Культуры как вида культуры»

В 1950-х - 60-х годах во всем мире возникает интерес к феномену культуры как предмету научного познания, определению ее сущности, структуры, функций. Этому способствовало развитие наук, которые имели гуманистическую направленность, и были ориентированы на проблемы человекотворчества, на исследование потребностей и их основных классов, на проблемы универсальных потребностей и их основных классов, а также на проблемы реальных видов деятельности, формирующих личность.

Это, прежде всего, относится к основной сфере познания закономерностей развития природы и общества, «науке наук» - философии, представители которой с древнейших времен обращали внимание на культуру.

Большое значение в попытках познания культуры как области дея-тельности и социального феномена имело развитие социологии, психологии, педагогики, истории, естественных, биологических наук.

Все эти науки так или иначе ориентированы на культуру и имеют взаимосвязанные связи с ней, поэтому их научная информация и ее анализ и обобще­ние имели существенное значение для изучения феномена «культура».

Во всем мире использовались различные методологические научные подходы в изучении культуры, возникали дискуссии, публиковались статъи, монографии, проводились международные конференции и конгрессы. Постепенно снижался американский центризм (а, в ряде случаев, и диктат) в области научных определений сущности культуры. Появляются ориги­нальные исследования в Германии, Канаде, Португалии и других странах.

Ученые разных стран столкнулись с необычайной сложностью опре

деления самого понятия «культура», многие ученые в процессе выяснения механизмов возникновения и развития культуры обратились к проблемам потребностей и основным видам деятельности, формирующим личность.


В Советском Союзе к исследованию проблем теории культуры уче­ные обратились в 1960-х годах (М.П. Ким, Г.Г. Капов и др.), но они в пер­вых своих работах в качестве методологической основы пользовались мар­ксистско-ленинской философией и не предлагали новых подходов.

Однако следующая генерация более молодых ученых (Н.С. Злобин, Э.С. Маркарян, В.М. Межуев и др.) уже предлагала новые определения и новые подходы к изучению сущности культуры.

Постепенно формировались основы советской теории культуры. В 80-х годах XX века она стала учебно-научной дисциплиной, а в 1995 г. ста­тус учебно-научной дисциплины в вузах получила культурология.

Советские теоретики физического воспитания до начала 70-х годов не занимались исследованием проблем физической культуры как вида культуры. Только в 1970 - 76 г.г. появились первые статьи В.М. Выдрина. Лидером в исследовании этих проблем стал институт физической культу­ры имени П.Ф. Лесгафта, а конкретные исследования проблемы проводила его кафедра «Теории и методики физического воспитания». В 1976 году аспирантом кафедры Ю.М. Николаевым была защищена первая в стране кандидатская диссертация по теории физической культуры (научный руко­водитель В.М. Выдрин), позднее под его руководством были защищены еще ряд кандидатских и докторских диссертаций по проблемам физиче­ской культуры как вида культуры.

В 1975-1990 годах в стране проводились научные конференции, «круглые столы», редакцией журнала «Теория и практика физической культуры» публиковались статьи. Эта проблема была представлена на Всемирных конгрессах «Спорт в современном обществе» в Москве (1974) и Тбилиси (1980). С 1980 года профилирующей дисциплиной в физкуль­турных вузах стала «Теория и методика физической культуры». Появились первые учебники и учебные пособия (В.М. Выдрин «Введение в специаль­ность», 1974, и «Теория и методика физической культуры», 1988).

Следует иметь ввиду, что деятельность, связанная с проблемами фи­зического развития, в различные исторические эпохи называлась по-разному: «гимнастика», «палестрика», «агонистика» в Древней Греции,


«физическое воспитание» в средние века, «спорт», «гимнастика» «физиче-ское воспитание» в Новое и Новейшее время.

В советское время использовались термины: «физическая культура», «двигательная культура» (192^-1925), в публикациях встречаются термины «физическое воспитание» (1926), «Двигательная культура» (1930). Позднее в учебном процессе, в научных работах и на практике использовались разные термины, однако, без всяких попыток установить связи с культурой личности или общества, поскольку теории культуры не существовало, и методологической основой данного вида деятельности являлась теориякоммунистического воспитания.

Так, например, в 1925 году в Ленинградском институте физической культуры вышла книга Д.А. Дюпперона «Теория физической культуры», котроаяпереиздавалась в 1927 и 1930-хгодах. В 1931 г. он же опубликовал статью в журнале «Теория и практика физической культуры» (№2) «О трудовых навыках в уроках физического воспитания».

В 1938 г. в этом журнале была опубликована статья ленинградца Зеликсона «За передовую методику физической культуры» (№10), и тогда же вышла книга ленинградских авторов «Методика физического воспитания» (под редакцией И.М. Коряковского). В 1940 г. вышли работы ^^В Грачева: книга «Физическая культура в СССР» и статья в книге «Очерки по истории физической культуры» - «Физическое воспитание в эпоху реформ Петра Первого».

В 1937 г. в свет вышла «Программа по физической культуре для вузов», а в 1947 г. В.В. Белорусова выступила с докладом «Принципы воспитывающего обучения в физическом воспитании». Она же в 1961 г. выступила с докладом «Воспитательная работа в процессе занятий физической культурой»...

Таких примеров было много. Они свидетельствуют о том, что оба термина использовались авторами одновременно и, по существу, были f идентичными. И только в 1970 - 1980 годах были сделаны попытки мето­дологически обосновать термин «физическая культура» и на основе по­требностно-деятельностного подхода определить структуру и функции са­мого явления (В.М. Выдрин, Ю.М. Николаев и др.).


Современное понятие «Физическая культура» связано, прежде всего, с понятием «культура», поэтому возникла проблема разработки теории фи­зической культуры на основе современных концепций теории культуры. Возникали и использовались различные подходы к определению сущно­сти, структуры, функций физической культуры и ее связей с культурой и ее теорией — системный, системно-функциональный, ценностно-ориентационный, генетический, личностно-атрибутивный, в том числе, и потребностно-деятельностный подходы.

В последнем подходе ключевым моментом для решения проблем ин­теграции физической культуры как вида культуры в качестве базовой ме­тодологической основы было использовано известное положение о биосо­циальной сущности человека. Поэтому в основе теории физической куль­туры лежали категории «потребность», «деятельность», природная «дан­ность» и «заданность». В качестве критериев физической культуры (как и культуры в целом) были выдвинуты мера возвышения над природой и ка­чество результатов деятельности (В.М. Выдрин).

Развитию и утверждению в процессе научных дискуссий теории фи­зической культуры способствовала активизация наук, ориентированных на решение проблем теории культуры (философии, социологии, истории, позже - культурологии), что способствовало более плодотворной работе над решением проблем теории физической культуры.

В 1992 г. была опубликована оригинальная, новая по сущности под­ходов и результатам исследований работа Л.И.Лубышевой «Концепция формирования физической культуры человека», в которой было представ­лено культурологическое направление в разработке системы представле­ний о формировании физической культуры человека.

В 1998 - 2002 г.г. в Воронежском Государственном Университете под руководством и при личном участии А.В.Лотоненко вышло около 20 учебных пособий и сборников научных материалов по проблематике тео­рии физической культуры как вида культуры.

В связи с тем, что методологической основой исследования теории физической культуры Ленинградской школой был избран потребностно-деятельностный подход с опорой на психолого-педагогические категории

потребности и деятельности, важное значение в решении этих проблем

имело развитие психологии, педагогики и медико-биологических дисциплин и возникновение учебно-научной дисциплины «Культурология».

Новые результаты развития этих наук, формирование их научно-теоретических концепций широко использовались в процессе исследования и имели существенное значение для становления и развития теории физической культуры как вида культуры. При этом широко использовался системный подход, аксиологические концепции, личностно-атрибутивные истоико-генетические характеристики физической культуры. В частности, в процессе исследования ее происхождения, формирования и развития в качетсве вида культуры было реализовано известное положение, сфор-мированное в свое время В. И. Лениным, согласно которому к каждому сложному социальному явлению надо подходить с точки зрения того, как явление возникло, какие стадии в своем развитии прошло и чем оно стало в настоящее время.

Использование в процессе исследования комплекса современных и вполне информативных методов позволило определить структуру (состав и строение) физической культуры, ее функции (способ существования) и их структуру и предположительно определить перспективу исследования ее проблем в будущем. Были предложены принципиальные характеристики сущности и содержания компонентов физической культуры (физическое воспитание, физическая рекреация, спорт, двигательная реабилитация), их единство по общему содержанию и направленности, а также их принципиальное отличие, заключающееся в их специфических, неповторимых функциях.

В этой части исследования были приняты для реализации и введены научный оборот новые понятия и предметы. В частности, понятие «непрофессиональное физкультурное образование» было предложено В.В. ПРиходько в 1991 году, Сущность этого понятия, с одной стороны, уточняла и конкретизировала традиционное представление ранее существовавшей категории «физическое воспитание», и, с другой стороны, позволяла углубить и расширить представление о процессах и проблемах, существующих в этой области деятельности, их теоретических и практических


аспектах. При анализе была выявлена историческая связь представлений об этом процессе и высказываний выдающихся отечественных деятелей Н.И. Пирогова, Д.И. Писарева, системы физического образования П.Ф. Лесгафта. Расширено представление и по-новому расставлены акценты при определении сущности образовательной деятельности.

Было подвергнуто научному анализу так же традиционное для совет­ской теории физического воспитания понятие «массовая физическая куль­тура». Анализ с позиции системного и потребностно-деятельностного под­хода, сущности, структуры и внешних проявлений этой области деятель­ности позволил выяснить существенные различия в функциях частных, конкретных видов деятельности их целей и задач, искусственно, формаль­но объединенных единым термином, понятием. Это касается, так называе­мого, «массового» спорта, «массовой физической культуры», физкультур­ных праздников и выступлений, общеподготовительных и профессиональ­но подготовительных направлений учебных групп, ГТО и т.п.

Потребностно-деятельностный подход позволяет теоретически обос­новать такой вид физической культуры как физическая рекреация. Это по­нятие в Западной Европе сложилось еще в XIX веке как форма активного отдыха учащихся школ и колледжей, студентов университетов, а также как способ восстановления физических и душевных сил после тяжелой, моно­тонной 10-12 часовой работы на фабричных и заводских конвейерах. Рек­реация рассматривалась как способ снижения чувства недовольства, про­теста против тяжелых условий труда и быта фабрично-заводских рабочих, переключения, «канализации» отрицательных эмоций, грозящих социаль­ным взрывом. В XIX веке в западноевропейских странах создаются раз­личные рекреационные организации и движения - протестантские, католи­ческие, еврейские, полувоенные молодежные, учебно-заводские, а также рекреационные организации в рамках международного рабочего движения.

В России понятия термина «физическая рекреация» ни в теории, ни в практике не существовало, хотя фактически такая двигательная деятель­ность и различные ее формы имели место. Создавались различные клубы, союзы, команды любителей соревнований по плаванию, лыжам, катанию на коньках, на велосипедах, на лодках, любителей борьбы, гиревого спорта


в Москве, Санкт-Петербурге и других городах России. Достаточно вспомнить петербургские организации: Тярлевский кружок, клуб лыжников «Полярная звезда», гимнастические общества «Пальма», «Сокол», любителей катания на коньках «Юсупов сад» и др.

По началу все эти клубы создавались любителями двигательной деятельности в целях активного отдыха, развлечения, получения удовольствия от движений (чисто игрового и соревновательного характера). Но затем по мере развития популярности их направленность изменялась. Клубы превращались из рекреационных в спортивные, из которых вышли выдающиеся русские спортсмены: конькобежцы - А.П. Лебедев, А.Н. Панин; фигуристы - Г.А. Лебедев, Н.А Панин - Коломенский; фехтовальщики - П.А. Заковорот; велосипедисты - М.И. Дьяков, П.Г. Соколов, М.М. Репнинский и многие другие.

В советское время термин и понятие «физическая рекреация» вообще ушло из лексикона, хотя фактически на практике всегда использовались физические упражнения и другие виды двигательной деятельности с целью получения удовольствия, наслаждения от них, в интересах переключения видов деятельности с одного на другой, с ориентацией на укрепление здоровья как физического, так и психического. Чаще всего эта деятельность имела игровую, соревновательную форму или форму прогулок (пешком, на лыжах, на лодках, в зависимости от времени года и состояния погоды). Причем соревнования не предполагали высоких результатов. Их главным критерием и целью была высокая положительная эмоциональная насыщенность. Такие инициативные занятия с целью получить удовольствие от движении проводились по инициативе людей различного пола, возраста, состояния здоровья и степени физического развития. Они поводились в школах, вузах, на фабриках, заводах, в армии в виде игр и развлечений, соревнований и праздников. Другими словами - по своему содержанию, формам организации, средствам и методам они полностью соответствовали сущности понятия «физическая рекреация».

Термин, понятие и теоретическое обоснование его сущности нашло отражение в учебных пособиях Выдрина В.М. «Введение в специальность» (1974, 1980) и «Теория физической культуры (культуроведческий аспект)»


(1983), в книге «Спорт в современном обществе», под ред. Выдрина В.М. М., ФиС, 1980, в диссертации А.Д. Джумаева.

Основным критерием структурирования физической культуры в ка­честве вида культуры и определения ее компонентов были функции, спо­собность удовлетворить личностные или общественные потребности кон­кретными видами (компонентами) физической культуры.

Функции физической культуры и их структура также определены на основе потребностно-деятельностного, методологического и системного подхода, и из представления о том, что культура является метасистемой физической культуры, а последняя - ее видом.

В структуре теории физического воспитания содержалась информа­ция о лечебной физической культуре (ЛФК). С развитием теории и практи­ки физической культуры на базе ЛФК сформировались две самостоятель­ные учебно-научные дисциплины - двигательная реабилитация, целью ко­торой является процесс и результат восстановления с помощью физиче­ских упражнений травмированных органов движения и адаптивная физи­ческая культура, объектом которой являются инвалиды от рождения или вследствие травм, полученных в быту, на производстве, в боевых действи­ях. Целью адаптивной физической культуры (АФК) является не только ле­чение, восстановление способностей, утраченных в результате травм, но и адаптация инвалидов к специфическим для них формам деятельности и интеграция их в общество, их социализация в возможно наиболее полном объеме (Л.В.Шапкова).

В этом плане наша страна во многом отстала от многих зарубежных стран, в которых уже десятки лет реализуются программы восстановления инвалидов. Эти программы направлены на восстановление психологиче­ского статуса личности инвалидов, расширение объемов двигательной дея­тельности в различных видах и формах, включая игры, связанные с движе­ниями и передвижениями и занятия спортом, выступления в спортивных соревнованиях различного масштаба от местных, региональных до Олим­пийских игр инвалидов.

В СССР на физическое воспитание инвалидов и их интеграцию в обществе, социализацию обращалось недостаточное внимание, несмотря


на огромное количество инвалидов, особенно в военные и послевоенные годы. Количество инвалидов увеличивалось в связи с региональными во-енными действиями в Афганистане, Чечне и других регионах.

В культуре, политике, спорте постепенно снижалась роль американского центризма (хотя претензии США на роль единственной в мире супердержавы остались и до нашего времени). Освобождение от диктата США открывают возможности интеграции физической культуры на всемирном уровне. В рамках ЮНЕСКО появилась возможность организации передачи и обмена опытом работы в области физической культуры между различными странами. В частности, в Советский Союз с этими задачами приезжали не только представители стран народной демократии, но и капиталистических стран (Финляндии, ФРГ, Швеции, Японии и др.). В ряде стран создавались организации по изучению древних систем физической культуры (индийских, китайских, японских).

Значительные успехи были достигнуты в сфере теории и методики спорта высших достижений как вида физической культуры. В частности, была разработана теория спортивной тренировки, научно обоснованная с позиций физиологии, психологии, педагогики, биомеханики, биохимии, гигиены и других наук, научно обоснована ее периодизация и цикличность.

Большое значение для повышения эффективности тренировки имели исследования проблем взаимосвязей нагрузки и отдыха, принципов и ме-тодов повышения нагрузки, видов отдыха, их сущности и значения в тре-нировочном процессе.

В результате дифференцированного подхода к исследованию зако­номерностей развития физических качеств и способностей были разработаны специфические методы их развития (силы, выносливости, быстроты, координации, гибкости).

Новые данные были получены в результате исследования и раскрытия научных основ круглогодичной тренировки в различных видах спорта.

Серьезные успехи были достигнуты в решении проблем отбора и
прогнозирования. Достаточно уверенно стали функционировать такие спе-
цифические науки, как спортивная психология, спортивная физиология,


спортивная медицина. Интересные результаты были получены в области биомеханики, биохимии. В частности, были проведены исследования по таким проблемам, как предстартовое состояние, разминка, аутогенная тре­нировка.

Для популярности спорта большее значение и влияние на зрителей имело создание крытых спортивных сооружений, позволяющих проводить соревнования в любое время, при любой погоде в достаточно комфортных условиях.

Как правило, научно-исследовательская работа в области спорта ак­тивизировалась после чемпионатов мира, континентов, Олимпийских игр, которые имели большое культурное значение не только для стран - участ­ниц (туризм, различные виды искусства, науки, развитие идей олимпизма, методики), но и тех, которые стремились быть их участниками и даже ор­ганизаторами в будущем.

Количественное и качественное накопление информации способст­вовало оформлению структуры физической культуры как вида культуры. Уже к середине XX века были теоретически обоснованы и обрели свой статус и свои специфические функции все компоненты структуры физиче­ской культуры как вида культуры, которые фактически существовали уже многие сотни и тысячи лет. Трудно точно определить время возникновения каждого из них, но с известной долей условности можно сказать, что все начиналось с физического воспитания, в содержание которого входили элементы спортивных соревнований и физической рекреации.

Позднее отпочковались и приобрели самостоятельность спорт и фи­зическая рекреация со свойственными им функциями. Они постепенно входили в содержание школьного и вузовского образования, в бытовую и профессиональную сферу.

Значительно позднее сформировалась двигательная реабилитация, которая зародилась в недрах лечебной физической культуры, а потом от­почковалась в самостоятельный вид физкультурной деятельности. И, на­конец, в самом конце XX века сформировалась адаптивная физическая культура (АФК), зародившаяся в недрах двигательной реабилитации.


В течение десятилетия была сформулирована концепция теории физической культуры, которая, в целом, методологически опиралась на концепции современной теории культуры и культурологии, широко используя информацию наук, ориентированных на физическую культуру (медико-биологических, психолого-педагогических, физико-математических, общественных - биохимии, кибернетики, телемеханики и других). В настоящее время она способна решать сложнейшие проблемы не только в области предельных для данного времени проявлений волевых усилий и достижений, измеренных в метрах, килограммах, секундах, но и проблемы комплексной деятельности людей в экстремальных условиях в космосе, в подводных кораблях, в производственной или военной деятельности, под водой или подо льдом, с оружием и в непосредственном противоборстве с противником или с инструментами и механизмами, с помощью которых решаются технические проблемы (О.В.Новосельцев).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: