Современная теория конкурентоспособности выделяет два типа конкурентных преимуществ:
Лидерство в минимизации издержек производства - предполагает не просто меньшую сумму затрат на производство, чем у конкурентов, а способность предприятия разрабатывать, производить и сбывать товар более эффективно, чем конкуренты. С помощью массового производства предприятие может минимизировать удельные издержки и установить низкие цены (эффект масштаба производства).
Специализация в производстве продукции - это способность удовлетворять особые потребности покупателей и получать за это цену более высокую, чем у конкурентов (более высокое качество при стандартном наборе параметров или нестандартный набор свойств, реально интересующих покупателя).
Применяя данный тип конкурентного преимущества, предприятие должно осуществлять высокоспециализированное производство и качественный маркетинг, для того чтобы оставаться лидером в своей области. Предприятие создает продукт с уникальными свойствами, которые чаще всего закрепляются торговой маркой.
|
|
Предприятия, реализующие данный тип конкурентных преимуществ, должны иметь потенциал для проведения научно-исследовательской работы, высококвалифицированных специалистов, а также развитую систему маркетинга.
Основные этапы стратегического управления:
Стратегический анализ внешней и внутренней среды и оценка стратегической позиции компании.
Формирование системы стратегических целей (миссия, цели, задачи) компании, выбор показателей, характеризующих уровень их достижения, и разработка системы целевых нормативов.
3. Разработка стратегии компаний. В основе разработки общей стратегии организации лежит парадигма управления, которая предполагает:
Ø идентификацию объектов управления;
Ø дифференциацию видов стратегий в зависимости от объектов управления, для которых они разрабатываются.
Реализация и контроль исполнения стратегии. Контроль в сочетании с систематическим мониторингом изменений обеспечивает интерактивный характер управления, позволяет адекватно переоценивать стратегическую позицию и корректировать первоначально заявленные цели и действия по их достижению.
Следует отметить тесную интеграцию финансового менеджмента со стратегическим. Финансовый менеджмент развивается сегодня на пересечении двух множеств: менеджмента и финансов.
Стратегическое управление – процесс разработки, принятия и реализации стратегических решений, центральным звеном которого является стратегический выбор, основанный на сопоставлении собственного ресурсного потенциала предприятия с возможностями и угрозами внешнего окружения. Финансовая функция стратегического менеджмента заключается в обеспечении максимизации рыночной (экономической) стоимости компании. Финансовый менеджер вовлечен не только в финансовые аспекты любой сферы деятельности компании, а все в большей степени озабочен экономической оценкой общемировых и национальных тенденций. Финансовый менеджер непосредственно участвует в стратегическом планировании деятельности компании.
|
|
Стратегический финансовый менеджмент связан с реализацией выбранной стратегической цели и предполагает: финансовую оценку проектов вложения капитала; отбор критериев принятия инвестиционных решений; выбор наиболее оптимального варианта вложения капитала; определение источников финансирования.
Таким образом, современный финансовый менеджмент направлен на выбор управленческих решений, которые способны привести к реальному приращению цены капитала, а, следовательно, и благосостоянию акционеров.