Не случайно мы начинаем изучение общества с анализа особенностей человеческого бытия. Чтобы понять свойства общественной жизни, следует понять, в чем состоит своеобразие места в мире. С этой целью вводится понятие деятельности. Оно характеризует специфику человеческого существования, т.е. то, что делает человека особым, уникальным существом. В то же время деятельность показывает наиболее существенные свойства человека. В чем же она состоит?
Прежде всего, деятельность представляет собой отношение человека к миру.
Сразу заметим, что не все человеческие действия носят деятельностный характер. Деятельность есть преобразовательное отношение к миру. Преобразовать - это не просто взять какой-то предмет, передвинуть его с места на место или уничтожить. Преобразовать значит создать нечто такое, чего раньше не существовало, поместить в мир природы такие предметы, которых там до этого не было и в принципе быть не может. Собственно это и есть весь мир, окружающий человека, в виде техники, технологии, продуктов культуры и т. д. Можно сказать, что человек связывается с миром посредством преобразовательной активности.
Какими свойствами она обладает?
1. Деятельность есть бытие человека. Это значит, что преобразование является не просто следствием произвольных желаний человека, а способом существования или выживания человека и как живого, и как специфического существа. Нет деятельности - нет человека. Поэтому человек преобразует мир не потому, что ему так хочется, а потому, что это необходимое условие человеческого существования.
2. Вы можете сказать, но ведь крестьянин-общинник в древности совсем не ставил цели преобразовывать действительность. Наоборот, в прошлом люди часто очень подозрительно относились ко всяким новшествам. Поэтому когда мы говорим о деятельности, то подразумеваем под ней не действия конкретного человека или группы, а способ существования человечества в целом. Крестьянин лично может отрицательно относиться к нововведениям, но способ его существования, т.е. занятие сельским хозяйством, предполагает преобразование природы. Поэтому действия определенных людей или групп представляют собой составную часть деятельностного отношения к миру, которое осуществляет человечество.
3. Деятельностное отношение обладает еще одним важным свойством. Оно направлено на создание предметов новых, до этого не существовавших. Чтобы их создать, сначала надо выстроить в своем сознании план, образ желаемого предмета. Это свойство называют словом «целеполагание», т.е. предварительное создание образа, схемы, образца желаемой вещи. Поскольку мы создаем такой образец для того, чтобы его осуществить, воплотить в действительности, то обозначаем его словом «цель». В этом отличие целеполагания от целенаправленности и целенаправленного поведения животных. Они тоже действуют в соответствии с целью, но не воплощают ее в виде предварительно выстроенного плана, образца, схемы.
Теперь мы можем описать структуру деятельности. Она состоит из следующих элементов: мотив - идеальный образ желаемого предмета, само действие, которое представляет собой последовательность операций достижения цели (как правило, применение орудий труда), результат и сравнение цели с результатом.
В противоположность человеческой деятельности отношение всех остальных живых существ к миру принято обозначать словом «поведением. Поведение - это адаптация или приспосабливание к окружающей действительности. Конечно, не надо понимать адаптацию примитивно. Животное тоже проявляет активность. Но оно не меняет устройства природного мира. Более того, его активность является частью этого устройства, частью системы природы.
Поведение животного также представляет собой особый тип действий. Это действия в соответствии с видовой программой, т.е. с некоторой жестко заданной последовательностью действий. Сигналом к их совершению является как внутреннее состояние животного (жажда голода), так и ключевой раздражитель, т.е. некоторый сигнал в природе. Появление такого сигнала (звук, цвет, запах, изменение температуры) является условием запуска программы, которая далее исполняется автоматически. Поэтому основная задача животного в выживании - распознавание ключевого раздражителя. При таком способе существования ему нет надобности формировать образ желаемой вещи, задумываться над методами достижения целей, поскольку все объекты их потребностей в готовом виде существуют в природе.
Поэтому связь животного с миром носит непосредственный характер, т.е. оно потребляет вещество природы в готовом виде. Кроме того, животное зависимо от своего окружения. И мир для животного стабилен, постоянен, устойчив и только благодаря такому миру животное выживает.
Анализ особенностей деятельности и поведения как способов связи с миром позволяет нам понять еще одну вещь. То, что необходимо для эффективного осуществления деятельности, совсем не нужно для поведенческой активности. И наоборот. Вот почему нельзя говорить, что животные на эволюционной лестнице стоят ниже, чем человек. Скорее мы видим разные пути существования, которые приводят к совершенно различным последствиям.