Условия хорошей речи. Условия, стимулирующие речь

Одним из важных условий развития устной речи является речевой слух. Речевой слух следует постоянно развивать. Ухо ученика должно привыкнуть живо, быстро и безотказно, почти автоматически регистрировать неправильно построенную речь, предложение, ошибки в построении речи, неуместный стиль и случаи нарушения норм русского литературного произношения.

Под развитием речевого слуха обычно понимают «развитие способностей, умений и навыков слушающего через такие элементы, как ударение, паузы различной длительности и характера, мелодика тона, т.е. понижение и повышение голоса, темп речи и тембр голоса, - точно и полно улавливать, воспринимать мысли и чувства говорящего и читающего и развитие способностей, умений и навыков говорящего и читающего через эти же элементы речевой интонации точно, полно и ярко передавать мысли и чувства слушающему».

Кроме того, речевой слух играет значительную роль и при обучении выразительному чтению и пунктуации. Ученик, который не слышит, не различает значения ряда синтаксических конструкций (например, бессоюзных сложных предложений), что ведёт к неверной постановке знаков препинания.

К условиям хорошей речи относится также условие овладения коммуникативными умениями и навыками:

-умением пользоваться средствами выразительности звучащей речи (темп, громкость, тон высказывания и т.д.);

-различными приёмами подготовки (составление плана, набросков плана, рабочих материалов, тезисов, письменного текста и т.д.) в зависимости от ситуации общения;

-умением строить различные в композиционном отношении устные высказывания (устное повествование, устный рассказ, информация, сообщение, доклад, критические, дискуссионные выступления);

-овладением навыками вежливой речи в межличностном и групповом общении.

К условиям, стимулирующим устную речь, относятся различные приёмы работы по развитию устной речи учащихся. В методике работы по развитию устной и письменной речи есть много общего. Например, и для совершенствования связной устной и для совершенствования связной письменной речи подходят упражнения в составлении предложений различной грамматической конструкции, анализ текстов с логической стороны. Однако есть ряд упражнений, которые ориентированы на усвоение учениками специфических особенностей устной речи вообще и её звуковой стороны в частности. Это упражнения, касающиеся навыков а) связной устной речи, б) выразительного чтения, в) орфоэпии. К упражнениям, касающимся навыков связной устной речи, относятся:

1.Развёрнутые ответы по грамматике, которые могут представлять собой обобщение, подытоживание изученного по какому-либо из разделов, мотивированный самостоятельный грамматический разбор по определённой схеме с рассуждениями и доказательствами.

2.Творческое высказывание в устной форме, к которым относятся пересказы различного рода и разной степени трудности, рассказывание, устное рисование, публичное выступление в школе и вне школы.

Пересказы проводятся в школе на всех этапах обучения. Методика пересказа простая: учитель читает текст, подходящий для данного возраста, ученики внимательно слушают, а затем передают содержание своими словами, т.е. в свободном для них языковом оформлении. Тексты, большие по объёму могут пересказываться по частям.

Более сложным видом пересказа является пересказ стихотворного текста, так как в нём с трудом улавливается сюжетная линия. Не рекомендуется пересказывать лирические стихотворения и стихи с описанием природы.

Ещё более сложным видом пересказа является пересказ просмотренного кинофильма или спектакля.

Далее по сложности идёт пересказ двух текстов, связанных одной темой.

Рассказывание – важнейшая разновидность устного высказывания, требующая большой самостоятельности. Рассказывать можно случаи из своей жизни и жизни близких; придумывать сюжеты на определённые темы, данные учителем или взятые самостоятельно (тема одна для всего класса или разные для разных учеников). Рассказывание может быть осложнено грамматическим заданием.

Устное рисование развивает творческое воображение, навыки воспроизведения в своём сознании виденного, слышанного, пережитого и умения передать это слушателям в словесных красках по личным возможностям. Темы: «На берегу моря», «На даче» «На поляне» и др.

Сочинение по аналогии (или подобный рассказ) – разновидность творческого рассказывания. Учащимся читается или напоминается известный им рассказ или басня и предлагается придумать свой сюжет по аналогии с данным рассказом и рассказать ему на следующем уроке.

Публичные выступления – подготовленные отчёты на литературные, моральные и политические темы, рефераты.

Как известно, одну и ту же по содержанию речь можно сказать по-разному. В одном случае она может быть яркой, отчётливой, понятной, эмоциональной и впечатляющей, т.е. выразительной. Выразительность устной речи достигается в результате усвоения целого ряда умений и навыков:

1)овладение учащимися звуковой системой языка в целом, умение правильно и отчётливо произносить каждый звук в отдельности и в различных сочетаниях;

2)умение произносить речь, выделяя все слова и их окончания, т.е. иметь хорошую дикцию;

3)умение правильно находить логическое ударение в предложении, выделение которого во время произнесения речи делает её чёткой, понятной по смыслу;

4)овладение навыками правильного употребления интонации, умение определять нужный темп речи.

В методике обучения устной речи выделяют следующие приёмы обучения выразительной устной речи:

а)при проведении синтаксического разбора уделять особое внимание интонации простого предложения, сложного предложения как единого целого, интонации однородных членов, вводных членов предложения и т.д.;

б)прослушивание радиопостановок, записей с выступлениями мастеров слова;

в)анализ текста с установлением совокупности тех средств выразительности, которые необходимо использовать при его произнесении.

Чтобы школьники успешно овладели навыками литературного произношения необходимо:

-систематически знакомить учащихся с нормами литературного произношения;

-знакомить с особенностями произношения на конкретных примерах речи самих учащихся;

-постоянно выполнять элементарные занятия по фонетике: фонетический разбор, сопровождающийся анализом образования звуков, сравнением артикуляции, характеристикой работы органов речи;

-анализировать тексты с точки зрения их произношения и правописания;

-проводить уроки по орфоэпии;

-постоянно наблюдать за речью учащихся;

-проводить устные сочинения и изложения с прямой речью, диалогом и монологом, устное рисование;

-стимулировать публичные выступления учеников.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: