Экзаменационный билет №22

1. Понятие и сущность мировой экономики. Основные этапы развития мировой экономики.

Существует три основных подхода к определению понятия мировой экономики или мирового хозяйства.

1) Мировая экономика - совокупность национальных хозяйств, связанных политическими и экономическими отношениями.

2) Мировая экономика - система международных экономических отношений. Единая связь между национальными хозяйствами.

Международные экономические отношения (МЭО) – это комплекс экономических отношений между отдельными странами, их региональными объединениями, а также отдельными предприятиями (транснациональными, многонациональными корпорациями) в системе мирового хозяйства.

3) Мировая экономика - экономическая система, самовоспроизводящаяся на уровне производительных сил, производственных отношений.

Т.е. мировая экономика это экономическая система сформировавшаяся к концу XIX века и продолжающая совершенствоваться.

Основу системы составляет международное и ограниченное рамками отдельных государств национальное производство материальных и духовных благ, их распределение, обмен и потребление.
Цель мирового хозяйства - удовлетворение спроса и человеческих потребностей. Порядок функционирования мирового хозяйства базируется на нормах частного и государственного права.

В структуру МЭО входят: международное разделение труда;международная торговля товарами и услугами;международное движение факторов производства (капиталов, рабочей силы, технологии);международные валютно-финансовые и кредитные отношения;международная экономическая интеграция

Мировая экономика на протяжении своего развития прошла несколько этапов:

Номер этапа Продолжитель-ность Характеристика
I XV-XVII вв.н.э. Зарождение мирового капиталистического рынка: - великие географические открытия, - появление колоний, - революция цен, - мануфактурный период
II XVIII-XIX вв.н.э. Формирование мирового капиталистического рынка, зарождение и развитие общемирового разделения труда: - промышленный переворот, - буржуазные революции, - переход от мануфактурной к фабричной системе
III Конец XIX – первая половина XX в.н.э. Формирование системы общемирового разделения труда и на этой основе всемирного хозяйства: - электротехническая революция, - двигатели внутреннего сгорания, - экономический раздел мира, - переход к монополистическому капитализму
IV С 50-х гг. XX в. до настоящего времени Функционирование системы общемирового разделения труда, усиление взаимозависимости экономик всех стран: - научно-техническая революция, - процессы интернационализации и интеграции

Основой мировой экономики является экономическое развитиеколичественные и качественные устойчивые изменения в экономике, включая ее структуру, рост населения и его потребностей, как правило, на базе расширенного воспроизводства. Основным критерием экономического развития является экономический рост (экстенсивный и интенсивный) – изменение объема производимых товаров и услуг.

В то же время, для эволюции мировой экономики характерны цикличность развития,

Субъекты мирохозяйственных связей – юридические и физические лица, занятые осуществлением международных экономических операций

1) Государства мира, осуществляющие международную хозяйственную деятельность

2) Международные организации: Организация Объединен­ных Наций (ООН), Международный валютный фонд (МВФ), Все­мирный банк, Мировой и Европейский банки реконструкции и развития и др.

3) Национальные частные субъекты хозяйствования.

Национальные частные субъекты хозяйствования (физические и юридические лица), осуществляющие международную экономическую деятельность:

- резиденты: субъекты хозяйствования, постоянно осуществляющие деятельность на территории определенной страны, независимо от их национальности;

- нерезиденты: субъекты хозяйствования, постоянно осуществляющие деятельность на территории иностранного государства (предприятия, ТНК, ФПГ, банки и т.д.);

Транснациональные компании – это крупные компании, которые национальны по формированию капитала и интернациональны по деятельности. Другими словами, капитал ТНК формируется, как правило, в едином центре (стране), а функционирует во многих государствах мира. Они явля­ются главными инвесторами, стимуляторами международного дви­жения капитала, двигателями научно-технического прогресса (так как осуществляют НИОКР и производят наукоемкую продукцию), и т.д.;

4) Международные интеграционные группировки (Европей­ский Союз, НАФТА и др.).

Объекты мировой экономики – товары и услуги,капитал, рабочая сила на мировых рынках, а также другие факторы производства, мирохозяйственные связи и их формы.

Взаимодействие субъектов мировой экономики осуществляется с помощью определенного механизма – системы экономических инструментов, в том числе обычаев, норм и правил, организационных мер и институтов, которые обеспечивают осуществление мирохозяйственных связей.

Отличительная особенность мирового хозяйства на рубеже XX–XXI вв. в том, что доминируют принципы рыночной экономики, объективное развитие МРТ, интернационализация производства и капитала.

2. Регулирование внешнеторговой деятельности в таможенном союзе Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации.

Таможенный союз — форма торгово-эк-ой интеграции Белоруссии, Казахстана, России, предусматривающая единую тамож-ю территорию, в пределах которой во взаимной торговле товарами не применяются там-е пошлины и ограничения эк-го хар-ра, за исключением спец-х защитных, антидемпинговых и компенсационных мер. При этом страны-участники ТС применяют единые тамож-е тарифы и другие меры регулир-я при торговле с третьими странами.

Основной задачей создания ТС РБ, РК и РФ в рамках Евразийского эк-го сообщества является формир-е единой таможенной территории, на которой в отнош-ии товаров, происх-х с этой территории, а также товаров из третьих стран, выпущенных в свободное обращение на ней, не примен-ся таможенные пошлины и ограничения эк-го характера.

Инструменты внешнеторгового регулирования:

-Таможенно-тарифное регулирование (метод гос-го регулирования внешней торговли товарами, осуществляемый путем применения ввозных и вывозных тамож-х пошлин).; -Нетарифное рег-е(гос-е, административные меры); -Антидемпинговые (не допускать искусственное занижение цен), компенсационные (меры по огранич-ю импортатовара, субсидируемого иностр-м гос-м, посредством введения компенсац-й пошлины), спец-е защитные меры(комбинацию таможенно-тарифных мер и мер прямого ограничения); -Валютное рег-е; -Экспортный контроль.

*В условиях мирового финансово-эк-го кризиса 2008-2009 годов оздоровление эк-ки России в значительной степени было обеспечено посредством участия гос-ва в регулировании эк-ки. Важную роль в этом сыграли различные системы и механизмы управления эк-й, среди которых особое место занимает система гос-го рег-я внешнеэк-ой деят-ти, в том числе проведение соотв-ей таможенно-тарифной (исп-е тамож-х тарифов и пошлин) и нетарифной(административные колич-е ограничения объемов импорта и экспорта) политики.

С 2010 года, когда РФ начала активно участвовать в интеграц-х процессах, происходящих на постсоветском пространстве, полномочия по проведению внешнеэк-ой, а точнее внешнеторговой, политики перешли к наднациональному органу управления, созданному в рамках ф-я ТС РБ, РК и РФ, – Евразийской эк-й комиссии.

Внешняя торговля — экспорт, импорт, бартерные сделки, компенсационные сделки (1) компенсационная сделка предполагает обмен несколькими товарами с каждой стороны; (2) в бартерной сделке следует соблюдать стоимостную эквивалентность обмениваемых товаров.

Внешняя торговля товарами — это импорт и (или) экспорт товаров. Ее объектом является товар, то есть движимое имущество, а также отнесенные к недвижимому имуществу воздушные, морские суда, суда внутреннего плавания и смешанного (река — море) плавания и космические объекты, а также электрическая энергия и другие виды энергии. Внешняя торговля товарами может осущ-ся в виде экспорта и импорта. Экспорт товара — это вывоз товара с тамож-й территории страны без обязательства об обратном ввозе, а импорт товара — ввоз товара на тамож-ю территорию страны без обязательства об обратном вывозе.

Внешняя торговля услугами — оказание услуг (выполнение работ), включающее в себя производство, распределение, маркетинг, доставку услуг (работ). Поставка товара во внешнеторговой деят-ти осущ-ся единственным способом — посредством перемещения его через границу. В отличие от товаров, поставка услуг осущ-ся одним из нижеперечисленных способов или их комбинацией:

1) трансграничная поставка услуг;

2) перемещение потребителей в страну-экспортер;

3) учреждение коммерческого присутствия в стране, потребляющей услугу;

4) временное перемещение физических лиц в другую страну с целью предоставления услуги.

Таможенно-тарифное регулирование в любом гос-ве является основным мех-ом рег-я товаропотоков и валютных средств, пересекающих тамож-ю границу страны. Помимо рег-х функций (защита внутр-го рынка, рационализация товарной структуры экспорта и импорта, поддержание платежного баланса и т.д.) таможенный тариф имеет также фискальную функцию как важный источник пополнения доходной части гос-го бюджета.

Основными задачами тарифного рег-я в настоящее время являются:

1) поддержка конкурентоспос-ти продукции отечественных предприятий на внутреннем рынке;

2) повышение модернизационной и инновационной составляющей экономики;

3) поддержание необх-го уровня инвестиционной привлекательности отраслей или производств;

4) повышение конкурентоспособности российского экспорта;

5) интеграция в единую систему в ТС трех государств: Россия, Беларусь, Казахстан.

*Для введения конкретного тамож-го – тарифного режима исп-ся богатый арсенал инструментов. К их числу следует отнести ставки тамож-х пошлин, таможенную товарную номенклатуру, порядок опред-я страны происхождения и расчета (установления) тамож-й стоимости, систему таможенно-тарифных льгот и преференций и др.

*Соответствие между товарной номенклатурой и ставками таможенных пошлин устанавливается в таможенном тарифе.

Таможенный тариф – основной механизм тарифного рег-я, который представляет собой системати­зир-й перечень ставок, опред-х размер платы по им­портным и экспортным товарам, т.е. таможенные пошлины. Как активный инструмент гос-го регламентирования таможенный тариф исп-ся во всех развитых гос-х, охватывая около 2/3 их внешнеторг-го товарооборота. Увеличивая цену импортного и/или эксп-го товара, он тем самым оказывает влияние на объем и структуру внешней торговли.

Основными целями таможенного тарифа являются:

1. рационализация товарной структуры ввоза товаров в ТС;

2. поддержание рационального соотнош-я вывоза и ввоза товаров, валютных доходов и расходов на территории РФ;

3. создание усл-й для прогрессивных изменений в стр-ре производства и потребления товаров в ТС;

4. защита экономик стран-участниц ТС от неблагоприятного воздействия иностранной конкуренции;

5. обеспечение условий для эффективной интеграции РФ,РК,РБ в мировую экономику.

*Особое место в механизме таможенно-тарифного рег-я занимает товарная номенклатура таможенного тарифа.

Каждый товар, включенный в тамож-й тариф, должен идентифицироваться в его номенклатуре под каким-либо наименованием, кот-му соотв-т опред-я строка тарифа с указанием ставки тамож-й пошлины. Идентифицир-й таким образом товар в соответствие с заранее уст-ми правилами может вкл-ся в более широкие видовые и родовые группы, а также в разделы схожих по каким-либо признакам товаров.

*Кроме ТН ВЭД другим стр-м элементом тамож-го тарифа является ставка тамож-й пошлины.

Таможенная пошлина – обязательный взнос, взимаемый таможней при движении товара через таможенную границу и один из основных регуляторов внешнеторговой деятельности.

Ф-ии тамож-й пошлины: - фискальная (все пошлины: и эксп-е и импортные);- протекционистская (только импортная).

Протекционистская функция связана с защитой нац-х производителей. Взимание тамож-х пошлин с импортных товаров увеличивает их стоимость на внутреннем рынке страны-импортера и тем самым повышается конкурентоспос-ть аналогичных товаров, производимых нац-ой промышл-ю и сельским хозяйством.

Фискальная ф-я тамож-го тарифа обесп-т поступл-е ср-в от взимания тамож-х пошлин в доходную часть бюджета страны.

По способу определения ставки (т.е. уст-го колич-го параметра для расчета подлежащей уплате суммы таможенной пошлины) делятся на адвалорные, специфические и комбинированные.

1. Адвалорная ставка пошлины опред-ся в процентном исчислении от таможенной стоимости товара. Адвалорные пошлины – наиболее часто применяемая форма номинации таможенных пошлин, на их долю приходится около 80% пошлин в мировой практике.

2. Специфическая ставка пошлины рассчитывается в абсолютном денежном выражении за единицу измерения товара. Специфические пошлины используются чаще всего при обложении сырьевых товаров, в связи с чем, они, как правило, являются экспортными пошлинами.

3. Комбинир-е или смешанные ставки пошлины совмещают два вышеназванных вида пошлин: адвалорную и специфическую. Назначаются с целью гарантир-я опред-го уровня поступлений вне завис-ти от манипуляций с контрактными ценами.

В связи с мировым финансовым и эк-м кризисом, значительным сужением мирового и внутреннего спроса, реализацией антикризисных мер, а также созданием ТС России, Белоруссии и Казахстана, состоянием переговорного процесса по присоед-ю России к ВТО обусловлена потребность в корректировке приоритетов таможенно-тарифной политики. Среди ключевых задач: рационализация единого тамож-го тарифа и увязка развития отраслей с параметрами пошлин, укрепление институтов ТС, выработка позиции России и ее реализация механизмами ТС, облегчение процедур, «зеленый коридор» для экспорта инноваций и импорта модернизационной продукции, а также закрепление нашей страны на рынках, где она конкурентоспособна.

Особенности таможенно-тарифной политики предполагала два качественно различных ее этапа:

I этап - до конца 2010 г., характеризующийся, по предварительной оценке, постепенным переходом от острой фазы кризиса к стадии смягчения кризисных явлений и появлением признаков оздоровления экономики. На этом этапе таможенно­-тарифная политика реализуется как неотъемлемая часть антикризисной эк-й политики. При этом применение мер таможенно-тарифного рег-я должно быть направлено на сбалансир-ю защиту интересов бюджета гос-ва, отеч-х производителей и потребителей.

II этап - 2011-2012 гг. - стабилизация эк-ки, переход к поступательному развитию. Глав­ные задачи этого этапа закл-ся в восстановлении равновесия между протекционистской и регулятивной ф-ей таможенно-тарифной политики, в формир-ии потенциала устойчи­вого посткризисного эк-го развития и в переходе к полномасштабной реализации приоритетных направлений, опред-х в основных напр-х таможенно-тарифной политики на 2009 г. и плановый период 2010 и 2011 гг.

Минэкономразвития РФ обращает внимание на то, что с 2010 г. таможенно-тарифное рег-е будет осущ-ся в новых условиях тамож-го союза России, Белоруссии и Казах­стана. Это означает передачу части функций по рег-ю внешней торговли от нац-х органов гос-в-уч-в органам упр-я ТС, в первую очередь Комиссии таможенного союза.

Наибольшим разнообразием элементов отличаются методы нетарифных ограничений экспорта и импорта.

Нетарифные ограничения – совокупность эк-х и административных мер, выходящих за рамки таможенно-тарифной политики и исп-х в качестве инструмента при рег-ии внешней торговли. Всего их насчитывается около 800 видов.

*В мире действуют офиц-е классиф-ые схемы нетарифных мер рег-я внешнеторговой деят-ти.

Наибольшее распространение в настоящее время получила классификация, разработанная ГАТТ/ВТО. Согласно классификации ВТО, система нетарифных ограничений включает меры фин-го воздействия и административные инструменты, которые представлены пятью группами:

1.Фин-е способы ограничения, заложенные в механизме платежей в виде различных прямых и косвенных сборов, покрывающих гос-е затраты, связанные с реш-м организационно-эк-х проблем за счет иностранных поставщиков;

2, 3, 4 и 5 группы относятся к административным мерам.

2. Участие гос-ва во внешнеторговых мероприятиях (субсидирование пр-ва и экспорта товаров, система гос-х закупок товаров, гос-я торговля в странах с рыночной экономикой);

3. Колич-е ограничения импорта и экспорта с помощью квотирования, контингентирования, лицензир-я, «добровольных ограничений» экспорта, а также требований о содержании местного компонента в производстве готовой продукции зарубежными экспортерами-производителями;

4. Технические стандарты и требования к импортируемой продукции, связанные со здравоохранением, нормами и обеспеч-м техники безопасности (в том числе пром-е стандарты, требования к упаковке и маркировке товаров, санитарно-ветеринарные нормы);

5. Тамож-е, админ-е импортные формальности, которые создают препятствия и сдерживают таможенное оформление ввозимой продукции (антидемпинговые пошлины, методы оценки таможенной стоимости товаров, таможенные и консульские формальности, товаросопроводительные документы, товарная классификация тарифов).

*Фин-е воздействие на внешнеторговые операции обеспечивается системой различных таможенных и целевых сборов, налогов и пошлин, которые взимаются при ввозе иностр-х товаров. Часто они не имеют фиксир-й ставки (скользящие импортные налоги, компенсац-е импортные сборы), изменяясь в завис-ти от конъюнктуры внутр-го и межд-го рынка и эк-й политики гос-ва.

*Особую группу составляют методы административно-организационного хар-ра. В стабильных условиях они рассматриваются как дополнительные меры, имеющие временный характер, при недостаточной эффективности таможенно-тарифной системы. Однако в период эк-го спада и разбалансированной эк-ки они становятся главными инструментами гос-го рег-я внешнеторговой деят-ти.

*К ним относятся колич-е ограничения –административная форма нетарифного гос-го рег-я торгового оборота, определяющая количество и номенклатуру товаров, разрешенных к экспорту или импорту. Колич-е ограничения могут применяться по решению правительства одной страны или на основе межд-х соглашений, координирующих торговлю опред-м товаром. Количественные ограничения вкл-т квотирование (контингентирование), лицензир-е и «добровольное» ограничение экспорта.

Контингентирование экспорта и импорта – это кол-е или стоимостные ограничения экспорта и импорта, вводимые на опред-й срок по отдельным товарам и услугам, странам и группам стран.

Лицензирование – это система письменных разрешений выдаваемых гос-ми органами на экспорт и импорт товаров. Лицензир-е применяется на опред-е периоды времени по отдельным товарам, включенным в перечень продукции общегосударственного назначения.

«Добровольное» ограничение экспорта – кол-е ограничение экспорта, основанное на обязательстве одного из партнеров по торговле ограничить или, по крайней мере, не расширять объем экспорта, принятом в рамках официального межправит-го или неофициального соглаш-я об уст-ии квот на экспорт товара.

Наряду с колич-ми методами админ-го хар-ра существенную роль среди нетарифных методов торговой политики играют методы скрытого протекционизма. В их числе:

1) технические барьеры – требования о соблюдении нац-х стандартов о получении, сертификатов качества импортной продукции, о специфической упаковке и маркировке товаров, о соблюдении опред-х санитарно-гигиенических норм, включая проведение мероприятий по охране окружающей среды, о соблюдении усложненных таможенных формальностей и требований законов о защите потребителей и многие другие.

2) внутренние налоги и сборы - скрытые методы торговой политики, напр-е на повешение внутр-й цены импортного товара и сокращение тем самым его конкурентоспос-ти на внутреннем рынке.

3) политика в рамках гос-х закупок – скрытый метод торговой политики, требующий от гос-х органов и предприятий покупать определенные товары только у национальных фирм, даже, несмотря на то, что эти товары могут быть дороже импортных.

К финансовым мерам торговой политики админ-го характера относятся:

1) экспортные субсидии – финансовый нетарифный метод торговой политики, предусматривающий бюджетные выплаты нац-м экспортерам, что позволяет продавать товар иностр-м покупателям по более низкой цене, чем на внутр-м рынке, и форсировать тем самым экспорт.

2) демпинг – метод фин-й нетарифной торговой политики, закл-ся в продвижении товара на внешний рынок за счет снижения эксп-х цен ниже нормального уровня цен, сущ-го в этих странах.

Правилами ВТО демпинг запрещен. Демпинг нарушает правила справедливой конкуренции и влечет убытки местных производителей. Гос-во имеет законное право применять антидемп-е законы, облагать противодемпинговыми пошлинами товары, кот-е продаются по ценам, ниже сущ-х на национальном рынке, и наносят материальный ущерб отрасли государства-импортера.

3. Определите эффективный уровень защиты для производства велосипедов, если введен 10 %-ный тариф на их импорт и 5 %-ный – на импорт стали, резины и всех других исходных материалов, используемых в производстве данного товара. Стоимость велосипеда составляет $300 ($220 – материалы, $80 – добавленная стоимость).

Ответ:

Эффективный уровень защиты составит

,

где v 1 добавленная стоимость после введения тарифа; v – добавленная стоимость до введения тарифа. Стоимость велосипедов после введения тарифа равна 330 (300 ´ 1,1), стоимость материалов после введения тарифа есть 231 (220 ´ 1,05), отсюда добавленная стоимость после введения тарифа равна 99 (330 – 231). Тогда эффективный уровень защиты составит 23,8 % .


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: