Проблема структуры личности

Проблема структуры личности тесно связана с принципом системности, который предполагает исследовать объект с точки зрения его иерархического строения и типов связи между отдельными уровнями. Существуют два подхода к решению проблемы структуры личности. Первый (Г. Олпорт, Р. Кеттелл, Г. Айзенк) основан на теории черт и идее факторной организации вторичных свойств, второй (К. Юнг, К.А. Абульханова) реализуется через принцип, согласно которому все многообразие проявлений личности может быть описано с помощью категории "тип личности". Эти два подхода имеют различные теоретические основания. Первый относится к апостериорным теориям, логика построения которых основана на принципе "от частного к общему", второй - к априорным, опирающемся на принцип "от общего к частному".

Существуют две методологические предпосылки, затрудняющие эвристичную постановку проблемы структуры личности в современной психологии.

Первая из них заключается в неявном отождествлении структуры личности со структурой того или иного физического объекта, например, с анатомической структурой организма. Это путь атомарного анализа психики, анализа «по элементам», в ходе которого предмет изучения разлагается на элементы, утрачивающие свойства, присущие этому предмету как целому. Примерами подобного подхода к изучению структуры личности являются концепции, в которых эта структура собирается из набора различных факторов (черт личности) или блоков темперамента, мотивации, прошлого опыта, характера и т.п.

В качестве «элемента» анализа в русле факторного подхода чаще всего фигурирует понятие «черта личности». В концепциях Р.Кэттела, Н.Айзенка и Дж.Гилфорда структура личности - это набор черт. Диагностируя структуру личности с помощью процедур, предлагаемых в этих концепциях, исследователь получит представление о модальных формах личности, т.е. о «созвездии черт», характерном для той или иной популяции людей в определенной культуре. Еще менее эвристичным подходом к изучению структуры личности является «блочный» подход, вычленяющий в этой структуре рядоположенные блоки или подструктуры вроде блоков темперамента, мотивации, характера, прошлого опыта и т.п. При «блочном» изображении структуры личности структурные и генетические взаимосвязи, а также связи функционирования остаются невыявленными, а разные подструктуры, даже если их в виде «этажей» надстраивают друг над другом, сливаются между собой.

Вторая же предпосылка заключается в убеждении, что в каком-либо одном динамическом образовании личности, будь то влечение, отношение, потребность или мотив, как в фокусе сконцентрированы свойства личности как целого. Тем самым неявно признается, что, характеризуя эти образования, исследователь дает характеристику самой личности. Подобный подход гораздо эвристичнее первого, т.к. он схватывает такую реальную характеристику структуры личности, как ее динамичность, и способствует разработке отражающего реальные особенности структуры личности взгляда на личность как на развивающуюся систему. Это принцип анализа по единицам.

В психоанализе в качестве единицы анализа строения личности выступает влечение. Влечение - органическая потребность. В структуре личности по Фрейду существуют три основных компонента: Оно (Ид), Я (эго) и Сверх-Я (Супер-эго). Ид является ареной, где властвуют вытесненные бессознательные инстинкты. Я (эго) следует бессознательным инстинктам и одновременно подчиняется принципам реальности. Супер-эго – совокупность моральных устоев общества, выполняющих роль цензора. Несовместимость Ид и Супер-эго заставляет Эго (Я) прибегать к защитным механизмам, сублимации. Неосознаваемые мотивы продолжают действовать в виде символов, в виде деятельности, приемлемой для «цензуры». В этой конструкции личности содержится предположение о сложности, многоплановости структур человеческого поведения. Однако все эти компоненты подчинены в основном биологическим аспектам.

В советской психологии среди таких «единиц» анализа строения личности как установка (Узнадзе), отношение (Мясницкая) выделяется категория деятельности (А.П.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн).

В отечественной психологии существуют различные взгляды на структуру личности. Так, А.Н. Леон­тьев считал, что личность – это социальная сущность человека и поэтому темперамент, характер, способности и знания челове­ка не входят в состав личности в качестве ее подструктур, они лишь условия формирования этого образования, социального по своей сущности. Леонтьев не относил к личности прежде всего генотипически обусловленные особенности человека: физическая конституция, тин нервной системы, темперамент, динамические сила биологических потребностей, эффективность, природные задатки, а также прижизненно приобретенные навыки, знания и уме­ния, в том числе профессиональные. Перечисленное составляет индивидные свойства человека. Направленность и воля принадлежат лично­сти, ибо волевой поступок невозможно рассматривать вне иерар­хии мотивов, как и направленность есть непосредственное выра­жение мотивационных структур, т. е. ядра личности.

А.Н.Леонтьев разрабатывает представление о личности как системообразующем основании. Особенности ее структуры: широта жизненных отношений, осуществляемых в деятельности человека, степень иерархизированности мотивов деятельности, направленность личности как характеристика смыслообразующих мотивов.

С.Л. Рубинштейн и его последователи, определяя личность как способность к выбору собственного поведения, представители данного направления описывают иерархическую структуру личности, отражающую выбор на трех уровнях – потребностном, сознания и поведения. Элементами структуры, выполняющими интегративную функцию, являются понятия интереса, идеала и характера. На пересечении этих главных структурных образований фокусируется ядро личности.(А.К. Дусавицкий).

Интерес понимается как определенная иерархия отношений, отражающая всеобщее отношение индивидума к миру, в котором проявляется его целостность. Интерес есть переживание индивидом своей, определенным образом понятой, рефлектированной сущности. Интерес – это выбор между потребностями в пользу личностного «Я». В этом выборе решающая роль принадлежит личностному смыслу. Личностный смысл и есть отражение интереса.

Вторым структурным элементом личности является идеал как отражение в сознании личности его человеческой сущности, выраженной в интересе. Идеал – основной жизненный принцип, в нем отражен образ мира – с точки зрения его соответствия интересам личности, т.е. образ должного мира. Третий элемент структуры личности – характер, как способность личности к реализации идеала. Характер – идеал, воплощенный в действии, в этом его основная функция.

Характер проявляется в поступках, т.е. в действиях, в которых ведущим является практическое отношение личности к другим людям.

К.К. Платонов понимает под личностью некую биосоциальную иерархическую структуру. Он выделил в ней следующие подструктуры:

Направленность (включает такие формы, как убеждения, ми­ровоззрение, влечения, желания, интересы, склонности, иде­алы). Эта подструктура формируется путем воспитания.

Опыт (объединяет знания, умения, навыки и привычки, уже приобретенные в личном опыте путем обучения, но уже с заметным влиянием и биологически и даже генетически обусловленных свойств личности).

Индивидуальные особенности различных форм отражения (ощущения, восприятия, памяти, мышления, эмоций, чувств, воли).

Биопсихические свойства объединяют свойства темперамента, половые и возрастные свойства личности, патологические, так называемые органические изменения.

На эти четыре подструктуры накладывались еще две общие подструктуры: характер в способности, которые представляли собой не самостоятельные подструктуры, а общие качества лич­ности, включающие особенности каждой из четырех основных иерархических подструктур.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: