Проблема повышения эффективности управления социальным развитием в нашей стране имеет довольно продолжительную историю.
Глубокая трансформация экономического строя российского общества сегодня отождествляется с переходом к рыночной системе хозяйствования. При этом новая экономическая модель не должна ограничиваться лишь общей декларацией «максимального удовлетворения потребностей людей», как это было неоднократно.
Будущее развитие страны должно рассматриваться именно как социально-экономическое развитие, в котором экономическое качество развития (эффективность, доходность) сочетается с социальным качеством (высокий уровень и продолжительность жизни, образованность и т.д.).
Проведенный анализ показывает, что на данный момент существует достаточно аргументов в пользу приоритетного внимания социальной стороне развития. За это, прежде всего, говорит сама природа современного структурного кризиса экономики, наступившего вследствие длительного игнорирования социальной сферы и потребительского сектора, систематически приносившихся в жертву амбициям военно-промышленного комплекса и потребностям экстенсивной экономики.
|
|
Ряд экономистов отмечают, что сегодня доля потребительского сектора может быть оценена в пределах 15-20 % совокупного общественного продукта [18]. Эта доля ниже, чем в любой развитой стране. Необходимо отметить, что низкий удельный вес потребительского сектора ограничивает и совокупный фонд оплаты труда, а, следовательно, и платежеспособный спрос, который является важнейшим стратегическим параметром динамики развития общества.
Во многих странах понимание того, что активная социальная жизнь способствует поддержанию высокой экономической активности, содействовало восприятию инвестиций в социальную сферу не только как выгодных вложений, но и как важной составляющей экономического роста.
В развитых странах признание производительной природы вложений в социальную сферу имело своим следствием более сбалансированное соотношение экономической и социальной составляющих прогресса, то есть высокий уровень развития с «человеческим лицом».
Рассматривая опыт этих стран в эксплуатации модели «человеческого развития» и одобряя положительные моменты реализации данной концепции, нельзя не отметить, что Конституция РФ провозгласила в статье 7 Россию как «социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека».
По мнению ряда экономистов, формирование социально ориентированного рыночного хозяйства - одна из главных задач развитого государства. Оно, как в частности отмечает С.Н. Рябухин, призвано находить на каждом этапе экономического и общественного развития баланс между саморегулированием рынка и государственным вмешательством, а также управлять объемами хозяйственной свободы и государственных социальных гарантий [31].
|
|
Осуществляя на практике принципы социального государства, многие европейские страны доказали устойчивость этой теории и имеют и высокоэффективную экономику и высокие стандарты качества жизни. В этой связи закономерно ответить на вопрос, в какой мере Россия отвечает критериям, используемым мировым сообществом для характеристики социального государства.
Экономическое состояние и социальная жизнь России свидетельствуют о том, что мы пока только ограничились декларацией о социальном государстве, которое по Конституции став таковым, не нашло адекватных способов и мер эффективного воздействия на динамику общественного развития. При этом социальная политика еще не стала целью экономической реформы, а зачастую остается ее средством. Во многом за счет социальной сферы осуществляется первичное накопление капитала и перевод экономики на рыночные рельсы.
Достижение целей социального государства тесно связано с политикой социальных расходов. До недавнего времени социальная политика в России была ориентирована преимущественно на рост удельного веса социальных затрат в совокупных расходах государства. В то же время повышение эффективности общественных программ оказалось на втором плане. Очевидно, продолжение наращивания доли указанных расходов не может привести к решению основных социальных проблем, что в условиях снижения государственных доходов способно привести лишь к усугублению бюджетного кризиса и потере перспектив устойчивого развития [21].
Кроме того, перенос тяжести обеспечения социального благополучия на плечи государства через жесткое перераспределение ресурсов не может восприниматься как рациональный подход к управлению общественным развитием. Государственные расходы социальной направленности должны стать более эффективными, носить адресный и целевой характер. Такое положение может быть лучшим образом реализовано в рамках осуществления каждым муниципальным образованием собственной социальной политики (скоординированной с общегосударственной) с учетом своих особенностей.
Определение внутренней социальной политики муниципального образования тесно связано с выделением ряда ключевых понятий, таких как «региональные интересы», «цели», «задачи развития».
Региональные интересы - это мотивации, которые существуют объективно, независимо от их осознания в качестве таковых. Носителем региональных интересов является население области, ее хозяйственные и инфраструктурные образования. Теоретически первичный общерегиональный интерес состоит в самой возможности реализации на каждой конкретной территории конституционно гарантированных прав и свобод, равно как и в наличии для этого всех необходимых местных предпосылок и условий.
В настоящее время сложилась следующая система наиболее значимых индикаторов региональных интересов:
1) соответствие уровня и образа жизни населения государственным или местным стандартам;
2) наличие региональных бюджетно-финансовых и других источников регулирования ситуации;
3) существование возможностей для использования трудовых и иных потенций населения;
4) функционирование инфраструктурно-обеспеченных внутри- и межрегиональных связей;
5) наличие природоресурсного и экологического потенциала;
6) стабильность общественно-политической и национально-этнической ситуации [9].
Важнейшее значение для оценки ситуации и обоснования принятия решений имеют цели муниципального развития.
|
|
Цель - это конкретизация муниципальных интересов в форме, доступной для системы муниципального управления. Таким образом, цели муниципального развития есть основы для формирования перечня конкретных действий. На рисунке 1 предложена группировка целей муниципального развития [13].
Рисунок 1 – Цели муниципального развития
Задачи развития - это результат дальнейшей детализации целей и подцелей развития муниципального образования, отражающей этапы достижения последних.
Цели и задачи территориального развития есть объекты для ранжирования, необходимость которого диктуется ограниченностью ресурсов и уникальностью набора предпочтений населения и хозяйствующих субъектов муниципального образования.
Для решения задач социального развития муниципального образования возможно применение различных подходов. В отечественной литературе проблема обоснования и систематизации подходов к управлению социальными процессами рассматривается достаточно подробно.
В современных условиях данной теме уделяется гораздо больше внимания в силу ряда причин. Среди последних можно отметить:
1) усиление обособленности территориальных образований;
2) соответственно ослабление экономического и административного воздействия центральных органов власти на регионы и муниципальные образования;
3) существенную дифференциацию экономического и социального развития муниципальных образований [18].
В рамках повышения качества управления должны быть осуществлены следующие меры:
- создание стимулов для внедрения инструментов стратегического планирования развития территорий;
- эффективное выполнение законодательных решений по разграничению полномочий между уровнями государственной власти и местного самоуправления;
- внедрение программно-целевого бюджетирования и бюджетирования, ориентированного на результат;
- создание системы мониторинга региональных социально-экономических показателей, состояния нормативно-правовой базы, хода социально-экономических реформ, формальных и неформальных барьеров для ведения бизнеса и осуществления инвестиционных проектов;
|
|
- содействие межмуниципальной координации решений в области экономической политики – участие органов исполнительной власти области в процессе разработки стратегий социально-экономического развития территорий и финансировании межмуниципальных инфраструктурных проектов, инициируемых несколькими муниципальными образованиями, поселениями в рамках согласованных стратегических приоритетов развития области;
- содействие реализации пилотных проектов на местных уровнях – разработка и принятие нормативно-правовой базы для проведения экспериментов по внедрению новых инструментов социально-экономической политики в отдельных муниципальных образованиях. Обязательным условием реализации пилотных проектов должны стать мониторинг и контроль со стороны органов исполнительной власти области, последующая обработка результатов эксперимента с целью распространения лучшей практики и внесения в установленном порядке законопроектных инициатив.
Успешность программно-целевого управления возможна при осуществлении:
1. Партнерства органов местного самоуправления и региональных властей в решении ключевых задач программно-целевого управления (разработке стратегии социально-экономического развития муниципальных образований, выборе базовых организаций-участников реализации программ, определении критериев оценки эффективности реализуемых программ, формировании системы мониторинга и др.).
2. Общественно-частного партнерства в мобилизации разного рода ресурсов (финансовых, организационных, информационных и др.) и организации их эффективного использования.
3. Сочетания субсидиарного финансирования утвержденных на региональном уровне целевых программ развития муниципальных образований из бюджетов субъектов РФ и селективного - из федерального бюджета.
4. Ориентации управления на достижение комплекса эффектов: социального, экономического, управленческого, политического.