double arrow

Духовно-идеологическая функция журналистики

Согласно представленной нами выше схемы взаимосвязи социальных функций журналистики, после установления контакта с аудиторией журналистика стремится с помощью своих произведений реализовать всю полноту функций. Рассмотрим подробнее сущность каждой из них. Начнем с функций мировоззренческих, а именно с идеологической функции журналистики. Мы усвоили две истины. Сначала журналист должен позаботиться о создании в своём собственном сознании некоей целостной картины мироздания - такой какой ему удастся. Далее ему следует поинтересоваться мировоззренческими представлениями его аудитории, ее интересами и потребностями и установить контакт с нею, без которого невозможна никакая передача информации, никакой информационный взаимообмен. Когда же коммуникативный контакт установлен и начинается собственно обмен информацией, то по сути дела происходит перевод внутренних убеждений автора вовне. Свою концепцию мироздания журналист переводит на язык аудитории, его воспринимающей, то есть переводит концепцию – в идеологию. В ответ получает идеологическую реакцию аудитории.

Идеология – логически обоснованная совокупность идей: объясненных, аргументированных, представленных в соответствующих образах. Даже при самой казалось бы нейтральной передаче информации практически невозможно, используя слова как символы, избежать каких-либо оценок в отношении объектов информации и их действий. Например: «Вчера на перекрестке улиц Дзержинского и Ворошилова в 5 часов вечера попал под машину Иван Иванович Сидоров. Состояние его здоровья вызывает серьезные опасения у врачей». Видимо, Иван Иванович Сидоров не рядовой гражданин города, если газета сочла нужным всему населению рассказать о том, что с ним случилось. Выделение его из общего числа горожан определяет какой-то порядок взаимоотношений людей на данной территории.

Изменим данное сообщение: напишем, что вместо Ивана Сидорова под машину попал ребенок – ученик. И это вызовет у прочитавшего сообщение совсем другие рассуждения: как ведут себя водители на дорогах, куда смотрят родители, организовано ли у нас должным образом обучение детей правилам дорожного движения и т.д. и т.п.

Теперь замените в сообщении слово «ребенок» - на слово «человек». И получите рассуждения о взаимоотношениях человека и техники. Этот эксперимент можно было бы продолжать и дальше. Вывод, который отсюда следует, весьма прост: если за каждым словом стоит комплекс его взаимоотношений с окружающим миром, то, подбирая слова для выражения своих мыслей или описания событий, мы неизбежно сообщаем аудитории о своем миропонимании, предлагаем какую-либо идеологию.

Так понимал идеологию М.М.Бахтин: «Ко всякому знаку приложимы критерии идеологической оценки (ложь, истина, справедливость, добро и пр.) Область идеологии совпадает с областью знаков. Между ними можно поставить знак равенства. Где знак – там и идеология» (Бахтин, МФЯ, 1993, с.14). Бахтин называет психологию внутренним знаком, внутренней речью, подчеркивая ее диалектическое противопоставление идеологии как знаку внешнему: «внутренний знак – тоже знак, а, значит, и идеология, только индивидуальная». Идеология как семиотика объективна. Но все произнесенное проходит далее стадию социальной объективации – восприятия определенными социальными группами. И здесь возникают оценки в виде этических ценностей, норм права, символов религии и т.д. «Идеологические кругозоры, - пишет Бахтин, - соответствуют социальным языкам» (Там же).

Поскольку социальная объективация индивидуальной идеологии неизбежно вербует в свой лагерь единомышленников, то под идеологией начинают понимать некое коллективное мировоззрение.

В результате в языке оформляется представление об идеологии как коллективном образовании. В частности, словарь Ожегова трактует идеологию как систему взглядов, идей, характеризующих какую-нибудь социальную группу, класс, политическую партию.

Однако нам представляется верным не ограничиваться только общеупотребимым представлением об идеологии, поскольку журналистика профессионально выполняет идеологическую функцию и обязана представлять своей аудитории весь имеющийся спектр идей о мире, как индивидуальных, так и коллективных. Поэтому для уяснения более широкого представления об идеологии мы обратимся к философским словарям.

