Свобода - ведущая характеристика человеческого существования

Деятельностное отношение вырывает человека из подчинения си­лам природы и противопоставляет его законам природного мира. Вот по­чему мы можем говорить о человеческой свободе. Что же значит быть свободным? Какая свобода возможна для человека? Для этого следует дать ей определение. В целом свобода - это способность самому быть причиной собственных действий.

Давайте расшифруем это определение и выделим тем самым при­знаки, которые позволяют установить, какое действие является свободным, а какое - нет. Как это сделать? У мыслителей, рассуждавших на темы свобо­ды, она всегда противопоставлялась необходимости. Сравнение свободы и необходимости будет нашим главным методом. Под необходимостью можно понимать совокупность условий, обстоятельств, препятствий, заставляющих, принуждающих человека поступать определенным об­разом, а именно вопреки его воле.

1. Тогда первым признаком проявления свободы будет действие, преодолевающее препятствие и достигающее поставленной цели. Ведь если бы человек не достигал цели, значит ему нечто мешало и тем самым заставляло поступить вопреки собственной воле или поставленной задаче.

2. Но свобода - это не просто способность достичь цели. Камень, пущенный меткой рукой, тоже обладает таким свойством. Но он не являет­ся причиной ее осуществления. Поэтому для понимания специфики сво­бодного действия следует определить его причины. Иначе говоря, кто ста­вит цель? Свобода - это независимость от законов природы или воли дру­гих людей. Поступать согласно законам природы значило бы поступать согласно необходимости или принуждению. Поступать свободно значит, самому быть причиной поставленных целей. Это второй признак свобод­ного действия.

3. Но ведь сам человек - тоже не простое существо. На его волю к действию могут влиять чувства или разум. Свободное действие - это дей­ствие, причиной которого является собственный разум или цель, постав­ленная разумом. Поступок под давлением чувств, страстей или влечений является принуждением. Поэтому мы называем его произволом, прихо­тью, капризом. Это третий признак свободного действия.

Почему действие под давление чувств мы считаем несвободным? Когда человек действует под влиянием страстей, эмоций, тогда им управ­ляет внешний мир. а не он сам собою. Правда происходит это не прямо, а опосредованно, через те или иные предметы, воздействующие на чувства. Ведь чувства не могут сказать соблазнам окружающего мира «нет». Это может сделать только разум. Поэтому можно говорить о том, что конфликт свободы и необходи­мости в человеке проявляется в борьбе чувств и разума за то, кто из них станет причиной поступка. Но это не значит, что свобода состоит в подав­лении разумом чувств. Ведь иначе она не была бы желательной для чело­века. Это значит, что разум должен руководить желаниями и направлять их. Поэтому законы разума - это законы свободы и наоборот, законы сво­боды - это законы разума.

4. Еще одним важнейшим признаком свободного действия является ответственность. Свобода предполагает ответственность. Более того, ответственность наступает не после свободного действия, а является его составной частью. Как это понять? Свободное действие предполагает по­становку цели. В чем ее особенность? В том, чтобы ставить цель себе по силам и учитывать обстоятельства ее осуществления. Если их не учесть,

_ они могут помешать достижению результата и тем самым выступить вы­ражением необходимости. Что же входит в эти обстоятельства? В первую очередь, учет последствий осуществления поставленной цели. Ведь если я чего-то добьюсь, а последствия действий не понравятся мне, значит, на самом деле цель не достигнута. Таким образом, ответственность состоит в осознании и принятии последствий тех или иных действий.

Заключается она, прежде всего, в ответственности перед самим собой за принятое решение. Так, если поставил задачу, то добейся, а если ставишь, то не жалей о содеянном. Но в таком виде свобода не обязательно связана с действиями вопреки обществу. Ведь если мои действия могут препятствовать интересам других людей, то окружающие могут ограни­чить и мою свободу. Поэтому благодаря принципу ответственности сво­бода и жизнь в обществе могут не только не противоречить, но даже и согласовываться друг с другом.

5. Следующий признак свободы состоит в возможности выбирать между различными вариантами действий. Собственно говоря, только по наличию выбора можно определить: я принимаю решение или, так ска­зать, за меня принимают решение обстоятельства. Нет различных альтер­натив - нет свободы. Выбор тоже должен иметь равноправие возможнос­тей: выбор между богатством - здоровьем и бедностью - болезнью не явля­ется подлинным выбором. В каждой из альтернатив, встающей перед че­ловеком, должна быть как отрицательная, так и положительная сторона.

6. Но очень часто ситуация выбора предполагает наличие внешних обстоятельств, предзаданных мне, а не созданных мной. Например, когда я выбираю из того, что создали другие люди до меня и предоставили мне. Пришел в магазин, там десять пальто и ни одно мне не нравится. Значит, несмотря на кажущийся выбор, налицо необходимость выбирать из того, что дано заранее. Поэтому решающим критерием свободы должен быть акт творчества. Творчество — это способность самому создать новую, еще не существовавшую альтернативу. Только творчество показывает мою независимость от внешних условий.

Вот так мы очертили признаки свободного действия. Когда такая свобода становится важным фактором человеческого бытия? Тот, кто по каждому поводу стремится все делать по-своему, стирает грань между свободой и капризом. Поэтому потребность проявлять свою свободу, а значит быть действительно свободным, может возникать только тогда, ког­да человека не удовлетворяют существующие обстоятельства, когда вы­бор, который он должен сделать, является определяющим в его жизни.

Теперь мы видим, что свобода очень тесно связана со спецификой человеческого существования, т.е. с деятельностью. Можно даже сказать, что человек обречен на свободу. Но отношение к ней индивида и обще­ства может быть разным. Открытие самого свойства свободы тоже явля­лось итогом долгого пути человеческого самопознания. Кроме того, от­крытие такого свойства еще не означает положительного отношения к нему. Человек может стараться убежать от свободы, забыть о ней, стремиться подавить ее. Такое отношение еще называют «бегством от свободы». В традиционных обществах с их боязнью новизны, изменений и отношение к свободе было подозрительным. А в тоталитарных режимах 20 в. она пря­мо подавлялась как проявление инакомыслия.

Поэтому возможность и необходимость быть свободным зависит от того, насколько само общество нуждается в свободном человеке. Новое восприятие свободы возникает в обществах, ориентированных на актив­ное преобразовательное отношение к миру. Это эпоха формирования и расцвета индустриальных обществ. Это современная нам эпоха. Теперь от человека требуется проявлять самостоятельность, развивать способность самому принимать решения. И как только свобода признается обществом, она становится правом, т.е. совокупностью юридических норм. Эти нор­мы определяют, в чем может выражаться свобода в обществе, какие виды свобод может реализовывать человек. Они закрепляются в Конституциях современных государств, а их соблюдение гарантируется силой государ­ства.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: