вафли, пирожки и конфеты берут руками.

Выбирая фрукты, лежащие в вазе, следует брать приглянувшийся, не прикасаясь к остальным. Фрукты можно очистить руками, но есть надо на тарелочке ножом и вилкой. Бананы очищают от кожуры и едят ножом и вилкой, отрезая кружочки. У апельсина надрезают кожуру крестообразно, снимают её и разделяют на дольки. Ни апельсины, ни мандарины не чистят спиралеобразно! Грейпфрут должен подаваться разрезанным поперёк с отделённой от кожуры мякотью. Его посыпают сахарной пудрой и едят ложечкой.

За столом не принято говорить о болезнях и неприятностях. Не стоит затрагивать вопрос о стоимости блюд и напитков. Невежливо продолжать есть или переговариваться с соседями в то время, как кто-нибудь говорит тост. Слушать надо молча. После тоста не обязательно выпивать всё вино, налитое в бокал. Пивом не чокаются. Не следует пить, когда во рту есть пища.

Закончив есть, приборы кладут параллельно друг другу, прервав — крест-накрест. Покинуть ресторан первым обычно предлагает инициатор встречи. Расчет производится, когда все закончили есть. Деньги кладут на тарелочку, на который подан счет. Старайтесь не привлекать к себе внимания, когда расплачиваетесь, — это некрасиво.

26. Деловые приемы

Деловые приемы устраиваются обычно по случаю открытия представительства фирмы, презентации товаров, годовщины какого-нибудь события, симпозиума, конференции, а также в честь находящейся в стране делегации из другой страны.

Прием может быть устроен и для налаживания деловых контактов.

Светские приемы устраиваются в честь какой-либо знаменитости, семейного торжества, также юбилея, симпозиума, конференции и т. д.

На официальные приемы приглашаются люди, занимающие определенное положение в обществе. На деловые приемы приглашаются, как правило, главы или члены правительства, дипломатические представители иностранных государств, деятели науки, культуры и т. д.

Основными видами официальных приемов являются: завтрак (Lunch), обед (Dinner), обед-буфет (Buffet Dinner), ужин (Supper), а-ля фуршет, коктейль, небольшие приемы: кофейный, чайный стол.

Различные комбинации основных видов образуют такие, как ужин после театра, пикник, фондю, барбекю, пивной стол, различающиеся друг от друга методами организации.

Обед в Древнем Риме, в том числе и торжественный, устраивался не раньше 2 часов дня и затягивался на всю вторую половину дня. Во время пира гости не только ели, но часто обсуждали философские вопросы, устраивали литературные диспуты или чтение стихов.

Официальные приемы по времени проведения делятся на дневные и вечерние. В соответствии с формой обслуживания приемы могут быть с рассаживанием за столом или без него.

Самыми почетными видами приемов являются завтрак, обед и ужин. Каждый из этих приемов, как правило, состоит из двух частей. Сначала встречают и приветствуют приглашенных, гости знакомятся друг с другом, общаются между собой, ведут частные и общие беседы. Гостям сообщают о предназначенных им местах за банкетным столом, предлагают аперитив. Слово «аперитив» в переводе с французского означает «вызывающий аппетит». Затем проходит банкет, обычно он проводится за столом с полным обслуживанием.

Большинство правил этикета и поведения на официальных приемах пришли из дипломатической практики.

22. Национально-культурные особенности этикета

В культурах разных народов этикетные прави­ла имеют свои национальные особенности, которые наиболее ярко проявляются в сфере общения. Естественно, что поведение человека в обществе теснейшим об­разом связано с коммуникацией, общением, из чего вытекает связь языка и культуры. Также информация передается через язык жестов, мимики, поз. Следовательно, выделяется два типа культур - вербаль­ная и невербальная.

Поскольку каждый народ имеет свои особенные традиции, риту­алы, наделен некими специфичными чертами в поведении, то мож­но говорить и о том, что в устойчивых шаблонных фразах также применяются национальные специфические черты. Формановская Н.И. под «речевым этикетом» понимает микросистему национально специфи­ческих устойчивых формул общения, принятых и предписанных обществом для установления контакта собеседников, поддержания общения в избранной тональности [5]. С помощью речевого этике­та выражается доброжелательное отношение, выбирается наиболее подходящая форма для общения с конкретным человеком.

Приветствие и обращение задают тон всему разговору. В зависимости от социальной роли собеседников, степени близости их выбирается нужная форма обращения в данной ситуации. Например, в русском языке это может быть обращение по имени-отчеству («Вы-общение») или просто по имени («ты-общение»), то есть ориенти­руются по двузначной формуле: вышестоящий - равный или ниже­стоящий. Во французском языке, как и в большинстве европейских языков, основной выбор делается среди социально ди­стантных вокативов: mаdаmе, mаdеmоisеllе, mоnsiеuг; в англий­ском языке - mistеr, mistrеss, miss, в итальянском - signore, signora, signorina. Установлению контакта с собеседником также служат приветствия. В речевом этикете практически всех народов таких выражений несколько. У казахов традиционное приветствие является одновременно и благопожеланием. К примеру, этикет приветствия «сәлем беру», «сәлем ету». По национальной традиции путник после дальней дороги или житель аула специально шли к уважаемым людям, аксакалам для приветствия. То же в знак уважения к свекру, свекрови и другим родственникам мужа, невестка делает поклон-«сәлем ету» [6]. В среде носителей русского языка известны и употребительны различные приветствия, отличающиеся стилистической окраской, степенью распространенности и сферами функционирования, но являющиеся при этом именно приветствиями:

· стилистически нейтральные - Здравствуйте! Доброе утро! Добрый вечер!

· архаическое - Приветствую вас!

· разговорные, фамильярные - Привет! Салют!

· разговорно-просторечное - Приветик!

· заимствованные из английского языка - Хэлло! Хай! [7].

Отношения между людьми в Японии обставлены многочисленными условностями и традиционными предписаниями, среди которых особое место занимают поклоны и приветствия. Приветствия и поклоны существуют для того, чтобы создать благожелательный фон в общении. В приветствии один из собеседников как бы хочет сказать, что у него добрые намерения к тому, к кому он обращается. Согласно японскому речевому этикету каждому человеку необходимо показать свое уважение к другому. Существует множество различных форм приветствия, такие как охаёгодзаимас "доброе утро", коннитива "здравствуйте", конбанва "добрый вечер", говорят также гокигэн икага дэс ка "как вы поживаете", хадзимэмаситэ "разрешите представиться", хадзимэ омэ-ни какaримас "рад познакомиться". При прощании говорят саёнара "до свидания", гокигэнъё "будьте здоровы", дэва мата "ну, пока!". Причем все эти приветствия нужно произносить с чувством достоинства и уважения. Не допускается фамильярность и переход дозволенного. Следует быть внимательным и действовать в соответствии с ситуацией [8].

Итак, вербальное общение выполняет коммуникативную функцию и выражает все эмоции и чувства в отношениях между людьми, а также культуру народа и уровень его развития с помощью языка. При этом оно опирается на средства невербальной коммуникации, среди которых выделяют позы, мимику, жесты, темп речи, интонацию и др. [5; 6].

У каждого этноса имеются свои отличительные черты, которые отражаются и в невербальном этикете. Как правило, чем южнее, тем оживлённее люди жестикулируют, тем богаче их мимика и язык жестов. За час непринуждённого общения мексиканец делает в среднем 180 жестов, француз — 120, итальянец — 80, финн — один жест, а англичанин — ни одного. У народов различных культур существуют разные представления об оптимальных расстояниях между собеседниками. Так, немцы обычно ведут разговор, стоя на расстоянии не ближе 60 сантиметров друг от друга; в то время как британцы тща­тельно сохраняют при разговоре дистанцию "вытяну­той руки", так как для жителя Великобритании приятное, естественное для общения расстояние – 1,5 - 2 метра, и поэтому не стоит превышать его. Переступая эту невидимую грань, человек вторгается в личное пространство британца, что может вызвать неприязнь или даже агрессию с его стороны [9].

В каждой стране наряду с повсеместно принятыми, распространенными жестами существуют свои невербальные средства коммуникации, закрепленные в культуре и по-своему интерпретируемые. Так, если в Голландии повернуть указательным пальцем у виска, подразумевая какую-то глупость, можно самому оказаться в глупом положении, так как в Голландии этот жест означает, что кто-то сказал очень остроумную фразу. Жители Мальты вместо слова «нет» слегка касаются кончиками пальцев подбородка, повернув кисть вперед. Во Франции и Италии этот жест означает, что у человека что-то болит. Обычный утвердительный кивок головой на юге Югославии и в Болгарии служит знаком отрицания. Немцы часто поднимают брови в знак восхищения чьей-то идеей. Но то же самое в Англии расценивается как выражение скептицизма. В европейских странах в общении люди не придают особого значения левой или правой руке. Но на Ближнем Востоке не принято протягивать деньги или подарок левой рукой, так как этим можно нанести оскорбление собеседнику. В любой культуре жесты неискренности связаны, как правило, с левой рукой, поскольку правая рука — «окультурена», она делает то, что надо, а левая — то, что хочет, выдавая тайные чувства владельца. Поэтому если в разговоре собеседник жестикулирует левой рукой, не являясь при этом левшой, есть большая вероятность того, что он говорит не то, что думает, или просто негативно относится к происходящему [10].

Принятые в обществе правила поведения, речевые и невербальные стереотипы общения отражают неповторимость обычаев, образа жизни, условий быта народа. Именно поэтому этикет является важнейшей составляющей частью национальной культуры.

23. Организационно-распорядительная документация

Организационно-распорядительная документация (ОРД) — комплекс документов, закрепляющих функции, задачи, цели, а также права и обязанности работников и руководителей по выполнению конкретных действий, необходимость которых возникает в операционной деятельности организации.

Виды ОРД: Постановление, Распоряжение, Приказ, Протокол, Инструкция, поручения и др.

Стилю служебных документов должна быть присуща стилистическая строгость, нейтральность изложения. Управленческие документы организации связаны с правовыми нормами, поэтому объективность в стиле изложения характеризуется эмпирическим и предписывающим характером документа. В официально-деловом стиле не должно быть эмоциональности, субъективной оценочности и разговорности. Официально-деловой стиль документов должен отвечать требованиям:

краткость и компактность изложения официального документа;

точность и определенность формулировок;

однозначность и единообразие терминов;

последовательность.

Обязательно в распорядительных документах указание конкретных лиц ответственных за исполнение, а также лица контролирующего ход исполнения. Наличие даты, к которой распоряжение должно быть исполнено.

Основные реквизиты согласно ГОСТ Р 6.30-2003.:

Наименование организации;

Дата;

Место;

Гриф утверждения;

Заголовок;

Текст;

Подпись;

Отметка о наличии приложения (если требуется);

Гриф/виза согласования;

Порядок составления распорядительного документа во многом зависит от того как он прописан в инструкции по делопроизводству организации, так как все Госты существующие на данный момент носят рекомендательный характер.

24. Одежда и внешний вид делового человека

Вне зависимости от половой принадлежности нюансы, которые касаются деловой одежды, едины для всех. Каждая компания или фирма диктует свои правила дресс-кода в рабочее время. Однако в природе существует всего два типа:

Консервативный дресс-код. Этот стиль характеризуется единством правил для всех сотрудников компании и не приемлет исключений. Костюмы, блузки, носки и даже пуговицы должны строго соответствовать допустимым цветам. Этот стиль обязателен для тех, кто проводит переговоры вне офиса, а расцветка в большинстве случаев является корпоративной.

Контактный дресс-код. Такой стиль больше подходит для встреч с коллегами в нерабочее время. Например, на торжественных вечерах и прочих не формальных мероприятиях. Главный принцип – соблюдение рамок приличия и элегантности. Строгие костюмы и рубашки можно заменить на свободные брюки с блузками без пиджака. Женщинам можно сделать более яркий макияж и добавить к своему образу различные аксессуары.

В деловой среде стоит придерживаться правил консервативного дресс-кода. Для представителей разных полов требования естественно будут разными.

Как должен выглядеть деловой мужчина?

Самым приемлемым атрибутом одежды современного бизнесмена является костюм. Эта классическая форма одежды всегда будет актуальной. Однако, есть и такие мелкие детали мужского гардероба как жилет, ремень и носки. Как правильно их сочетать, чтобы создать образ делового человека:

длина брюк должна быть такой, чтобы слегка спускаться на обувь спереди и доходить до начала каблука туфель сзади;

наиболее предпочтительный вид пиджака – «английский», т.е. классический. Он имеет две шлицы сзади и придает элегантности в любой позе, независимо стоит мужчина или сидит;

если мужчина надевает жилет, то стоит помнить, что он не может быть слишком коротким. Рубашка и ремень не должны быть видны;

нейлоновые и трикотажные рубашки в деловом гардеробе крайне не рекомендуются. Также нельзя под пиджак надевать рубашку с коротким рукавом;

воротник рубашки должен быть на один или полтора сантиметра выше вороника пиджака;

ремень никак не сочетается с подтяжками. Надевать следует что-то одно;

носки независимо от вида костюма должны быть в тон. Белые и слишком длинные недопустимы.

Еще несколько советов для различных ситуаций: светлые костюмы лучше надевать днем, а темные вечером. На любой официальной встрече пиджак лучше носить застегнутым. Расстегивать пуговицы можно на торжественном банкете или в театре. Также в арсенале любого мужчины должно быть два носовых платка. Один – в кармане брюк, а другой – во внутреннем кармане пиджака.

Вид деловой женщины

Представительницы прекрасной половины имеют больше выбора в фасонах и видах материала для одежды. Главное – это соответствие образа обстановке, в которой находится дама. Итак, несколько слов о том, каким должен быть вид деловой женщины:

если речь идет о деловом костюме, стоит помнить, что сюда относится пиджак с юбкой или брюками. К оттенкам делового цвета относятся черный, серый, синий, бежевый, сине-зеленый и оливковый. Как дополнение допускается галстук, шейный платок или шарф;

Внешний вид деловой женщины

блузки должны быть постельных тонов, а водолазки и пуловеры – однотонными. Второй тип одежды лучше всего сочетается с жилетом.

деловые платья хорошо сочетаются с жакетом. Цветовая гамма та же, что и у деловых костюмов;

туфли должны быть из матовой кожи, а каблук не выше среднего. При этом носы практически всегда должны быть закрыты;

неизменные атрибуты делового стиля женщины – макияж и прическа. Волосы должны быть в идеальном состоянии, прибраны таким образом, чтобы убрать недостатки и подчеркнуть достоинство лица. Макияж должен быть аккуратным и неброским. Приемлемо использование тональных средств, пудры, контура для глаз и мягких теней. Цвет помады особого значения не имеет.

Роскошные платья в дневное время не надевают. Лучшей заменой будет платье-костюм. Блондинкам предпочтительнее надевать одежду синего цвета, а брюнеткам – желтого. Для тех, у кого розовый оттенок кожи лица больше всего подойдет белый цвет. А черный цвет способен поглощать блеск других цветов.

27. Золотые правила делового общения

Правило 1: Ведение деловых переговоров не стоит начинать с серьезных ключевых вопросов.

Когда после традиционного приветствия человек сразу начинает «грузить» собеседника деловыми предложениями, он воспринимается как агрессор. Но Вы ведь хотите взаимовыгодного и приятного сотрудничества, а не войны?

Попробуйте узнать человека поближе, расспросите его о том, что ему дорого, что его тревожит, о чем он мечтает, и, убедившись, что Ваш товар или услуга могут ему помочь – смело озвучивайте свое предложение! В таком контексте оно будет воспринято с благодарностью, а не с подозрением и деловые переговоры увенчаются успехом. Чтобы много получить, сначала надо много отдать – времени, душевных и физических сил, эмоций, не забывайте об этом!

Правило 2: Если у Вас не спрашивают совета – не советуйте!

Пережив какие-либо трудности и добившись успеха, человек склонен «причинять добро» и давать полезные советы всем, кто только в начале аналогичного пути. Это неправильно! Мало кто умеет без раздражения воспринимать чужой опыт, особенно подаваемый в безапелляционной форме. Да и не факт, что решение, ставшее идеальным для Вас, пригодится кому-то еще – люди разные и проблемы они решают миллионом различных способов. Правила делового общения одобряют мягкую и ненавязчивую помощь - лучше продемонстрировать свою компетентность на деле, а не самоутверждаться, давая непрошенные советы.

Правило 3. Не используйте прямых вопросов!

Задавая прямые однозначные вопросы, легко поставить своего собеседника в неловкое положение. Вопросы о способах зарабатывания на жизнь, размере зарплаты и т.п. также бестактны, как вопрос о возрасте, адресованный девушке. Для того, чтобы партнер принял решение поделиться с Вами своими проблемами и трудностями – не лезьте к нему в душу. По крайней мере, раньше времени.

Правило 4. Позвольте собеседнику подумать самому.

Даже если Вы точно уверены, что знаете оптимальный путь решения проблемы, не стоит высказывать свое превосходство. Постарайтесь в деловом общении незаметно подвести собеседника к нужной мысли, иллюзия самостоятельного решения очень тешит самолюбие. В этой Вам помогут фразы вроде: «А что Вы думаете об этом?», «А как по-Вашему?», «Что Вы скажете о таком варианте?». Приняв решение, стоит обсудить его достоинства и недостатки.

Правило 5. Позвольте другим задавать тему разговора.

Придерживаясь в деловом общении первых четырех правил, можно быть уверенным в том, что человек в беседе обязательно сам озвучит Вам свои затруднения. Людям свойственно обсуждать свои тревоги и проблемы с теми, кто сочувственно к ним относится, однако, в большинстве случаев, от прямых предложений помощи они отказываются. Задача профессионала – подготовить почву для того, чтобы человек сам принял Ваше деловое предложение как оптимальное для решения своих задач.

Правило 6. Пользуйтесь словами-замками!

Обилие информации обескураживает практически любого человека, поэтому никогда не вываливайте на собеседника всех подробностей Вашего делового предложения. Если Вы начали действовать слишком напористо, можно сбавить обороты и закрепить успех следующими словесными конструкциями: «Ведь так?», «Вы согласны?». Таким образом, Вы вовлекаете человека в диалог, но не теряете контроля за беседой. Это идеальным образом отвечает правилам делового общения.

Правило 7. Юмор никогда не лишний!

Умение развлечь собеседника и изящно разрядить излишнее напряжение –признак профессионализма. Можно рассказать свежий актуальный анекдот или перевести неловкость в шутку – овладейте этим умением и прослывете очень комфортным собеседником.

28. Структура делового общения

В структуре делового общения можно выделить три взаимосвязанных компонента: коммуникативный, перцептивный и интерактивный.

Коммуникация — это обмен информацией, ее создание и передача от отправителя к получателю в ходе делового общения. Отправитель, посылая информацию, побуждается определенным мотивом и преследует конкретную цель. Между этими понятиями следует видеть порой существенное различие. Получатель воспринимает информацию, опосредуя ее своим опытом и отношением к отправителю. Для эффективной коммуникации важны обратная связь и адекватное понимание получателем предаваемой ему информации.

Обратная связь — это реакция на отправленное сообщение. Она указывает, было ли получено сообщение, и если да, то, как оно было понято. Если вербальная или невербальная реакция указывает отправителю на то, что подразумеваемое значение не было услышано, то инициатор может попытаться другим способом закодировать сообщение, особо подчеркнув при этом свое понимание передаваемого значения. Это перекодированное сообщение тоже является обратной связью, так как оно отвечает на реакцию получателя. В любом коммуникационном процессе мы пытаемся вызвать максимально полную в данной ситуации обратную связь.

Сообщения передаются через сенсорные каналы. В процессе общения люди могут контактировать друг с другом посредством любого из пяти сенсорных каналов. Иногда аромат духов или крепкое рукопожатие могут быть столь же информативны, как и то, что они видят или слышат. Чем больше каналов использовано для передачи сообщения, тем больше вероятность того, что коммуникация будет успешной.

При непосредственном контакте между людьми все же используются два основных канала: слуховой (вербальные символы) и зрительный (невербальные сигналы). Информация от партнера к партнеру в процессе общения передается как словами (что говорит?) так и их невербальным сопровождением (как говорит и как ведет себя?). Невербальный поток коммуникации подразделяется на проксимический (расположение в пространстве), паравербальный (интонация, громкость, высота, тембр голоса), мимический (мимика, лицевая экспрессия) и пантомимический (жесты, поза).

Если вербальный и невербальный каналы согласованы, значит, поведение данного человека конгруэнтно. Оба источника исходящей от него психологической информации подкрепляют, а не противоречат один другому.

Перцепция — это восприятие и оценка партнерами друг друга, обеспечивающие взаимопонимание между ними. На основе восприятия формируется определенный позитивный или негативный образ партнера. Перцепция в процессе общения подчиняется общепсихологическим закономерностям восприятия (избирательность, константность, пристрастность, подверженность иллюзиям и др.)

Понятно, что воспринимаемый образ может намеренно конструироваться. В процессе делового общения в восприятии и сознании партнера так или иначе создается определенное представление о собеседнике, которое можно назвать его коммуникативным образом. Имея специальную подготовку и опыт, профессионал до определенной степени может оказать влияние на формирование собственного имиджа в нужном для себя направлении. К сожалению, чаще всего он складывается стихийно, непроизвольно.

Интеракция — это взаимное влияние в процессе общения. Интеракция существенным образом зависит от авторитетности партнеров, от занятых ими позиций, от явных и скрытых намерений и т.д. Ясно, что коммуникация, перцепция и интеракция неотделимы друг от друга в процессе реального общения.

29. Роль коммуникативных эффектов. Способы повышения эффективности воздействия на аудиторию

Коммуникативный эффект:

1. Воздействие, произведенное на получателя в результате передачи сообщения.

2. Передача адресату определенного мыслительного содержания.

3. Термин "коммуникативный эффект" представляется нам более удачным, чем "реакция". Под реакцией подразумевается обычно "ответ" (в более или менее прямом смысле слова) на сообщение, а это имеет место не всегда. "Коммуникативный эффект" подразумевает также такие невыраженные реакции, как понимание, сочувствие и т.п.

Общая схема речевого воздействия строится на донесении информации, формировании на ее основе интересов, побуждений. Существует много речевых приемов, позволяющих, например. подчеркнуть общность интересов даже в вопросе, вызывающем бурную реакцию собеседника. Задача общения — посылать речевые сигналы, которые имеют для вашего собеседника эмоциональное значение. О чем бы ни шла беседа, важно добиваться профессионального языка и логичности развития темы разговора. Беседа не может быть и пространной. Пространное изложение лишней информации снижает коммуникационную эффективность. Когда много говорят о малом, то мало думают о значительном.

Эффективным обычно бывает разговор в русле выраженного личного интереса. Это повышает вербальную активность, сопровождаемую положительными эмоциями. Здесь полезными могу быть фразы: «Сможете ли вы…», «Согласились бы вы…», «Как вы полагаете…», «Не считаете ли вы…», «Есть ли у вас возможность…» и др. Важно следовать правилу — начинать с позитивного. Многое зависит от вашей осведомленности о природе интонации, мимики, жестов и правильного их прочтения.

В зависимости от целей, собеседник (журналист, интервьюер и т.д.) выбирает разные коммуникативно-речевые тактики. Ими необходимо не только пользоваться самому, но и понимать, какие тактики выбирает ваш собеседник (без этого невозможно подстроиться).

Так, например, А. ван Дейк описывает ходы, используемые в диалогах:

Ход «обобщение». («И так всегда», «Это без конца повторяется». Говорящий показывает, что неблагоприятная информация не случайна и не исключительна.)

Ход «приведение примера». («Возьмите нашего соседа. Он…». Общее мнение обосновывается конкретным примером.)

Ход «усиление» («Это ужасно, что…», «Это возмутительно, что…» Этот речевой ход направлен на контроль за вниманием собеседника).

Ход «сдвиг». («Мне-то, в общем, все равно, но другие соседи с нашей улицы возмущаются». Этот ход относится к стратегии положительной самопрезентации.)

Ход «контраст». («Нам приходится долгие годы трудиться, а они ничего не делают». Противопоставление «Они — мы — группы». Используется в ситуации, где наблюдается конфликт интересов).

Также могут быть весьма полезны речевые тактики, используемые в сфере делового общения:

«Неожиданность». Использование в речи неожиданной или неизвестной информации.

«Провокация». На короткое время вызывается реакция несогласия с излагаемой информации. Слушатель за этот период готовится к конструктивным выводам для более четкого определения собственной позиции.

«Апелляция к авторитету». Ссылка на авторитет дается для подтверждения правильности излагаемой информации.

«Внесение элемента неформальности». Коммуникатор рассказывает собеседнику о своих заблуждениях, ошибках, чтобы избежать предвзятости и изменить мнение собеседника в свою пользу.

«Юмор». Приводятся смешные, парадоксальные примеры, используются шутки, забавные истории. Эта тактика может удачно использоваться в речевой коммуникации разных уровней.

«Да-да-да». Собеседнику задается несколько вопросов, на которые он обязательно должен ответить «да». После этого, вероятнее всего, на следующий ключевой вопрос он с большей вероятностью ответит «да».

К эффективным приемам воздействия на собеседника относят следующие:

- Программируемое мышление — не давать возможности адресату вспомнить противоречивые аргументы и факты.

- Создание ситуации мнимого выбора — внушается только одно, определенное отношение к предмету.

- Введение заведомо ложного абсурдного убеждения — создавать впечатление нелепости аргументов противника.

- Использование имплицитной информации для приватизации знаний. Важная информация передается как нечто само собой разумеющееся, не обсуждаемое и не оспариваемое, общеизвестное, подаются только те сведения, которые легче аргументировать. Например: «Вегетарианство полезно для здоровья? Кто вам сказал такую чушь?».

- Апелляция к высшим ценностям.

Таким образом, вовлекая собеседника в диалог, нужно заинтересовать его, побуждая двигаться от простого к сложному, но не принуждая к ответам, которые могут вызвать смущение (если это не запрограммировано заранее и это не цель…).

25. Психогеометрия

Психогеометрия - система анализа личности, которая была разработана в США. Её автор - доктор психологии Сьюзен Деллингер(Susan Dellinger). Она много лет проработала с персоналом и свой опыт обобщила в психогеометрии. Теперь этой системой пользуется почти каждый кадровик в США и очень многие в России.

Эта методика анализа личности позволяет определить:

к какому типу личности относится человек,

какие качества ему присущи,

предугадать, какие действия он будет предпринимать в сложившейся ситуации.

и всё это очень быстро, для теста пригодится ручка и бумага.

Фигуры психогеометрии - квадрат, круг, треугольник, зигзаг, прямоугольник

Посмотри на этот рисунок и выбери фигуру с которой ты себя ассоциируешь или которая тебе больше всего нравится, может ту, на которую упал первый раз взгляд. Потом выбери вторую по интересности фигуру, третью и так далее. Главное здесь не придумывать ничего и выставить фигуры в порядке предпочтения за 10 секунд.

Если первое упражнение получилось, то можно переходить к расшифровке результатов. Первая фигура - это то, что в личности человека преобладает, последняя - то, что в себе(или в других) человек не принимает/не понимает.

Круг

По психогеометрии тамада - это круг

Круг, как известно, без острых углов и даже в психогеометрии.:) Вот и этот тип личности не любит вступать в конфликты и любит, чтобы вокруг была дружба, понимание и теплая атмосфера. Из этого следует, что такие люди, легко сходятся с окружающими, но не всегда бывают хорошими организаторами из-за нелюбви к принятиям непопулярных решений. Можно сказать, что куда круга двинешь, туда он и покатится, потому что зацепиться нечем.

Межличностные отношения для кругов стоят на первом месте и, если круги не психологи по профессии, то психологи по жизни. Из-за этой особенности может страдать дело на работе, так как приоритет на отношениях, а то, что работа стоИт - не очень важно.

Внешне круга можно отличить по расслабленным движениям, летящей походке, доброжелательности, которая из него сочится. Одет неформально, в удобную, широкую одежду.

Прямоугольник

Алкоголик в психогеометрии - прямоугольник

По психогеометрии прямоугольник - это неусточивость, любознательность, неуверенность и сомнения, поиск нового, переходная форма. Люди-прямоугольники - это те, кто находится в поиске себя или с переходным периодом в жизни.

Прямоугольники могут быть разными, но есть и то, что их объединяет - это состояние запутанности, непонятности. Это неудовлетворённые собой или жизнью и они тянутся к лучшему. И своей любознательностью и поиском привлекают себе новых людей.

Такой период в жизни случается у каждого человека и обычно, заканчивается, оставляя после себя воспоминания, приятные и не очень. Часто такие переходные периоды сменяются запоем, обычно у мужчин.

Треугольник

Политики-треугольники в психогеометрии

В психогеометрии треугольник - это лидер. И действительно, у него большое основание и есть чёткая направленность. Для треугольника присущи такие качества, как целеустремленность, движение к цели и уверенность.

Основной критерий, по которому можно отличить треугольника - хорошо развитые лидерские качества. Этот человек прирожденный управленец, потому что всегда знает, чего хочет и уверен во всём. Иногда уверен до такой степени, что даже не слушает окружающих, которые, бывает, говорят дельные вещи.:) Он быстро принимает даже непопулярные решения из-за чего быстро продвигается к своей цели.

Учиться быстро, только если это входит в его планы. В работе для треугольника важнее всего карьера, ради которой он пойдет даже на нарушение своих моральных норм. Лучшая профессия для треугольника - это человек власти, руководитель или депутат.

Зигзаг

Актёр-зигзаг в психогеометрии

Единственная разомкнутая фигура в психогеометрии - зигзаг. Основные качества у него - креативность, неожиданность, интуитивность.

Зигзаг - непредсказуем, не любит чётких и вообще любых границ. Его носит из стороны в сторону за счёт чего получается очень хорошо генерировать новые идеи. У истинных зигзагов логика отсутствует напрочь, а есть широкий полёт фантазии. Из-за этого логикам, например, квадратам сложно с ними общаться, нет же чёткой структуры разговора, а есть перепрыгивания с одной темы на другую через третью.

Зигзаги пребывают в мечтах, иногда даже больше, чем в реальной жизни. Оттуда и появляются все их идеи. Пример зигзага - дизайнер или актёр.

Квадрат

Военный - квадрат в психогеометрии

Квадрат - это очень хороший исполнитель, который делает всё, как надо. Это является и его минусом, потому что, при отсутствии чётких инструкций, он теряется и не знает, что делать. Квадрат очень трудолюбив и практически всегда доводит начатое дело до конца.

Он любит систематизировать и упорядочивать всё вокруг себя - пространство, вещи, информацию. Из-за этой особенности часто слывет специалистом в своей области. Если посмотреть на рабочий стол квадрата, то сразу бросается в глаза, что все бумажки лежат одна к одной, всё чётко и лежит параллельно друг к другу.

К сожалению, квадраты редко становятся руководителями, потому что не могут принимать решения интуитивно, а собирают как можно больше информации, чтобы не ошибится. Обычно квадраты - очень логичные люди, со скупой мимикой и слабым проявлением эмоций.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: