Главная цель – способствовать развитию способностей человека, развитию его личности, его духовному росту, его нравственности и самосовершенствованию, самореализации. Человек может многого не знать, но важно, чтобы сформировался по-настоящему духовно нравственный человек, способный к саморазвитию и самосовершенствованию; в центре этой парадигмы – человек со всеми своими слабостями и достоинствами.
Сущность гуманистической парадигмы заключается в последовательном отношении учителя (преподавателя) к ученику (студенту) как личности, самостоятельному и ответственному субъекту собственного развития и в тоже время как к субъекту воспитательного воздействия. Основное отличие данной парадигмы от традиционной заключается, прежде всего, в том, что субъект-объектные отношения заменяются на субъект-субъектные (табл. 1.1).
Субъект-объектной парадигме обучения присущи недостатки, в значительной мере характерные и для высшего образования современной России [3]:
- Закономерное отставание темпов преобразования социальной сферы от темпов трансформации экономики - Россия, рыночный статус экономики которой официально признан международным сообществом, по существу сохранила в первозданном виде государственную систему высшего образования, созданную и эффективно работавшую в условиях плановой экономики советского государства.
- Психологическая устойчивость и инерционность стереотипов императивной педагогики. Любые попытки только привлечь внимание к положительным аспектам организации и функционирования современных зарубежных образовательных систем вызывают бурные протесты многих ревнителей действительно эффективной для своего времени советской системы высшего образования. Разрыв между знаниями, умениями и навыками учащихся и быстро меняющимися требованиями реальной жизни - на практике образование чаще направлено в прошлое, а не в будущее. В этой связи лишь укажем на не имеющую мировых аналогов громоздкую, пересматриваемую по законодательству не реже чем один раз в десять лет систему российских государственных образовательных стандартов, существенно ограничивающих автономию университетов и инициативу преподавателей по непрерывному совершенствованию и развитию содержания образования
- Крайне ограниченные в условиях поточно-групповой организации возможности продекларированной в нашем высшем образовании индивидуализации учебного процесса, академической мобильности учащихся и образовательных программ.
Таблица 1.
Сравнительная характеристика традиционалистской и гуманистической парадигм образования
Сравниваемые показатели | Парадигма образования | |
Традиционалистическая (субъект - объектная) | Гуманистическая (субъект - субъектная) | |
1 Основная миссия образования | Подготовка подрастающего поколения к жизни и к труду | Обеспечение условий самоопределения и самореализации |
2 Аксиологическая основа | Потребности общества и производства | Потребности и интересы личности |
3 Цели образования | Формирование личности с заранее заданными свойствами | Развитие личности как субъекта жизнедеятельности и человека культуры |
4 Роль знаний, умений и навыков | Цель обучения | Средство развития |
5. Содержание образования | Передача ученику готовых образцов знаний, умений и навыков | Созидание человеком образа мира в себе самом посредством активного полагания себя в мир предметной, социальной и духовной культуры |
6. Положение ученика (студента) | Объект педагогического воздействия, обучаемый | Субъект познавательной деятельности, обучающийся |
7. Ролевая позиция учителя (преподавателя) | Предметно-ориентированная позиция: источник и контролер знаний | Личностно-ориентированная: координатор, консультант, помощник, организатор |
8. Отношения обучающего и обучающегося | Субъект-объектные, монологические отношения: подражание, имитация, следование образцам. Соперничество преобладает над сотрудничеством. | Субъект-субъектные, диалогические отношения – совместная деятельность по достижению целей образования |
8. Характер учебно-познавательной деятельности | Репродуктивная (ответная) деятельность обучаемого | Активная познавательная деятельность обучающегося |
- Отсутствие у большинства студентов, вынужденных совмещать учебу в вузе с работой, возможности гибко планировать свое учебное время стало причиной нехарактерного для прежних лет и отмечаемого сейчас снижения у многих студентов старших курсов интереса к учебе и показателей успеваемости. При поточно-групповом обучении очень сложно последовательно осваивать образовательные программы начального, среднего и высшего профессионального образования в сокращенные сроки, что весьма неэффективно с точки зрения государственных затрат на образование. В современном мире все больший приоритет приобретает гуманистическая парадигма.