Подготовка к государственному итоговому междисциплинарному экзамену
«Педагогические основы физической культуры»
(учебно-методическое пособие)
Екатеринбург, 2011
УДК
ББК
П
Составители:
Дворникова О.Б.
Трубникова Н.В.
Константинов В.В.
Подготовка к государственному итоговому междисциплинарному экзамену «Педагогические основы физической культуры» ГОУ ВПО «Урал. гос. пед. ун-т». – Екатеринбург, 2011.– 126 с.
Учебно-методическое пособие составлено в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности «050720-Физическая культура». Пособие предназначено студентам выпускного курса для подготовки к государственному итоговому междисциплинарному экзамену.
Учебно-методическое пособие
Предисловие
Учебно-методическое пособие составлено в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности «050720 Физическая культура» и учебной программой по дисциплине «Теория и методика физической культуры и спорта».
Пособие предназначено студентам выпускного курса для подготовки к государственному экзамену «Педагогические основы физической культуры».
Задачи пособия:
1. представить студентам основные термины и понятия, разработанные ведущими отечественными теоретиками в области теории и методики физической культуры и спорта;
2. показать точки зрения ряда ученых на сущность физической культуры и спорта, принципы, средства, формы, методы физического воспитания детей дошкольного и школьного возраста, студентов и взрослых;
3. дать краткую характеристику спорта как составной части физической культуры, раскрыть сущность спортивной тренировки, ее цели, задачи, специфические принципы, содержание, построение, технологию планирования и контроля;
4. рекомендовать выпускникам структуру ответа на вопросы экзамена;
5. содействовать ориентации студентов в профессиональном информационном поле;
6. формировать у выпускников умение структурировать и представлять профессиональную информацию.
Составители пособия не ставят перед собой цель, заменить данным материалом учебники и учебные пособия по дисциплине «Теория и методика физической культуры и спорта».
Раздел 1. Введение в теорию физической культуры
Теория и методика физической культуры и спорта как наука и учебная дисциплина.
Наука - система знаний о закономерностях развития природы, общества и мышления, а также отдельная отрасль таких знаний как общественные, естественные, гуманитарные науки.
Теория - система принципов, законов, категорий, понятий, концепций, описывающая какое-либо относительно однородное, целостное явление - систему, или ее элементы, функции.
Теория физической культуры - совокупность знаний, которые возникли как теоретическое отображение физкультурной практики, объясняют те или иные ее закономерности и служат руководством к ее рационализации.
Теория физической культуры относится к педагогическим наукам, так как она тесно связана с процессами образования, обучения и воспитания человека в интересах общества.
Теория физической культуры позволяет студенту или специалисту понять сущность физической культуры как социального, педагогического явления, уяснить взаимные связи и взаимные влияния общей культуры и культуры физической, представить себе ее структуру (строение) и функции (способы деятельности).
Как наука теория и методика физической культуры исследует содержание, структуру, функции физической культуры, ее принципы, цели, задачи, средства, разрабатывает понятийный аппарат, а также изучает цели, задачи, средства и методы и содержание видов физической культуры.
Как научная дисциплина теория физической культуры, есть интегративная система научных знаний о сущности физической культуры, об общих закономерностях ее формирования, функционирования, целенаправленного использования и дальнейшего развития, прежде всего в системе факторов воспитания, социального формирования личности и оптимального развития жизненных сил человека. Она создавалась на понимании закономерностей физического развития человека и на современных методологических основах истории и теории культуры общества, широко используя информацию из области таких наук, как психология, биомеханика, биохимия, физиология и др.
Предметом теории физической культуры являются общие закономерности функционирования и целесообразно направленного использования средств физической культуры с целью всестороннего гармонического развития людей. Эти закономерности относятся в равной мере к физическому воспитанию любого контингента населения.
Предметом методики физической культуры являются частные закономерности физической культуры, имеющие конкретную направленность на возраст занимающихся, их профессиональную деятельность, спортивную специализацию.
Как учебная дисциплина «теория и методика физической культуры и спорта» вооружает специалистов знаниями теории и методики использования средств физической культуры и спорта в практической деятельности и объединяет включенные в учебный план дисциплины: общие гуманитарные и социально-экономические (социология, экономика, отечественная история и др.), общепрофессиональные (анатомия, физиология, педагогика, психология), предметной подготовки (история физической культуры и спорта, физиология физического воспитания и спорта, биомеханика, спортивная метрология, спортивная медицина, и спорта и др.); базовыми и новыми физкультурно-спортивными видами (легкая атлетика, лыжный спорт, гимнастика, баскетбол, плавание, атлетическая гимнастика, туризм и др.).
Таким образом, теория и методика физической культуры и спорта - наука интегрирующая частные данные других наук.
Основные задачи курса «теории физической культуры и спорта»: 1) формирование специальных компетенций у будущих специалистов; 2) развитие способностей ориентироваться в сложных взаимосвязях и отношениях, действующих в сфере физической культуры; 3) формирование основополагающих профессиональных взглядов и убеждений, освоение специальности и спецификаций.
Теория и методика физической культуры и спорта является главной, профилирующей дисциплиной в учебных планах высших физкультурных учебных заведений. Она определяет фундаментальность физкультурного образования специалиста, педагогическую направленность его деятельности, профессиональную компетентность.