Этический принцип в деловом общении

Этику делового общения следует учитывать в различных

ее проявлениях: в отношениях между предприятием и социальной средой; между

предприятиями; внутри одного предприятия — между руководителем и подчиненными,

между подчиненным и руководителем, между людьми одного статуса. Между сторонами

того или иного вида делового общения существует своя специфика. Задача и

состоит в том, чтобы сформулировать такие принципы делового общения, которые не

только соответствовали бы каждому виду делового общения, но и не противоречили

общим нравственным принципам поведения людей. Вместе с тем они должны служить

надежным инструментом координации деятельности людей, вовлеченных в деловое

общение.

Применительно к деловому общению основной этический

принцип можно сформулировать таким образом: в деловом общении при принятии

решения о том, какие ценности следует предпочесть в данной ситуации, поступай

так, чтобы твое желание была совместимо с нравственными ценностями других

сторон, участвующих в общении, и допускала координацию интересов всех сторон.

Таким образом, в основе этики делового общения должна

быть координация, а по возможности и гармонизация, интересов. Естественно, если

оно осуществляется этическими средствами и во имя морально оправданных целей.

Поэтому деловое общение должно постоянно проверяться

этической рефлексией, оправдывающей мотивы вступления в него. При этом сделать

этически правильный выбор и принять индивидуальное решение часто совсем

непросто.

Этика — учение о морали, в частности, о правилах и нор­мах человеческого поведения, об обязанностях людей по от­ношению друг к другу. Термин «этика» впервые употребил Аристотель, говоря о том, что мы должны делать, чтобы со­вершать правильные, нравственные поступки.

Золотое правило этики общения гласит: «Относитесь к дру­гим так, как вы хотели бы, чтобы относились к вам».

Мораль (от лат. — нравственный)— это система этических ценностей, которые признаются человеком. Мораль — важ­нейший способ регулирования общения и поведения людей в самых различных сферах общественной жизни — в семье, в быту, науке, труде и т. д. Этика, как наука о морали изучает и этикет, историю возникновения тех или иных его нор

Этикет (франц. etiquette — «ярлык», «этикетка») — это правила поведения и общения людей, принятые в данном об­ществе. Выработанные человечеством многие правила мы используем почти автоматически.

Если бы мы, общаясь ежеминутно, думали о том, как правильно поступить, мы оказались бы в положении старика, которого спросили, куда он девает бороду на ночь. Первый раз в жизни задумавшись над тем, спрятать бороду под одеяло или пустить ее поверху, бедный старик не спал всю ночь. Невоз­можно, да и не нужно постоянно думать о правилах, нужно их настолько хорошо знать, чтобы применять в общении с людь­ми, не задумываясь.

Этикет — это особая система знаков. Так, при встрече мы можем кивнуть, похлопать по плечу, обняться, расцеловаться и т. п. Все эти действия несут информацию, выражают отно­шение к тем людям, которым они адресованы. Если молодой человек встает, когда входит женщина, он выражает ей своеуважение. Похлопывание по плечу — знак фамильярного об­ращения. Этикетное значение имеют и движения головы, позы, которые принимает человек во время беседы, разгово­ра. Некоторые нормы этикета закрепились во фразеологиз­мах, например: «преклонить колени», «положа руку на серд­це», «бить поклоны», «бить челом», «бросать перчатку», «поворачиваться спиной», «красивый жест», «гладить по го­ловке».

Этикет — явление историческое. Правила поведения людей менялись с изменениями условий жизни общества, конкрет­ной социальной среды. Этикет возник в период зарождения абсолютных монархий. Придерживаться определенных пра­вил поведения, церемониала было необходимо для возвели­чивания царственных особ — императоров, королей, царей, князей, принцев, герцогов и т. п. — для закрепления иерархии внутри самого классового общества. От знания этикета, вы­полнения его правил часто зависела не только карьера, но и жизнь человека. Так было в Древнем Египте, Китае, Риме, Зо­лотой Орде. Нарушение этикета приводило к вражде между племенами, народами и даже к войнам.

Этикет всегда выполнял и выполняет определенные функ­ции. Например, разделение по чинам, сословиям, знатности, имущественному положению. Особенно строго соблюдались и соблюдаются правила этикета в странах Дальнего и Ближнего Востока.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: