Порядок избрания и полномочия президента (главы государства) в парламентарной, президентской и смешанной республиках

В зависимости от вида республики и особенностей конституции можно наметить три системы избрания президента.

Прямые выборы президента применяются во многих президентских республиках, где, как правило, глава государства занимает свой пост согласно процедуре, не предусматривающей участие парламента (Мексика, Бразилия, Венесуэла, Панама, Парагвай, Перу, Колумбия, Коста-Рика, Южная Корея). Избранный путем прямых выборов президент получает свой мандат помимо парламента и потому от него независим. Более того, придя к власти непосредственно по воле избирателей, он имеет возможность не только противопоставить себя парламенту, но и стать над парламентом, подчинить его себе (например, избрание президента во Франции).

Косвенные выборы президента также в основном применяются в президентских республиках (США). При косвенных выборах избиратели выбирают коллегию выборщиков, которая затем избирает президента. Эта система наиболее тщательно разработана Конституцией, обычным законодательством и практикой США. Косвенные выборы президента по своей сути мало отличаются от прямых, так как они также создают для главы государства возможность противопоставить себя парламенту.

В парламентарных республиках (за исключением Австрии, Ирландии, Исландии, где выборы президента прямые) президент избирается путем многостепенных выборов (чаще всего двухстепенных). Воля избирателей при многостепенных выборах опосредуется в основном общенациональным представительным учреждением - парламентом. В этой системе избрания президента можно выделить три разновидности.

1. Президент избирается парламентом, в голосовании принимают участие только депутаты, никто другой к этой процедуре не допускается (Израиль, Турция, Ливан).

2. Для избрания президента создается избирательная коллегия, состоящая из депутатов парламента и представителей органов местного самоуправления крупнейших административно-территориальных единиц. Наиболее типичный в этом отношении порядок устанавливает Конституция Итальянской Республики (ст. 83): "Президент Республики избирается Парламентом на совместном заседании его членов.

3. В некоторых федеративных государствах для избрания президента также формируется особая коллегия, состоящая из депутатов союзного парламента и представителей субъектов федерации. Например, в ФРГ Федеральный Президент согласно Конституции и Закону о выборах Федерального Президента 1959 г. избирается Федеральным собранием, состоящим из членов Бундестага (нижняя палата парламента) и представителей земель, избранных ландтагами на началах пропорционального представительства. Для избрания президента нужно абсолютное большинство голосов членов Федерального собрания. Если в двух первых турах голосования ни один кандидат не наберет абсолютного большинства, то президент избирается в следующем туре относительным большинством голосов.

Главы государств в основном обладают идентичными полномочиями, хотя в каждой стране имеются свои особенности. В сфере исполнительной власти полномочия главы государства невелики даже формально, на практике же они выглядят еще скромнее. Правда, в некоторых парламентарных республиках главе государства предоставляются обширные полномочия, но в действительности все его конституционные права осуществляются правительством. Такая система действует, например, в Индии.

ТРЕБОВАНИЯ:

· возраст: 35,40,45 лет…в Италии 50 лет

· проживание в стране в течение определённого времени 5,7,10,15 лет…в США 10 лет.

· гражданство. Только гражданство по рождению во многих странах + его родители в Мексике.

· наличие избирательного права у лица (должен обладать качествами избирателя).

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ:

- принадлежность к коренной национальности (Туркменистам).

- знание национального языка (Украина).

- наличие высшего юридического образования (Азербайджан).

- до 65 лет может избираться, после – нет.

СРОК - от 3 до 7. 4-5 более распространённые.

В различных сферах государственной деятельности главы государства наделяются общими полномочиями, которые можно разбить на несколько групп.

Во-первых, это представительские полномочия. Глава государства осуществляет функции верховного представительства государства вовне и внутри страны (подписывает международные договоры, имеет право непосредственного обращения к главам иностранных государств и правительств). К его компетенции в ряде стран отнесено объявление войны и подписание мирных договоров.

Во-вторых, это полномочия, связанные с управлением делами государства:

в законодательной сфере (право созыва сессий парламента, право его досрочного роспуска, созыв чрезвычайных сессий, законодательная инициатива, право вето на законопроекты);

— в сфере исполнительной власти (назначение главы правительства и принятие его отставки, участие в формировании правительства);

— в судебной сфере (назначение на судебные и высшие судебные должности, содействие в осуществлении решений судов и др.).

В-третьих, полномочия по конкретизации правового статуса личности (решение вопросов гражданства, предоставления политического убежища, осуществление права помилования и с мягчения наказания, осуществление награждений, присвоениепочетных, специальных и высших воинских званий).

В-четвертых, чрезвычайные полномочия. Глава государства объявляет чрезвычайное положение (осадное положение, военное положение, состояние повышенной опасности).

№60 Полномочия монарха (главы гос-ва) в абсолютной, дуалистической и парламентской монархии.

Главное отличие монарха от любых других государственных должностных лиц – это то, что его должность главы государства принадлежит ему по праву рождения. Он ее наследует и занимает, как правило, пожизненно.

Монарх имеет исключительное право на особый титул короля, императора, шаха и т.п. и государственные регалии (символы верховной власти) – трон, корону, скипетр и др. За ним признается право на содержание его личного двора, для чего парламент устанавливает ему содержание – цивильный лист. Согласно ст. 89 Бельгийской конституции 1831 года в редакции 1994 года цивильный лист устанавливается законом на период каждого царствования.

Абсолютная монархия. До сих пор эта форма правления существует в нескольких странах. В Омане правительство формируется королем, ответственно только перед ним, а премьер-министром обычно является сын, брат или другой родственник короля. Многие министры, а также губернаторы провинций принадлежат к правящей семье.

В Катаре, Кувейте есть конституции, но они,

во-первых, дарованы монархами, а не приняты демократическим путем,

во-вторых, их действие часто приостанавливается (в Бахрейне — с1975 г.),

в-третьих, они устанавливают, что вся власть — законодательная, исполнительная, судебная — исходит от монарха, над конституцией стоит Коран. В этих странах есть парламенты, иногда избираемые населением (только мужчинами), но, по существу, это законосовещательные органы, поскольку их решения нуждаются в согласии монарха. То же относится и к султанату Бруней, расположенному на острове Калимантан, близ Индонезии.

Король — это одновременно высшее духовное лицо — имам, а мусульманская религия — государственная религия. Светская власть короля соединяется с духовной.

В дуалистической монархии есть конституция, парламент, без участия которого законы не могут приниматься. Однако правительство назначается монархом и ответственно только перед ним, но не перед парламентом. Монархи этих стран неоднократно распускали парламенты и правили без них годами, а то и десятилетиями. Да и предусмотренная в конституциях ответственность правительства перед парламентом зачастую служит фикцией: по традиции правительство полностью подчинено королю.

В парламентарной монархии действует конституция, принятая демократическим путем, законодательной властью обладает избираемый парламент. Монарх юридически остается главой государства, но участия в управлении страной фактически не принимает. Конституция Японии1946 г. прямо запрещает ему это, в других странах (например, в Великобритании) монарх лишен властных полномочий.

Правительство в парламентарной монархии ответственно только перед парламентом. Правда, по конституции оно обычно назначается монархом, но такое назначение, как правило, — чисто формальный акт. На деле правительство формируется лидером партии большинства в парламенте, которого король назначает премьер-министром.

В парламентарной монархии глава государства либо не имеет права вето по отношению к принятым парламентом законам и должен подписывать их, даже если у него имеются личные возражения (Япония).

№61 Парламент как высший орган народного представительства: порядок формирования и структура.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: