Обернемся к прошлому –
там мы найдем будущее.
Китайская пословица
Дисциплина “Отечественная история” входит в государственный стандарт подготовки специалистов с высшим образованием.
Продолжительность курса - один семестр. Изучение дисциплины «Отечественная история», согласно учебному плану, предусматривает следующее распределение часов по видам учебных занятий:
Название специальности (направления) | семестр | |||
Лекц. (час.) | Лаб. (час.) | Прак. (час.) | Формы контроля | |
Все неисторические специальности | - | экзамен |
Цель дисциплины – сформировать у студентов комплексное представление о культурно-историческом своеобразии России, ее месте в мировой и европейской цивилизации; сформировать систематизированные знания об основных закономерностях и особенностях всемирно-исторического процесса, с акцентом на изучение истории России; ввести в круг исторических проблем, связанных с областью будущей профессиональной деятельности, выработать навыки получения, анализа и обобщения исторической информации.
Задачи дисциплины заключаются в развитии системы знаний,
умений и навыков личности.
В результате изучения курса студент должен:
Знать:
• основные направления, проблемы, теории и методы истории;
• движущие силы и закономерности исторического процесса;
• место человека в историческом процессе, политической организации общества;
• различные подходы к оценке и периодизации всемирной и отечественной истории;
• основные этапы и ключевые события истории России и мира с древности до наших дней; выдающихся деятелей отечественной и всеобщей истории;
• важнейшие достижения культуры и системы ценностей;
• сформировавшиеся в ходе исторического развития.
Уметь:
• логически мыслить, вести научные дискуссии;
• работать с разноплановыми источниками;
• осуществлять эффективный поиск информации и критики источников;
• получать, обрабатывать и сохранять источники информации;
• преобразовывать информацию в знание, осмысливать процессы,
• события и явления в России и мировом сообществе в их динамике и взаимосвязи, руководствуясь принципами научной объективности и историзма;
• формировать и аргументировано отстаивать собственную позицию по различным проблемам истории; Умение «привязать» событие из истории России к конкретному событию из всемирной истории, умение проводить хронологические параллели;
• выделить историческую информацию, необходимую для решения той или иной проблемы;
• сделать вывод и сформулировать решение проблемы на основе анализа как имеющейся в ситуации, так и дополнительно собранной информации.
• соотносить общие исторические процессы и отдельные факты;
• выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий;
• извлекать уроки из исторических событий и на их основе принимать осознанные решения.
Владеть:
• «русским историческим языком», специальной терминологией (понимание исторических терминов и понятий, умение «читать» исторические источники);
• представлениями о событиях российской и всемирной истории, основанными на принципе историзма
• навыками исторической аналитики: способностью на основе исторического анализа и проблемного подхода преобразовывать информацию в знание, осмысливать процессы, события и явления в России и мировом сообществе в их динамике и взаимосвязи, руководствуясь принципами научной объективности и историзма;
• анализа исторических источников;
• навыками работы с исторической картой;
• приемами ведения дискуссии и полемики.
В результате обучения формируются следующие компетенции:
• способность уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, толерантность в восприятии социальных и культурных различий;
• способность понимать движущие силы и закономерности исторического процесса; роль насилия и ненасилия в истории, место человека в историческом процессе, политической организации общества;
• способность анализировать социально значимые проблемы и процессы;
• способность использовать в познавательной и профессиональной деятельности базовые знания в области гуманитарных наук;
• способность логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь;
• способность к социальной адаптации; способности критически переосмысливать свой социальный опыт.
При организации курса использована технология модульного обучения - организация учебного процесса для полного овладения содержанием образовательных программ на основе независимых учебных модулей с учетом индивидуальных интересов и возможностей субъектов образовательного процесса. Формы обучения: проблемная лекция, проблемный семинар, консультации, самостоятельная работа студентов. Методы обучения: решение ситуационных задач, презентационный метод, самостоятельная работа, консультация, индивидуальная работа.