А в философском словаре под идеологией понимается система взглядов и идей: политических, правовых, нравственных, эстетических, религиозных, философских (Философский словарь. М., 1980, стр. 123). То есть речь не идет о социальных группах, их интересах и представлениях. Речь идет о типе идей, их тематическом разнородстве и комплексном представлении. Это не исключает, что носителем такого комплекса идей может быть любой субъект, группа субъектов, общество в целом. А, значит, для журналиста одинаково важно отразить в СМИ всю палитру наблюдаемых идеологий. Естественно, он вправе оценивать то, что наблюдает, с позиции своего мировоззрения и выдавать свои комментарии. Но он не в праве по субъективному усмотрению умолчать о том, что объективно представлено в окружающем его мире.

Можно предвидеть возражения такого порядка, что предлагать к обсуждению в обществе стоит только прогрессивные идеологии. Конечно, в научной литературе изложены критерии прогресса, можно, обсудив сами критерии, опираться на них и производить отбор для публикаций. Но нам такой путь представляется все же рискованным. Принцип абстрактного равенства, заложенный в философии права как регулятива общественных отношений, гласит, что для каждого человека должны быть предоставлены равные права в совершении каких-либо действий. И право свободно высказывать свое мнение о мире (свою идеологию) принадлежит к числу незыблемых прав человека.

Другое дело, что, использовав своё равное с другими право, один человек может оказаться в одиночестве со своими воззрениями, а другой стать духовным лидером нации или совестью человечества. Такое фактическое неравенство вполне оправдано, потому что оно зависит от индивидуальных качеств вступающих в состязание идеологов. Отсюда напрашивается вывод, что журналист как профессиональный идеологический деятель как минимум должен быть сам глубоко эрудирован и коммуникативно талантлив. А еще – ответственен за свое идеологическое влияние на аудиторию, потому что, отражая и комментируя идеологическую палитру общества, он неизбежно формирует новое содержание индивидуального и массового сознания, поскольку таким свойством от природы обладает любая информация.

Что же он формирует? Интересный ответ на этот вопрос, на наш взгляд, дает Философский энциклопедический словарь в трактовке того же понятия «идеология». «Идеология, согласно направлению во французской философии периода Великой революции, - это метод установления практических правил воспитания, этики и политики посредством точного познания физиологической и психической организации человека и физического мира». Здесь в понятие идеологии входит уже не просто некая совокупность идей, но сформированные на их основе правила поведения в различных сферах деятельности. И это не может быть иначе, поскольку любая концептуальная идея рано или поздно будет стремиться не только к своему внешнему проявлению – формулированию, но и к реализации на материальном уровне. А для этого ей придется стать планом действий, сводом правил или чем-то тем, что позволяет осуществить переход идеального в материальное. Очевидно, что журналист будет причастен не только к обсуждению идей, но способов их реализации.

Как указывает словарь, способами этой реализации становятся ценности и сформированные на их основе этические нормы, а также правовые законы. Естественно, что журналист через свою идеологическую деятельность оказывается причастным к их формированию.

На наш взгляд наиболее удачный синтез всех выше представленных определений понятия «идеология» дает социологический словарь, если иметь в виду оба представленные там смысловые значения этого понятия. 1.Система взглядов и идей, в которых осознаются и оцениваются отношения людей к действительности и друг к другу, которые выражают интересы различных социальных групп, классов, обществ. 2.По Дюстату де Траси – наука об идеях, их происхождении, законах развития, истинности и применимости. Здесь есть все: и указание на саму мировоззренческую сущность понятия, и на ее индивидуальную или групповую принадлежность, и на ее влияние на сознание, а также регулирующее воздействие в обществе.

В заключение краткого исследования по выявлению сути понятия приведем определение профессора Прохорова, которое можно назвать краткой программой идеологического действия для журналиста. «Идеология – это система взглядов, в которых осознаются и оцениваются отношения людей к действительности и друг другу, социальные проблемы и способы их разрешения, определяются цели и средства (программы) социальной деятельности государственных образований и общественных объединений по поддержанию статус-кво или преобразованию социальных отношений в соответствии с интересами и потребностями носителей данной идеологии». И далее профессор делает обобщение: «Чем выше степень адекватности представлений (то есть, чем точнее наше знание реалий современности, справедливы ее оценки и предвидения будущего), тем более общечеловеческий характер носит эта идеологическая система, тем успешнее отражает нужды общественного прогресса, и наоборот» (Прохоров Е.П. Введение в теорию журналистики, стр. 49-50).

Хотелось бы также обратить внимание на одно весьма важное обстоятельство, мимо которого не проходит ни один словарь. В философском энциклопедическом сказано: «В настоящее время понятие идеологии употребляется почти исключительно как характеристика неистинного мировоззрения, предназначенного для обмана ради материальных, а также политических интересов». Как видим, произошла явная девальвация идеологии как объективной истины в силу подмены в ней точного исследования чьими-то интересами. Отсюда нередко возникает требование отказаться от идеологии как таковой вообще (деидеологизация), что равносильно призыву замолчать всем навеки. Ведь любое произнесенное слово, по Бахтину, уже есть символ, уже идеология.

Мы же предлагаем журналистам реализовывать ответственное, толерантное идеологическое поведение, моделируемое на основе глубоких научных знаний и богатого образного мышления.

Результатом такого поведения будет тот или иной уровень развитости массового сознания. Сущность этого понятия также требует своего прояснения. В качестве базовой основы для этих рассуждений можно использовать схему, предложенную Е.П.Прохоровым, поскольку в ее основе явно просматривается онтологический подход. Глубинным ядром массового сознания он считает мировоззренческие и миросозерцательные представления о целостной картине мира. Это чувственно-логический образ мироздания. Это единство научного знания о мире и его эмоционально-художественного восприятия, которыми обладает общество. И, поскольку оно отражает основные закономерности развития, такое знание может быть определено как знание о будущем времени.

Глубинное теоретическое ядро массового сознания постоянно сверяется с историческим сознанием, которое отражает уже прожитые реальные процессы и может выступать как практический критерий истины теоретических представлений.

Знание о настоящем, о текущей картине жизни в массовом сознании присутствует в виде общественного мнения, которое выступает отражением, реакцией на происходящее.

И, как мы уже говорили, комплекс представлений о мире постепенно воплощается в некий план действий, то есть формируется определенная социальная позиция, активизация которой и приведет к реальному воплощению в жизнь мыслительных моделей.

Таким образом, массовое сознание представляет собой отраженную картину мира в непрерывном потоке времени, на основе которой формируется социальная позиция. На схеме это можно представить следующим образом:

Рис. 18 Структура массового сознания.

Естественно журналист участвует как в отражении содержания массового сознания, так и в его формировании, поскольку СМИ являются оперативной массовой периодической информационной системой с обратной связью и спиралевидным функционированием. В этом и состоит сущность его идеологической функции.

План анализа текста с точки зрения качества реализации в нем духовно-идеологической функции журналистики:

1. Какая совокупность идей:

- политических,

- экономических,

- социальных,

- правовых,

- духовно-нравственных

представлена в тексте? Какие именно это идеи?

2. Как показана в тексте их взаимосвязь и взаимовлияние?

3. Рассматриваются ли данные идеи с опорой на научное знание? Какие именно знания?

4. Рассматриваются ли данные идеи с опорой на исторический опыт? Какой именно?

5. Как выражено в тексте общественное мнение о представленных идеях?

6. Позволяет ли текст на основе представленных идей сформировать собственную мировоззренческую и социальную позицию по описанным вопросам? Какую именно?

7. Мотивирует ли текст на практическую реализацию сформированной социальной позиции в конкретные социальные действия и поведение? Какие именно действия, какое поведение?

Основная литература

1. Корконосенко, С.Г. Основы журналистики: Учебник для вузов / С.Г. Корконосенко. - М.: Аспект Пресс, 2001. - С. 161-197 (Функционирование журналистики).

2. Прохоров, Е.П. Введение в теорию журналистики: Учебное пособие / Е.П. Прохоров. - М.: РИП – холдинг, 2002. - С. 44-73 (Глава 3 Функции журналистики).

3. Ахмадулин, Е.В. Краткий курс теории журналистики. Учебное пособие / Е.В. Ахмадулин. - М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: издательский центр «МарТ», 2006. – 272 с. - С. 204-231 (Функции журналистики).

Дополнительная литература

1. Свитич Л.Г. Феномен журнализма / Л.Г. Свитич. – М.: Факультет журналистики МГУ, Издательство «Икар», 2000. - С. 107-110.

2. СМИ в пространстве Интернета: Учебное пособие. Часть 2 / Лукина М.М., Фомичева И.Д. – М.: Факультет журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова, 2005. – (Глава о функциях).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: