Распад родовой общины и формирование полиса явились основными предпосылками появления рациональной рефлексии по поводу основных принципов организации совместной жизнедеятельности людей. Родовые отношения сохранялись еще на протяжении веков, но на место родовой выдвигалась гражданская община, в которой родственные связи между членами заменялись соседскими и политическими, которые были искусственными и целерациональными (техническими) по сравнению с естественными отношениями кровного родства.
Этот период расцвета рабовладельческой демократии в Y-IY вв. до н.э. обычно определяется как “классический”. Наиболее полное выражение демократических тенденций классического периода можно наблюдать в Афинах.
“Что касается полноправных граждан, то политический строй Афин обеспечивал им полноту политических прав и свобод. Применение жребия при замещении должностей предполагало, что любой гражданин может быть привлечен к управлению государством. Ежегодно сменяемые должностные лица регулярно отчитывались перед народным собранием и в случае признания отчета неудовлетворительным могли быть отозваны досрочно. Даже высшие должностные лица должны были руководствоваться волей народного собрания.
|
|
При всем том принцип прямого народоправства не мог быть реально осуществлен....Характерно, что кворум, требовавшийся для решения некоторых особо важных вопросов, составлял 6 000 человек, что примерно равняется 1/4 или даже 1/5 общего числа граждан...
И все же любой афинский гражданин чувствовал себя вершителем судеб своего государства. Ведь он был полноправным участником народного собрания, без санкции которого не принималось ни одно сколь-нибудь важное решение, в том числе законы и декреты. А в суде голосами присяжных, большинство которых составляли рядовые афиняне, определялась участь многих граждан...”[35].
По мере развития полиса кораблевождение теряет свой статус “жизненно важной” сферы, который переходит к государственному строительству и управлению. Принципы организации и управления совместной жизнью людей в городе-государстве значительно отличаются от принципов организации и управления царства. Различаются не только субъекты управления (причем, появление специфического субъекта управления - полиса - привело к появлению органов управления, которые были подотчетны народному собранию), но и сами принципы организации и управления.
Основным интегративным принципом греческого полиса является принцип этнического единства, но в политическом плане полис представляет собой республику рабовладельческой демократии. Поэтому принципы единоначалия, централизма, жесткой иерархии и субординации начинают заменяться принципами группового руководства, определенной автономности, подвижной иерархии и субординации, причем механизм наследования заменяется механизмом выборности. Различаются даже методы трансляции норм деятельности: на смену устному персонифицированному способу трансляции приходит письменный кодифицированный, а значит и универсальный, способ трансляции. Особенно важным такой способ трансляции стал в области права, которое можно рассматривать как искусственный регулятор поведения отдельных индивидов в процессе их объединения.
|
|
До тех пор, пока устои традиционного греческого общества стояли крепко, “...знать руководствовалась вековой изустной традицией....Эта традиция была одинаково священна для всех слоев населения”[36]. Когда же эти устои начали колебаться под влиянием размывающего действия широких торговых и культурных контактов, то крестьяне как наиболее угнетаемая часть населения, считая, что причина их притеснения заключается в нарушениях старой традиции, начали требовать ее регламентации. “Никому не могло и в голову прийти требовать ее отмены; когда народ... стал требовать, чтобы эти старинные нормы были записаны, то он хотел только предохранить их от искажений со стороны аристократии”[37].
Кодифицированный закон стал основой правопорядка, создания и внедрения дисциплины, необходимой для преобразования совокупности не связанных кровными родственными связями людей в народ, составляющий единое государство. Кодифицированный закон стал основой среды, способной исполнять кодекс, следовать правовым нормам, жить под защитой свода законов. Помимо общих принципов справедливости право должно быть настолько ясным и воспроизводимым, чтобы каждый гражданин мог заранее определить свои права и обязанности, даже если они окажутся в противоречии с правами и обязанностями других. Воспроизводимость предшествует беспристрастности, а значит, и универсальности. Поэтому универсальный характер закона, выраженный девизом “перед законом все равны”, подчеркивается и закрепляется характерным для большинства стран правовым принципом прецедента, который фактически закрепляет единую трактовку закона.