Социально-бытовая функция журналистики

Эта функция также принадлежит к миросозерцательным функциям, поскольку речь идет об отражении картины мира, воспринимаемой через эмпирическое (опытное) взаимодействие с ним. Но, в отличие от эмоционально-психологической функции, социально-бытовая функция означает отражение не идеального (эмоционально-психологического) состояния человека и общества, а его реальную бытовую жизнь во всем ее объеме и разнообразии. Этот информационный уровень отражения действительности наиболее доступен аудитории, поскольку не требует особых интеллектуальных усилий. Это наиболее требующаяся информация, потому что очевидна ее прикладная направленность – она полезна, прагматична. К числу таких материалов принадлежат рекламно-справочные сообщения, различного рода консультации, советы, рекомендации. Это также житейские истории, бытовая жизнепанорама. Е.П. Прохоров называет эту функцию рекламно-справочной, способствующей «развитию культуры на бытовом уровне».[75] Именно в этом смысле она является продолжением культурно-формирующей функции журналистики.

Большое место в СМИ занимает различная реклама. С одной стороны, она информирует потребителя о товарах и услугах, а с другой стороны, как подчеркивает Прохоров, «формирует культуру потребления… Связывая стандарты потребления с характером образа жизни, реклама тем самым выполняет идеологические функции».[76]

Из перечня функций журналистики, которые определяет С.Г. Корконосенко[77], аналогичное действие производят личностные функции, осуществляющие ориентацию человека в окружающем его мире.

Аудитория всегда рассматривала и рассматривает СМИ, хотя сегодня в значительно меньшей степени, как помощника простому человеку в решении любых его жизненных проблем. Это происходит потому, что журналисты обладают наиболее широкими и точными представлениями о текущих процессах современной жизни и в силу своей информированности могут помочь найти верное решение или путь к нему. Такие ожидания аудитории возникают не на пустом месте, это не что иное как верная оценка значения информации в жизни человека. Человек нуждается в информации и, естественно, идет к тому, у кого она есть или должна бы быть. Внимание, проявленное к просьбам, запросам, вопросам и чаяниям своей аудитории не остается безответным.

Добросовестная реализация социально-бытовой функции, пожалуй, в наибольшей степени влияет на увеличение тиража издания, делает его авторитетным, нужным и любимым для читателя, а журналистов – уважаемыми людьми. И, наоборот, недобросовестное исполнение этой обязанности или вообще игнорирование обыденных проблем граждан приводит к снижению внимания к нему со стороны аудитории, падению его рейтинга и тиража, а значит, ставит под вопрос его прибыльность и самоокупаемость. Неуважительное, равнодушное отношение к аудитории порождает, в конце концов, и ответную реакцию - неуважение к профессии как таковой. Сегодня мы вынуждены констатировать повсеместное снижение тиражей изданий, жалобы на нехватку финансовых средств и одновременно резкое падение престижа профессии. Думается, что в первую очередь, это происходит из-за плохой реализации изданиями их социально-бытовой функции, из-за того, что журналисты перестали ощущать себя и быть реальными помощниками людям.

Можно предложить следующий план анализа текста с точки зрения реализации им социально-бытовой функции.

1. Какая важная для обыденной жизни людей тема раскрывается в тексте?

2. В каком жанре написан текст?

3. В тексте рассматривается позитивный опыт (какой) или нерешенная проблема (какая)?

4. Обладает ли текст достаточной информационной насыщенностью, чтобы положительный опыт можно было перенять, а проблему решить? Если нет, то какой информации в нем не хватает?

5. С помощью каких средств автор формирует побудительный мотив к действию у читателя?

Кроме того, можно предложить план анализа номеров издания с точки зрения реализации изданием социально-бытовой функции.

1. Каков процент публикаций

- по количеству,

- занимаемой печатной площади,

реализующих социально-бытовую функцию, от общего числа публикаций?

2. В каких рубриках публикуются данные материалы?

3. Каким темам посвящены публикации, реализующие социально-бытовую функцию?

4. Какие проблемы поднимаются в данных публикациях?

5. В каких жанрах публикуются материалы, реализующие социально-бытовую функцию?

6. Каково среди них процентное соотношение публикаций, посвященных передаче позитивного опыта, и проблемных публикаций?

7. Каково процентное соотношение публикаций от общего числа публикаций, реализующих социально-бытовую функцию, которые можно было бы назвать конструктивными с точки зрения предлагаемого в них опыта?

8. Есть ли в издании рубрики, в которых публикуются сообщения об изменениях, произошедших после выступления газеты?

Основная литература

1. Ахмадулин, Е.В. Краткий курс теории журналистики. Учебное пособие / Е.В. Ахмадулин. - М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: издательский центр «МарТ», 2006. – 272 с. - С. 204-231 (Функции журналистики).

2. Корконосенко, С.Г. Основы журналистики: Учебник для вузов / С.Г. Корконосенко. - М.: Аспект Пресс, 2001. - С. 161-197 (Функционирование журналистики).

3. Прохоров, Е.П. Введение в теорию журналистики: Учебное пособие / Е.П. Прохоров. - М.: РИП – холдинг, 2002. - С. 65-66.

Дополнительная литература

1. СМИ в пространстве Интернета: Учебное пособие. Часть 2 / Лукина М.М., Фомичева И.Д. – М.: Факультет журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова, 2005. – (Глава о функциях).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: