Приёмы обучения русскому языку

Метод реализуется через посредство конкретных приёмов. Приёмы – это детали метода, его составные части, шаги в познавательной деятельности. Отличительной чертой приёма по сравнению с методом является его включаемость в любой метод и его частичность.

Методы взаимодействуют между собой, но ни один из них не может входить в другой как составная часть; приёмы, взаимодействуя друг с другом, в то же время входят в качестве составной части в любой метод.

Основными методическими приёмами являются сопоставление и сравнение, обобщение, вычленение, замена одних форм или конструкций другими, выделение, подстановка, алгоритмизация, анализ и синтез.

Обращение к алгоритмам в методике обучения орфографии не является случайным. Действия, направленные на выработку орфографических навыков вначале должны быть сознательными, что обеспечивается разложением сложного действия на части. Учителя всегда стремились упорядочить, рационально организовать мыслительную деятельность учащихся в ходе усвоения способа действия. И тогда появились устные инструкции и указания, по особому составленные схемы и таблицы, стихотворные правила (своего рода тоже алгоритмы: Если есть за корнем а, В корне будет и всегда, Вот пример, запоминай: Ноги вытер? – Вытирай.)

Алгоритмизация производится на основе специально подготовленных материалов и заключается в логически последовательных операциях, которые приводят к правильному применению грамматических определений и правил. Сам алгоритм – это развёрнутое предписание, указывающее, что и в какой последовательности следует выполнить, чтобы применить правило. Не каждый ученик, выучив грамматику, может ею пользоваться. Знание и умение применять то или иное правило не одно и то же. По существу алгоритм – это способ действия для получения определённого результата. Без овладения им какие-то звенья в применении правила обычно ускользают от внимания ученика. Отсюда грамматические ошибки. Использование алгоритмов упорядочивает процесс обучения. Это достигается благодаря чёткому описанию «шагов» в применении правила.Использование алгоритмических предписаний – один из методов, в котором выражается репродуктивная (самовоспроизводящая) деятельность учащихся. В качестве психолого-педагогической основы обучения таким методом психологи рассматривают теорию поэтапного формирования умственных действий П.Я.Гальперина.

Алгоритмы не только способствуют целенаправленному управлению мыслительной деятельности учащихся при овладении языковыми категориями, но и позволяют на нескольких примерах обеспечить ученику прочные знания и умения. Чтобы алгоритмы были правильными и эффективными, надо точно знать уровень развития школьников, выявить и проанализировать каким материалом они владеют, а каким нет, какие операции являются для них элементарными, а какие сложными. Кроме того, чтобы успешно пользоваться алгоритмами на ранних этапах обучения, целесообразно объяснить школьникам и само понятие алгоритма как хода рассуждения, записанного в виде схемы. На первых уроках повторения в 4 классе можно вместе с учениками составить обобщённый алгоритм выбора орфографических правил, пригодный для большинства орфограмм.

1.Выделить орфограммы.

2.Установить, в какой части слова находится каждая орфограмма: в приставке, в корне, в суффиксе, в окончании.

3.Выбрать правило и применить его.

4.Определить часть речи.

5.Выбрать правило и применить его.

Т.о., алгоритмы позволяют лучше осмысливать теоретический материал, применять его на практике. См. об алгоритмах РЯиЛ (укр.) № 6, 1990г., с.29. Примеры алгоритмов и упражнения к ним № 9, 1990, с.46, № 10, 1991 г., с.35 и др.

Анализ и синтез учебного материала: анализ представляет собой разъединение какого-либо материала на составные части с целью его тщательного изучения, т.е. на специально подобранном дидактическом материале ученики ведут наблюдение над языком, производят анализ какого-то явления. Синтез – объединение в единое целое данных, полученных в результате анализа. В зависимости от того, что является первоначальным, выделяют два способа подачи материала: индукция – начинается с анализа, дедукция – начинается с синтеза.

Например, чтобы научиться строить сложные синтаксические конструкции, нужно много наблюдать, научиться устанавливать смысловые и структурные связи таких предложений, т.е. уметь анализировать.

Сопоставление и сравнение. Легче усваивается, запоминается и осознаётся то, что в каком-либо отношении связывается с ранее известным, что достигается путём сравнения или сопоставления их по сходству или различию их признаков (например, при изучении фонетики сравниваются звуки и буквы).

А при самостоятельной работе над теоретической частью учебника используются такие приёмы, как членение текста на части, выделение основных мыслей, составление плана, выборочное чтение и др.

3. Упражнения по русскому языку.

Одним из эффективных методов обучения русскому языку является система упражнений, методически продуманных, разнообразных по своему характеру, виду, целям, формам исполнения упражнений.

Под упражнением по русскому языку понимается выполнение учащимися учебного задания определённого типа, имеющего целью закрепление знаний учащихся по теоретическому курсу грамматики или овладение речевыми навыками, навыками выразительного чтения.

Одной из главных целей организации упражнений в процессе занятий русским языком на уроке и во вне урочное время является усвоение и закрепление знаний учащихся по текущему программному материалу и развитие навыков самостоятельной работы.

А.В.Текучёв выделяет следующую типологию упражнений:

1)на узнавание явления и выделение его из ряды сходных и несходных (части речи, типы предложений);

2)запоминание – закрепление в памяти;

3)классификацию явлений по сходству и различию (спряжений, склонений);

4)классификацию явлений по группам по одному или нескольким признакам;

5)выделение и обобщение признаков;

6)сопоставление и сравнение явлений (видов глагола, степеней сравнения);

7)формирование понятий;

8)обобщение, сопоставление схем;

9)практическое применение полученных знаний по грамматике, орфографии и речевых навыков.

При выполнении упражнений по русскому языку учащиеся ведут активные наблюдения над языком, производят анализ языковых фактов и делают выводы и обобщения.

Конечно, для упражнений выбирается специально отобранный материал. Они проводятся на специально подобранных текстах, в которых представлены все необходимые с т.зр. целей данного урока факты языка; содержание упражнения по желанию учителя может меняться.

Выполняя упражнения, ученики проделывают «опыты» с языковым материалом, необходимые с т.зр. поставленной перед ними цели.

Упражнения должны проводиться постоянно, с соблюдением основных дидактических и методических требований.

По своему содержанию упражнения могут относиться к любому из разделов программы по русскому языку, по форме упражнения могут быть устными и письменными, по степени трудности могут быть простыми, средними и сложными, по степени активности и самостоятельности учащихся на выполняющиеся при большей (более эффективные) и при меньшей активности (менее эффективные).

Они также могут отличаться по степени самостоятельности, могут выполняться дома и на уроке. Н-р, упр-я по орфографии могут начинаться словами выписать, дописать, заменить, подобрать, списать, подчеркнуть, вставить, объяснить, надписать что-либо.

Кроме различных заданий, в упражнении можно варьировать размеры текста, жанр текста.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: