Этику делового общения следует учитывать в различных
ее проявлениях: в отношениях между предприятием и социальной средой; между
предприятиями; внутри одного предприятия — между руководителем и подчиненными,
между подчиненным и руководителем, между людьми одного статуса. Между сторонами
того или иного вида делового общения существует своя специфика. Задача и
состоит в том, чтобы сформулировать такие принципы делового общения, которые не
только соответствовали бы каждому виду делового общения, но и не противоречили
общим нравственным принципам поведения людей. Вместе с тем они должны служить
надежным инструментом координации деятельности людей, вовлеченных в деловое
общение.
Применительно к деловому общению основной этический
принцип можно сформулировать таким образом: в деловом общении при принятии
решения о том, какие ценности следует предпочесть в данной ситуации, поступай
так, чтобы твое желание была совместимо с нравственными ценностями других
сторон, участвующих в общении, и допускала координацию интересов всех сторон.
Таким образом, в основе этики делового общения должна
быть координация, а по возможности и гармонизация, интересов. Естественно, если
оно осуществляется этическими средствами и во имя морально оправданных целей.
Поэтому деловое общение должно постоянно проверяться
этической рефлексией, оправдывающей мотивы вступления в него. При этом сделать
этически правильный выбор и принять индивидуальное решение часто совсем
непросто.
Этика — учение о морали, в частности, о правилах и нормах человеческого поведения, об обязанностях людей по отношению друг к другу. Термин «этика» впервые употребил Аристотель, говоря о том, что мы должны делать, чтобы совершать правильные, нравственные поступки.
Золотое правило этики общения гласит: «Относитесь к другим так, как вы хотели бы, чтобы относились к вам».
Мораль (от лат. — нравственный)— это система этических ценностей, которые признаются человеком. Мораль — важнейший способ регулирования общения и поведения людей в самых различных сферах общественной жизни — в семье, в быту, науке, труде и т. д. Этика, как наука о морали изучает и этикет, историю возникновения тех или иных его нор
Этикет (франц. etiquette — «ярлык», «этикетка») — это правила поведения и общения людей, принятые в данном обществе. Выработанные человечеством многие правила мы используем почти автоматически.
Если бы мы, общаясь ежеминутно, думали о том, как правильно поступить, мы оказались бы в положении старика, которого спросили, куда он девает бороду на ночь. Первый раз в жизни задумавшись над тем, спрятать бороду под одеяло или пустить ее поверху, бедный старик не спал всю ночь. Невозможно, да и не нужно постоянно думать о правилах, нужно их настолько хорошо знать, чтобы применять в общении с людьми, не задумываясь.
Этикет — это особая система знаков. Так, при встрече мы можем кивнуть, похлопать по плечу, обняться, расцеловаться и т. п. Все эти действия несут информацию, выражают отношение к тем людям, которым они адресованы. Если молодой человек встает, когда входит женщина, он выражает ей своеуважение. Похлопывание по плечу — знак фамильярного обращения. Этикетное значение имеют и движения головы, позы, которые принимает человек во время беседы, разговора. Некоторые нормы этикета закрепились во фразеологизмах, например: «преклонить колени», «положа руку на сердце», «бить поклоны», «бить челом», «бросать перчатку», «поворачиваться спиной», «красивый жест», «гладить по головке».
Этикет — явление историческое. Правила поведения людей менялись с изменениями условий жизни общества, конкретной социальной среды. Этикет возник в период зарождения абсолютных монархий. Придерживаться определенных правил поведения, церемониала было необходимо для возвеличивания царственных особ — императоров, королей, царей, князей, принцев, герцогов и т. п. — для закрепления иерархии внутри самого классового общества. От знания этикета, выполнения его правил часто зависела не только карьера, но и жизнь человека. Так было в Древнем Египте, Китае, Риме, Золотой Орде. Нарушение этикета приводило к вражде между племенами, народами и даже к войнам.
Этикет всегда выполнял и выполняет определенные функции. Например, разделение по чинам, сословиям, знатности, имущественному положению. Особенно строго соблюдались и соблюдаются правила этикета в странах Дальнего и Ближнего Востока.