Критерии личности рассматривались в разных теориях, каждая из которых по-своему видела суть личности и источники ее развития. Представителями различных школ были выделены следующие критерии личности:
1. Конфликтность (Фрейд и Фромм). Согласно этому критерию личность активна потому, что у человека возникает противоречие между его природными влечениями и общественными нормами. Преодолевая этот конфликт, личность продвигается вперед в своем развитии. Выход из конфликта Фрейд видел в адаптации влечений к социальным условиям. Фромм видел в конфликтности человека с окружающим миром показатель силы личности, и выход из этой ситуации в активности личности, самостоятельности, критичности, ответственности и свободе (свобода может быть позитивная – для творчества, для реализации личности; негативная – от других людей, это путь к одиночеству, к враждебности). Эти же качества являются показателями развитости личности.
Много критериев было выдвинуто представителями гуманистической психологии.
|
|
2. Свобода и необходимость (Франкл). При этом свобода стоит по своему уровню выше необходимости. Свобода личности проявляется в ее отношении к наследственности, к влечениям, к среде.
3. Духовность (Роберт Мэй) – как ориентация на идеальные, «высокие» ценности.
4. Социальная интегрированность (Роберт Мэй) – чувство принадлежности.
5. Самоактуализация личности (Маслоу). Признаки самоактуализированности:
q Свежесть восприятия
q Спонтанность и естественность поведения
q Способность любить
q Вовлеченность в дела
q Креативность
q Остроумие
q Чувство одиночества (человек не страдает от одиночества).
Другие школы и направления выделяют такие критерии личности как:
q Свобода
q Дуалистичность как способность к выбору
q Ответственность
Теоретические и экспериментальные подходы
К исследованию личности
Проведение теоретических исследований в области психологии личности началось очень давно, и они имеют свою историю. Можно выделить три периода развития психологии личности: философско-литературный, клинический и экспериментальный.