Модуль 1 тенденции развития высшего образования в XXI веке

ТЕМА 1: Основные тенденции развития высшего образования в XXI веке.

На рубеже нового тысячелетия, в которое вступило человечество, закономерно возрастает интерес к сфере образования, так как именно с ним связываются перспективы выживания человечества в его «каналах эволюции» и генерации новой природоцентрической системы ценностей, способной приобщить человека к культуре «глубинного общения» (Г.Я Батищев) с равновеликими субъектами.

Изменения, стремительно происходящие в мире, затрагивают и образование, которое старается пересмотреть приоритеты и найти ответ на вопрос, каким ему быть в новом тысячелетии. Эти изменения происходят на фоне глобальных, общечеловеческих схем. Человечество в начале ХХI века претерпевает ряд глубинных трансформаций, меняющих облик цивилизации в целом. Это требует кардинального пересмотра всей системы традиционных представлений о прогрессе и о роли образования в нем. Одной из главных мегатенденций в сфере образования можно считать необходимость решать проблемы образования, учитывая не только местные и региональные тенденции, но и национальные, государственные и мировые.

По мнению В.М. Розина, в России целесообразно рассматривать, по меньшей мере, 3 основные тенденции в сфере образования:

1. Мировую тенденцию смены основной парадигмы образования (кризис классической модели и системы образования, разработка новых педагогических и фундаментальных идей в философии и социологии образования, в гуманитарных науках, создание экспериментальных и альтернативных школ).

2. Наметились тенденции к интеграции в мировой культуре нашей школы и образования (демократизация, создание системы непрерывного образования, гуманизация и компьютеризация образования, свобода выбора программ обучения и образования, создание на основе самостоятельности школ и вузов (университетов) школьных сообществ, преподавателей и студентов и других).

3. Восстановление и дальнейшее развитее традиций русской школы и образования: в свое время в России (конец ХIХ столетия) была сильная «методическая школа», хорошо поставленное гуманитарное образование, интересный опыт педагогики в ряде технических вузов.

В целом в развитии высшего образования в XXI веке выделяют следующие приоритетные направления его развития.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: