Е годы

С энтузиазмом встретив революционные события 1789 года, Давид начинает играть ведущую роль в руководстве искусством; Монархия пала, но Давид остается первым художником

В 90 –и году он становится якобинцем, сближается с Робеспьером, очень активен и как общественный деятель.

в 1791 году — возглавляет выступление художников за пересмотр недемократических установлений Академии

В это время Давида начинает изображать современные исторические события, и в нем он уже говорит несколько иным языком, чем в своих картинах на античные сюжеты.

«Смерть Марата» 13 июля 1793 года убит Марат. Конвент не только возлагает на Давида организацию погребального шествия, но и поручает ему увековечить своей кистью «друга народа». Самая манера письма Давида изменилась. Художник отказался от мелких мазков, наложенных один на другой. Математически выверенная простая композиционная схема дает возможность однозначно и быстро «прочесть» картину, сближая ее по восприятию с агитационными формами искусства. Давид отбрасывает детали и дает нейтральный коричнево-серый фон, лишающий полотно бытовизма,

Ванна кажется подобием античного саркофага, кусок дерева, на котором видна лаконичная надпись «Марату Давид», сходен с мраморной стелой, простыни — с погребальными пеленами. В руке зажато письмо, и зритель может прочесть его содержание: «13 июля 1793, Анна-Мари Корде гражданину Марату. Достаточно того, что я несчастлива, чтобы иметь право на вашу благожелательность». Это письмо убийцы – Шарлотты Корде. На деревянном обрубке лежит еще бумага. Строки, написанные рукою Марата: «Вы передадите эту пятифранковую ассигнацию матери пятерых детей, муж которой умер, защищая отечество». Образ Марата – герой, очень аскетичный. Марат - это жертва революции, искупительная жертва – мотив пьетты – он мученик.

(Наряду с героической линией его картин существует и вторая, представленная в основном женскими портретами, написанными в первые годы революции:

«Портрет маркизы д'Орвилье» (1790, Париж, Лувр),

«Портрет графини де Сорси-Телюссон» (1790, Мюнхен, Баварская картинная галерея),

«Портрет маркизы Пасторе» (1791 —1792, Чикаго, Художественный институт), «Портрет мадам Трюден (?)» (1790—1791, Париж, Лувр).

После контрреволюционного переворота Давид отрекся от Робеспьера, но все же был арестован и посажен в тюрьму

«Автопортрет» (1794, Париж, Лувр). Он был написан во время первого тюремного заключения. «Автопортрет» Давида — это портрет-исповедь, говорящий о приближении романтической эпохи.
Тревожные настроения выраженные в этом портрете вполне понятны у художника, который пережил крах своих идеалов.

После выхода из тюрьмы он больше не занимается политикой.

Портрет г-жи Рекамье (1800; Лувр). Грациозная и поэтичная молодая женщина возлежит на ложе. Это своеобразным памятником эпохи Консульства, в котором как в зеркале отражены эстетические вкусы того времени – мода на античные наряды и интерьер. Став первым живописцем империи Давид, прославляя его героев (как до того героев римской республики), создавая для него стиль АМПИР. ЗА основу взяты формы искусства Древнего Рима, так как Наполеон стремился к богатству и славе римских императоров. Давид делал эскизы одежды и мебели в стиле Ампир.

После переворота 9–10 ноября 1799 года, осуществленного Наполеоном Бонапартом, (когда он стал императором) Давид был назначен живописцем правительства. Вскоре он создает картину «Бонапарт при переходе через Сен-Бернар» (1800). Наполеон, преодолевая и враждебность гор, и сопротивление лошади, указывает рукой на одну из вершин, увлекает на подвиг. Сам Наполеон едва не погиб при подъеме к перевалу; его мул(а не красавец конь) оступился над пропастью, и проводник-швейцарец едва успел подхватить первого консула

Наполеон Бонапарт в своем кабинете в Тюильри, 1812. Здесь он уже не победитель, а государственный деятель. Раннее утро, он всю ночь работал, но долг превыше всего. Он уже готов идти на другие гос дела.

Полотно Коронование императора Наполеона I и императрицы Жозефины в соборе Парижской Богоматери 2 декабря 1804 года (1805—1807). «Помазание Наполеона I и коронация Жозефины» (фрагмент). Размер картины 629 x 979 см, холст, масло. Здесь есть много героев, которые не присутствовали на короновании. – Давид опять создает мифологию.

После вступления в Париж в апреле 1814 года войск союзников, разбивших прославленную армию Бонапарта в битве при Ватерлоо, империя пала. Давид уехал сначала в Швейцарию, а затем в Бельгию, где оставался в изгнании до конца своих дней. В изгнании он много работал. В Бельгии были написаны портреты людей, нашедших здесь, как и он, прибежище: завершен начатый во Франции вариант Коронования (1822), созданы картины на античные сюжеты — Амур и Психея (1817), Прощание Телемаха и Евхарсис (1822), М арс, обезоруживаемый Венерой и грациями (1824) и ряд других.

Произведения Давида на античные сюжеты отразили характерную тенденцию в развитии исторической картины неоклассицизма. Авторитет античности, вызывал у художников все большее сопротивление. Постепенно она начинала утрачивать свое довлеющее значение в исторической картине.

Линя исторической живописи в брюссельский период Давида окончательно заходит в тупик.

Днем Давид трудится в мастерской, а вечерами любит слушать музыку, посещает театр. В один из таких вечеров возвращающегося со спектакля художника сбила повозка. В тяжелом состоянии его доставили домой, где 29 декабря 1825 года он и умер.

Жак Луи Давид был великолепным наставником: из его мастерской вышли Жан Огюст Доменик Энгр, Антуан Жан Гро, Франсуа Жерар, Пьер Поль Прюдон. В 1820-е годы идеалы эпохи Давида уже уходили в прошлое, но он является выдающимся мастером своей эпохи.

У него более 50 учеников сред них Прюдон, Герен, Жироде Тризон, Жан Антуан Батист Гро Жан Огю́ст Домини́к Энгр


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: