Большие парадные портреты 80-х годов

Левицкий вносит качественно новые черты, меняющие содержание подобных официальных произведений. Теперь именно монарх является в России не просто высшим воплощением справедливости, но и главным институтом гражданского общества и главным жрецом Просвещения. Все это дополнено и новой риторикой триумфа – гигантские колоннады и пурпурные занавесы. Лучший образец этого стиля – Екатерина – законодательница в храме Правосудия» (1783 годГТГ) Выполнен в лучших традициях классицизма, которому свойственны иносказания и аллегория.Екатерина изображена у алтаря Отечества, – сжигающей маки на священном огне ради общего блага. Образ государыни и символические атрибуты разбросаны в системе классицизма: голову императрицы венчает лавровый венок, грудь орден св Владимира, у ног восседает орел – аллегорическое изображение государства Российского. Екатерина одобрила портрет, и он не раз был повторен как самим автором, так и другими художниками.

В поздних работах художника ясно ощутима более конкретная трактовка человеческой личности. В 1790-х годах в портрете мужа и жены Митрофановых (ГРМ) с особой наглядностью проявился обостренный интерес художника к неповторимой индивидуальности человека, вообще типичный для русской художественной культуры этого времени. В 1790-х годах Левицкий написал огромное количество заказных портретов официального характера Портреты подобного ряда представляют собой разработанный Левицким тип просветительского репрезентативного портрета. Отказавшись от барочной пышности и классицистической атрибутики, он не ищет новые композиционные решения, эффектные позы, жесты. Простота и чувство собственного достоинства — вот те «изящности душевные», которые он подчеркивает. Однако отстраненность художника и торжественная холодность выдают парадный характер этих изображений. Последним заказом стала сюита портретов детей наследника престола Павла Петровича и Марии Федоровны.

На рубеже 90-х усиливаются философско-масонские.Первое десятилетие ХIХ века стало временем безоговорочного признания таланта и заслуг Левицкого. Он снова возвращен в совет Академии; на страницах журналов его единодушно называют в числе выдающихся современных мастеров. Слава Левицкого меркнет во второй половине 1810-х годов, после окончания войны с Наполеоном. Однако и это последнее десятилетие жизни не было бесплодным для художника, о чем свидетельствуют портреты священника Петра Левицкого (1812. ГТГ), а также Н. А. Грибовского и А. А. Стахиева, датируемые 1818 годом.

7 апреля 1822 года жизнь Дмитрия Григорьевича Левицкого прервалась. Смерть его прошла незамеченной. Расположение его могилы было забыто, хотя и сегодня один из участков Смоленского кладбища в Петербурге называется «Левицкой аллеей». Сохранился дом, где почти полвека жил и трудился замечательный русский художник, — дом № 23 по Съездовской линии Васильевского острова.


43. Владимир Лукич Боровиковский (1757—1825).

Биография Боровиковского —Систематического образования в Академии Боровиковский не получил и поздно стал профессиональным художником. Годы его юности прошли на военной службе, после отставки он по-любительски занимался церковной живописью. В 1787 году, Екатерина II совершала путешествие на юг России, Боровиковскому было поручено расписать комнаты в одном из временных дворцов, в котором она останавливалась. Cудя по всему, понравились ей росписи, и художник поехал в. Боровиковскому было за тридцать лет, когда он впервые приехал в Петербург и познакомился с большим искусством своей эпохи. Его первые шедевры возникли в ту пору, когда художник уже приближался к своему сорокалетию.
Но Боровиковскому посчастливилось наверстать упущенное время. Период ученичества не затянулся.

Место ведущего русского портретиста перешло к Боровиковскому.

ДО создавал более камерный вариант сентиментального портрета. Первоначально кажется, что Боровиковский просто продолжает традицию миниатюры, лишь увеличивая в размерах медальонный формат и сохраняя овал. Одной из таких ранних работ Боровиковского является скромный и поэтичный портрет О. К. Филипповой (1790, ГРМ), жены помощника архитектора Воронихина, написанный уже мастерски. Уже здесь видны все его будущие мотивы – слегка меланхоличное выражение лица, распущенные волосы, пейзажный фон, погашенная серо-розовая гамма.

Ранний Боровиковский еще только создает иконографию и стилистику сентиментального портрета. В 1795 году получает место академика. В 90-х годах душевное состояние человека все более занимает Боровиковского. Он обращается к приемам сентиментализма. Боровиковский отказывается от нейтрального фона или дворцовой обстановки, показывая людей отдыхающими или мечтающими среди природы, в простой шляпе, с цветком или яблоком в руках. Вместе с тем пейзажное окружение в его работах— это парк родового имения, а «простой» наряд—изящное творение искусниц. Тихая мечтательность его портретов означала особое открытие и утверждение неизвестных до того в русском искусстве тонких переживаний человека.

Между 1794 – 1797 годами пишет основные свои работы, в которых ярко выражен идеал сентиментализма:

К ранним произведениям, созданным в Петербурге относится и портрет Екатерины II на прогулке в царскосельском парке,. (Портрет резко отличен от написанной Левицким всего лишь десятью годами раньше «Екатерины II — законодательницы»). Боровиковский показал царицу «казанской помещицей» (как иногда она называла себя). Екатерина, как старая добрая барыня вышедшая на привычную прогулку с маленькой собачкой. Это означает, что она – как мудрая правительница, героиня Руссо, живущая частной жизнью. В портрете подчеркнуты интимность настроения, домашняя простота. В нем намечается относительное «опрощение» образа человека, еще более заметное, конечно, в портретах других лиц.

Живопись его полотен походили на драгоценные эмали, колориту и цвету.

Портрет Марии Лопухиной – главный шедевр художника.Основной темой портрета стало гармоничное слияние человека с природой, характерное для эстетики конца XVIII века, сложившейся под влиянием сентиментализма. Это слияние художник выражает через композиционно-ритмические и колористические соотношения. Лопухина изображена на фоне пейзажа, во многом условного и декоративного, но в нём прослеживаются уже типичные черты русского национального пейзажа — стволы берёз, колосья ржи, васильки. Пейзаж перекликается с обликом Лопухиной — изгиб её фигуры вторит склоненным колосьям, белые берёзы отражаются в платье, голубые васильки перекликаются с шёлковым поясом, а нежно-лиловая шаль — с поникшими бутонами роз. Художник сумел наполнить образ своей модели жизненной достоверностью, глубиной чувств и необычайной поэтичностью.

Лирическое очарование было подчеркнуто Боровиковским и в людях, отнюдь не принадлежавших к обычным привилегированным персонажам портретов. Так, им был написан портрет торжковской крестьянки Христиньи (около 1795, ГТГ}- Это изображение ново по своему содержанию именно потому, что в нем нет уже и следов «этнографического» отношения к модели. Художник написал крепостную крестьянку со свойственным ему поэтическим восприятием внутреннего мира человека.

В первое десятилетие 19 века язык картин мастера меняется, фактура его работ становится плотнее, фигуры приобретают скульптурность, их контуры, силуэты резко обозначаются, а не тают в дымке, как было в портрете Лопухиной. В произведениях, созданных им в этот период, отчетливо проявилось стремление к большей определенности характеристики человека. Этот перелом осуществился на протяжении всего лишь нескольких лет.

Боровиковским было создано несколько больших парадных портретов. Он успешно сочетал ряд неизбежных для такого жанра условностей с меткими, правдивыми наблюдениями, придав этим работам незаурядную художественную выразительность. В портрете А. Б. Куракина (1801 — 1802, ГТГ) дана точная характеристика одного из вельмож конца XVIII века, богатейшего «бриллиантового князя». Пышные аксессуары (колонны, драпировки, мантия) в портрете Куракина отвечают образу стареющего, избалованного, полного своеобразного достоинства аристократа и способствуют замечательной целостности этого произведения.

Портреты Павла I в костюме гроссмейстера Мальтийского ордена (1800, ГРМ) и Муртазы-Кули-Хана в великолепно написанном восточном одеянии (1796, ГРМ) тоже относятся к парадным. Парадность здесь, как и в портрете Куракина, совмещается с правдой образа.

Стилистическое развитие Боровиковского можно наглядно, представить, сравнив два портрета, близких по времени написания (конец XVIII — самое начало XIX века), полностью совпадающих композиционно, но различных по трактовке. Это портреты Арсеньевой и Скобеевой ( оба написаны во второй половине 1790-х годов, ГРМ).

Е. Н. Арсеньева, дочь одного из суворовских генералов, изображена шаловливо-лукавым подростком. Ее портрет написан в дымчато-серых тонах, незаметно переходящих один в другой; контуры лица и фигуры смягчены, неясны, почти неуловимы. Среди вполне условной пасторальной атрибутики (соломенной шляпки и колосьев» барышни – крестьянки) тип более или менее естественной живости, веселости, смешливости, даже дерзости.

В отличие от Арсеньевой Скобеева показана строгой, стремительной, решительной; в ее портрете подчеркнута пластически ясная лепка крупных форм, разграниченных четкими контурами..

Еще больше внимания к характерности в портретах «Дамы в тюрбане» (1812, возможно, французской писательницы А.-Л.-Ж. де Сталь) и Д. А. Державиной (1813, оба — в ГТГ). Боровиковский изобразил далеко не красивых и не молодых женщин, Безыскусственная простота, правдивость образа, высокое мастерство исполнения свойственны также портрету М. И. Долгорукой (1811.ГТГ).

«Придуманный Боровиковским сценарий общения моделей со зрителем: их взгляд наделен слегка выжидательной вопросительностью, где смешаны грусть с оттенком затаенной насмешки, как бы относящейся к нашей недогадливости о том, что нам надо перестать «глазеть», что они мечтают остаться в уединении» Аленов. М.М.

Вопрос 44. Иван Никитич Никитин (около 1690(?) — 1742) —(Никитин - один из первых политических узников Петропавловской крепости, ученик Флорентийской Академии художеств и ссыльный в глуши Тобольска_

Сын священника Никиты Никитина, служившего в Измайлове, Год рождения Никитина точно неизвестен, и традиционно принятая дата - около 1690 года - иногда оспаривается. Лишь недавно выяснилось отчество художника; в результате архивных изысканий была отделена его фигура от другого Никитина, его однофамильца; только в последние годы определился круг его работ, очищенный от приписываемых ему копий и картин других художников. Так что же известно о судьбе мастера огромного дарования и трагической жизни?
Иван Никитич Никитин родился в семье священника, весьма близкой ко двору. В Измайлове, родовом имении Романовых, прошло детство художника. Учился он, скорее всего, в Оружейной палате - только там можно было овладеть ремеслом живописца. Однако даже в самых ранних никитинских работах обнаруживается знакомство с европейской живописью.
Никитин покинул Москву в 1711 году, когда всех мастеров Оружейной палаты перевели в новую столицу. Здесь, при новозаведенной Санкт-Петербургской типографии, вскоре была основана рисовальная школа, в которой "грыдоровальных дел мастера и живописцы... в рисовании наилучшую получали науку". Среди преподавателей - Иван Никитин.
В ранних (до 1716 года) работах художника прослеживается явная связь с парсунами конца XVII столетия. Их отличает жесткое письмо, глухие темные фоны, плоскостность изображения, отсутствие глубокого пространства и условность светотеневой моделировки.

В ранних (до 1716 года) работах художника прослеживается явная связь с парсунами конца XVII столетия. Их отличает жесткое письмо, глухие темные фоны, плоскостность изображения, отсутствие глубокого пространства и условность светотеневой моделировки. Большинство никитинских портретов допенсионерского периода отличает схожесть композиции. Поз, одежды. Эти «доличности», как и в парсуне, служат декоративной, но довольно бесстрастной оправой для лиц. Первые работы относятся к 1712—1714, когда художник создал портрет Елизаветы, дочери Петра (1712),

К ранним работам можно отнести такие следующие его портреты:

Портрет дочери Петра I, Елизаветы (1709-1761), будущей императрицы (с1741г.) самое раннее из известных 18 полотен придворного художника Петра I. В нем ощущается некоторая скованность в изображении фигуры, плоскостность в трактовке костюма и фона, но живой образ девочки полон обаяния. Чувствуется стремление художника к передаче не только внешнего сходства, но и настроения, к раскрытию внутреннего мира портретируемой. Пышный парадный костюм ребенка, тяжелое платье с большим декольте, горностаевая мантия на плечах, высокая прическа взрослой дамы - дань требованиям времени

и портрет царевны ПрасковьHYPERLINK "https://ru.wikipedia.org/w/index.php?title=%D0%9F%D1%80%D0%B0%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D1%8C%D0%B8_%D0%98%D0%BE%D0%B0%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%BD%D1%8B&action=edit&redlink=1"и ИоаHYPERLINK "https://ru.wikipedia.org/w/index.php?title=%D0%9F%D1%80%D0%B0%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D1%8C%D0%B8_%D0%98%D0%BE%D0%B0%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%BD%D1%8B&action=edit&redlink=1"нновны (1714) — племянницы Петра. Уже в этих ранних портретах чувствовалось стремление отразить не парадный облик, а внутренний мир модели. Много внимания уделяется глазам модели.

Прасковья Ивановна (1694—1731) —племянница Петра I. На портрете Ивана Никитина Прасковье Иоанновне 19 лет. Она облачена в синее с золотом парчевое. Отход от анатомической правильности, прямой перспективы, Лицо и шея написаны в два тона: теплым, одинаковым везде в освещенных местах, и холодновато-оливковым — в тенях.
Но главное отличие портрета представляется не в этом смешении приемов и в своеобразии лепки формы, главное то, что здесь уже можно говорить об индивидууме, об индивидуальности. В портрете Прасковьи Иоанновны читается свой внутренний мир, определенный характер, чувство собственного достоинства. Центром композиции является лицо с печально глядящими на зрителя большими глазами. Про такие глаза народная поговорка гласит, что они — „зеркало души". Плотно сжаты губы, ни тени кокетства, ничего показного нет в этом лице, а есть погружение в себя,

В начале 1716 года Никитин отправился на ученье за границу, в Италию, пребывание в которой значительно расширило технические приемы его живописи. В начале апреля 1720 года братья Никитин вернулся в Петербург, встреченные царской лаской - Иван получил звание гофмалера. Его жизнь теперь была тесно связана со двором.

Художник избежал в портрете каких-либо аксессуаров, «ни одна внешняя примета не говорит о том, что изображен именно царь. Но даже при первом взгляде на полотно зритель понимает, что перед ним незаурядный человек — гордый, сильный, с непреклонной волей. Такой человек вполне может быть тем абсолютным монархом, необходимость которого для России настойчиво обосновывала тогдашняя общественно-политическая мысль — описываемый портрет совпадает по времени создания с „Правдой воли монаршей" Феофана Прокоповича. Никитину, видимо, была не чужда подобная идеология.
Но вглядимся в лицо Петра внимательнее, и нам откроются и иные качества этого человека. Да, именно человека, а не полубога на престоле или абстрактного воплощения идеи абсолютизма. Художник с сочувствием раскрывает следы тяжких государственных трудов, нелегкой жизненной борьбы Петра I, грусть и усталость в глазах стареющего уже человека...
Публикуемый портрет Петра I только предположительно принадлежит кисти Ивана Никитина.

Портрет Головкина Г.А. Данный портрет, работа художника, созданная после его возвращения из пенсионерской поездки. Никитин легко лепит форму, уверенно создает иллюзию пространства вокруг фигуры канцлера.
Г. А. Головкин занимал высшие государственные посты в империи. Портрет параден, особое внимание в нем уделено регалиям: По-прежнему для живописца главным остается лицо — с внимательным взором, немолодое, усталое, лицо человека, познавшего все тайны мадридского (то бишь русского) двора. Здесь то же предельное внутреннее напряжение, душевная сосредоточенность, почти меланхолия,

Наиболее значителен не только в творчестве самого Никитина, но и вообще в русской портретной живописи первой половины 18 века так называемый «Портрет напольного гетмана». Художник изобразил пожилого, как бы уставшего от долгих трудов человека. Это один из немногих портретов, в которых впервые человек не позирует, не представлен перед зрителем в «наиприятнейшем свете», а полон глубокой внутренней жизни.

("Напольный», то есть командующий действующими, "полевыми" войсками)
Никитин сознательно избегал подчеркнутых декоративных эффектов, широких мазков, напряженного горения цвета, резких контрастов света и тени. Лицо гетмана резко отличается от холеных аристократических лиц, типичных для портретной живописи XVIII века. Долгая, трудная, суровая жизнь, полная военных забот, оставила неизгладимые следы на этом волевом и мужественном лице. Воспаленные, слегка сощуренные глаза с их пристальным, испытующим взглядом выражают острый ум и спокойную решительность. Одной из самых привлекательных черт в образе гетмана является его простота, хотелось бы сказать — простонародность, намеренно подчеркнутая художником. В «Напольном гетмане» нашел свое выражение своеобразный демократизм, свойственный Петровской эпохе. Никитин изобразил одного из тех своих современников, которые выдвинулись не благодаря своему «высокому» происхождению и не знатностью своего рода, а собственным трудом и талантом.
. Удивительно, но по-своему символично: мы не знаем точно, кто конкретно изображен на портрете. Традиционно считается, что портрет написан после 1725 г. Поэтому он воспринимается как обобщенный образ человека Петровской эпохи, участника ее событий и свидетеля ее конца.


В 1732 году Никитин был арестован Тайной канцелярией по обвинению в особо тяжком государственном преступлении и пять лет провел в одиночной камере Петропавловской крепости в бесконечных допросах и пытках, а за тем в ссылке.
Воцарившаяся дочь Петра I, Елизавета, велит немедленно "Ивана и Романа Никитиных из ссылки, где они обретаютца, освободить", но приказ достигает Сибири лишь в январе 1742 года. Где-то на пути в Москву умер в дороге персонных дел мастер Иван Никитин.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: